Проповеди » prop_2013 » 17 февраля 2013 г. Воскресная проповедь.

17 февраля 2013 г. Воскресная проповедь.





(Продолжительность 22:25)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы прочитали с вами отрывок из Евангелия от Луки, в котором повествуется нам о некоем человеке по имени Закхей. Те, кто постоянно читает Евангелие, вероятно, не раз задумывались о том, зачем же Господь даёт нам это знание о каком-то неизвестном и даже непонятном для нас человеке.

Кто такой Закхей? Закхей - это тот, кто был в Иерихоне, в том городе, куда приближался Иисус, главой мытарей. Кто такие мытари? Мытари - это в те времена были служащие государственные. Скажем так: те, кто исполняли обязанности пред кесарем, собирая подати с граждан. И как свойственно человеческой натуре, эти мытари были людьми довольно своеобразными в устроении. Они безжалостно и порой жестоко обходились с людьми, изымая у них полагающееся для того, чтобы заплатить налог, а часто и свыше того,  для того, чтобы ублажить себя. За это в народе их не просто не любили, скорее, слово, которое здесь более применимо, - это ненависть.

И люди Израиля считали мытарей приравненными к язычникам, потому что, по их отношению к людям, они были вне закона. То есть те фарисеи и законники, которые наблюдали за ними со стороны, те мнимые праведники, которые были во Израиле в то время, они назначили этих людей людьми второго сорта в силу их должностных обязанностей. Хотя сами, как вы знаете, фарисеи не отличались ни благочестием, ни сердечной чистотой, а только лишь в лукавстве пребывая и исполняя букву закона, оставались каменными сердцами и так же, как мытари, относились к людям, но только не взымали с них лишнего насильно.

Ситуация заключается в том, что этот Закхей, как многие из нас с вами, находясь на государственной службе, вынужден был жить так же, как все. Но очевидно, что этот человек, а дальнейшее развитие событий Евангельских нам об этом повествует, не был согласен с тем, что являлось нормой для всех мытарей. Он понимал, что всё, что происходит, неправильно, но не имел в себе силы противиться общепринятым тогда правилам. Не мог противостоять, как сегодня говорят, системе.

Вот и мы порой так же, когда нас спрашивают: «Ну, что же, ты же православный человек...», а в ответ слышат: «Ну что я могу сделать? Все так живут!» Вот и здесь Закхей жил как все, как все мытари того времени, но, видимо, внутренне был не согласен. Почему? Потому что он ожидал, ожидал этого Мессию. И когда слух по всей Иудее о пришедшем Христе, неком чудотворце, пророке, великом муже, раскатился, он, как многие из ожидающих, затаил дыхание и сердце в ожидании того, чтобы увидеть Его. «Вот, - подумал Закхей, - наконец пришёл Тот, Кто освободит и меня в том числе от этой нужды быть неправедным!»

Так думая в сердце своём, Закхей захотел увидеть Христа, захотел увидеть Его, как и многие тогда в Иудее. Известно, что за Ним ходили огромные толпы народа, иногда многотысячные толпы. И Закхей, проживая в закрытом своём доме, в своей скрытой от глаз человеческих действительности, часто боялся лишний раз оттуда выходить и не ходил без охраны, потому что это было чревато. Ведь если народ, который возмущён непомерными налогами и податями, увидел бы его, он бы мог не сдержаться и выместить на нём всю свою злобу. И поэтому в обыкновенные дни, если начальник мытарей выходил из замка своего, то выходил только лишь под серьёзною охраной.

Но сегодня был иной день, сегодня охрана была ни при чём! Он не мог бы объяснить этим охранникам: зачем он идёт, почему в его сердце появилось это желание увидеть Христа. И он, превозмогая страх и понимая, что это может быть последним днём его жизни, не обращая на это внимания, перешагивает порог дома и один, тайком пробираясь, пытается идти туда, куда должен прийти Христос. Он прекрасно знает, что если только люди найдут его, заметят, то немедленно могут причинить ему боль, а возможно, и умертвить. И поэтому он окольными путями, как говорится, вперёд всех, оббегая, прошёл к тому месту, где  ожидаемо должен был пройти Спаситель. И этот человек, который не знал земных трудов, который жил в роскоши и был очень богат, привык носить дорогие одежды и принимать услуги слуг, он вдруг взбирается на дерево. На дерево он взбирается потому, что ростом был невелик и боялся, что не сможет из-за народа увидеть Спасителя. И вот он, имея белые руки, не утруждённые трудом, имея тело изнеженное, не привыкшее к физическим нагрузкам, преодолевает ещё один момент и находит в себе силы взобраться на дерево для того, чтобы с него, с этой высоты, взглянуть на Того высокого, на Того высшего, Которого он взыскал в своём сердце.

