Проповеди » prop_2012 » Проповедь в день Рождества Пресвятой Богородицы

21 сентября 2012 г. Проповедь в день Рождества Пресвятой Богородицы





(Продолжительность 16:31)

Поздравляю вас с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
В жизни каждого человека рождение в свет ребёнка,  наследника, имеет огромное значение и смысл.  Но несравнимо большее значение и несравнимо больший смысл имеет для всех нас Рождение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.  Рождение Её дало нам то самое обетование и надежду,  веру в то, что придёт Тот - самый долгожданный,  ожидаемый,  Тот,  кто принесёт людям Свет,  Истину,  Правду,  Путь,  Надежду и, самое главное,  Тот, кто дарует людям возможность неразрывной жизни с Творцом.

Круг церковного Богослужения не случайно начинается именно этим праздником: очень всё логично и праведно уложено в Церкви. Именно почитание Матери Божией, искреннее и от  сердца исходящее, может даровать христианскому сердцу не только знание о правильной молитве, но и о том, какова должна быть жизнь православного человека.

Матерь Божия родилась во времена, когда человечество дошло до самого низа своего падения, когда уже никто не верил, что возможно этот  народ, этот человеческий род реабилитировать из той преисподней, в которую он сам добровольно себя погрузил. Но ждали люди верующие, ждали те, кто были истинно верующими Богу и обетованиям Его, что придёт час, когда Господь любовью своею дарует новый шанс тем, кто всю свою жизнь готов посвятить обретению Вечности, которая и является истинным предназначением каждого христианина, каждого живущего на земле.

Сегодня мы с вами можем лишь только обратиться к Матери Божией, как к Той, Кто обычно несёт на своих плечах, обычно несёт в своём сердце и в своей молитве Пречистому  Своему Господу Иисусу Христу и Сыну Своему Божественному ходатайство за грешный род человеческий, за каждого из нас с вами.

Сегодня то же время