Люди обратили внимание на то, что кто-то взбирается на эту ягодичну, как сказано в Писании. Это смоковница - древо плодовое. И обратив своё внимание, люди собрались вокруг и стали говорить: «А не тот ли это мытарь, который вымотал нам всю душу и забирает последнее из наших домов?» И они, споря между собой, были уже готовы принять какие-то меры, чтобы его оттуда снять и воздать ему желаемое. Но Христос опережает всех, обращаясь к человеку, который сидит на дереве, трясясь одновременно от ужаса и трепеща от ожидания встречи со Христом, потому что он не знает Его в лицо и боится пропустить. И вдруг  обращается Спаситель к нему  Сам и говорит, не зная его прежде, называя его по имени: «Закхей, потрудись спуститься вниз. Сегодня Мне нужно быть в доме у тебя.»

Нужно представить ту гробовую тишину, которая вдруг наступила. Неожиданный поворот событий: человек обращается к другому человеку, не зная его, и все понимают, что это неспроста. Иисус Христос остановил толпу, сделал всех на мгновение недвижимыми от удивления, что Он обратился из многотысячного количества людей, окружавших Его, к этому человеку, который забрался для чего-то на дерево. Вероятно, со стороны это выглядело даже несколько комично. Но Господь обращается именно к нему! «Закхей» называет Он его. И вдруг это имя прозвучало иначе. Вдруг это имя, которое было ненавистно всеми, прозвучало совершенно в ином контексте. Ведь в переводе имя Закхей означает «чистый». И Господь, обращаясь к нему, Своим обращением, тем, что Он увидел, принял его, признал, как бы очищает это имя Своим голосом и Своим обращением. С великой радостью этот человек опускается на землю и не верит своему счастью, потому что возможно ли ему было  подумать о том, что Сам Христос войдёт в его дом, в дом того презренного и ненавистного в народе человека, которому никто не  подавал руки; войдёт Тот долгожданный, Которого ожидала вся Вселенная, вся земля и весь род человеческий! 

И с великой радостью он принял Спасителя в доме у себя. И никто не дерзнул ни руки поднять на Закхея, ни камня и даже взглядом косым не посмел его проводить. Когда же Спаситель зашёл к нему в дом и расположились на вечерю, многие стали роптать: «Как же так? Почему великий пророк, Тот, Кого считают Мессией, вдруг пришёл в дом презренного мытаря?» Но не дожидаясь ответа Спасителя, как говорит Священное Писание, Закхей восстав сказал. Восстав означает в твёрдом решимом желании. Он встал и сказал: «Господи, се пол-имения моего отдам нищим, аще кого чем обидел, возвращу четверицею.»

Что это означает? Пол-имения он обещал пред Господом отдать неимущим и всем, кого когда-то незаконно обобрал, обещал вчетверо больше вернуть. Что же это? Он решил отдать практически всё своё состояние! Он решил раздать всё своё имение, но только чтобы возблагодарить Бога за то неожиданное, что Он благословил ему, за эту встречу с Господом Иисусом Христом. Вослед Иисус отвечает, отвечает  Закхею, что «дом твой спасён отныне.» Что значит «дом твой спасён»? Это значит, что твоя душа, твоё сердце для истинного предназначения уже уготовлены. Они очищены твоим исповедованием, твоим покаянием, отречением от греха, от грязной, непотребной жизни. Они очищены твоим желанием, которое Господь точно знал, что оно будет исполнено: раздать всё нищим и следовать за Христом.

Мы знаем, что среди семидесяти Апостолов был некий с именем Закхей. Это он, Закхей, который впоследствии стал епископом. Этот человек более никогда не расставался со Христом, этот человек более никогда не забывал об этом дне, но, главное, он никогда об этом дне не жалел. Да, он остался без всего, но он восстановил своё обыкновение, он стал нормальным человеком, более того, он прозрел духовно и своё духовное прозрение благословением Божиим утвердил в добродетели. Ведь второе значение у имени Закхей - «добродетельный».

Для чего же нам с вами дана эта притча? Ведь много раз мы в Евангелии слышим упрёк ученикам: «Почто ваш учитель с мытарями и грешниками яст и пиет?» И в этом Евангельском отрывке после слов Закхея Господь говорит: «Ибо не праведников пришёл спасать, а грешников.» Взыскать погибшую душу пришёл Господь на землю. И для Господа было очень важно вот это обращение, потому так и выделено оно среди прочих событий, которые описаны в Евангелии.

Что же даёт нам с вами знание об этом событии, которое произошло с неким Закхеем? Оно рассказывает нам о пути. О пути, который, возможно, каждый из нас с вами проходил или ещё проходит; о пути, когда человек начинает понимать, что вся его жизнь, даже если она и наполнена некими благами, является неполноценной и какой-то ненастоящей, когда в ней нет главного: правды Божией и взаимодействия с этой правдой, жизни по этой правде. Человек, который поистине ищет Бога, который взыскует Его по-настоящему всем своим естеством, не остановится ни перед чем, чтобы приобрести это.

И недаром в Писании рассказывается нам в притче о том, что Царствие Небесное - это, как некая драгоценная жемчужина, которую обретя, идёт человек и продаёт всё своё имение, только чтобы приобрести эту драгоценность, эту небесную драгоценность вечного бытия с Богом, радости неземной и счастья нечеловеческого. 

Об этом же нам говорит Священное Писание, когда рассказывает о человеке, который в некой земле обрёл драгоценный клад. И тогда он идёт и продаёт всё имение, чтобы купить эту землю и приобрести это сокровище. То же самое делает и Закхей в этом отрывке. Он готов отдать всё в своей жизни, только бы не потерять главного, что в ней появилось. Его жизнь вдруг наполнилась Светом истины, вдруг наполнилась смыслом.

Так часто бывает и с нами, когда мы проживаем свою земную, обыденную жизнь. Когда мы стремимся в этой обыкновенной, человеческой, мирской суете к тем общепринятым, так называемым, земным благам, мы не находим часто в этом удовлетворения душе. И человек остаётся несчастным, даже когда сыт, обут, одет, богат. И когда у него дом  - полная чаша, он всё равно может остаться несчастным, потому что лишён Истины. 

Путь Закхея - путь каждого грешника, ради которого пришёл Христос на эту землю. Он пришёл не ради тех, кто мнит себя праведниками; не ради тех, кто в гордости своей считает себя достойным по каким-то причинам благ свыше. Он пришёл вот к этим людям, которые знали и понимали, что им не на что надеяться, и только лишь одним глазом мечтали взглянуть на лик Спасителя для того, чтобы этим удовлетвориться. Как это похоже на того разбойника на кресте, который только лишь просил помянуть его во Царствии, более ни о чём не просил. Не просил дать ему это Царствие, а лишь помянуть его. Вот и Закхей, как тот разбойник, он тоже взошёл на древо, пусть не крестное, но это стало одним из проявлений его решимости, его способности преодолеть все заблуждения жизни ради встречи и единения с Богом и Его истиной.

Мы, когда освящаем жильё, ваше жильё, ваши дома и квартиры, читаем именно этот отрывок из Евангелия. Читаем на освящение, совершая священнодействие освящения ваших домов, именно эту часть Священного Писания. Потому что, каждый из тех, кто призвал пресвитера освятить своё жильё, в первую очередь, взыскует, чтобы Господь вошёл в этот дом  и благословил его пребыванием Своим. Каждый должен желать этого вхождения, чтобы более никогда с Ним не расставаться. 

Вот и сегодня мы вновь обращаем свой взор к разнице между гордостью, стяжательством, злобою и покаянием, смирением и любовью. Мы снова видим разницу между теми, кто привык блюсти букву закона и осуждать окружающих, и между теми, кто, может быть, не во всём и не всегда прав, но правильно устроен сердцем и жизнь свою в положенный срок положенным образом к правде Божией изменяет.

Братья и сестры, Священное Писание, Евангелие, Слово Божие несёт нам с вами великую истину жизни нашей. В нём прописаны все подробности того, как можно, нужно спасительно жить каждому из нас. И лишь только мы сами можем не увидеть, не понять, не принять этих Евангельских примеров и потому не найти пути ко Христу, не найти пути к правде, не найти смысла своей жизни.

Сегодняшний отрывок, который нужно перечитать ещё раз, внимательно вдумываясь в слова Священного Писания, показывает нам милосердие Божие к тем, кто имеет истинное покаяние. 

И слава Господу, Который гордым противится, а смиренным даёт благодать!

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

        17.02.2013г.
 




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье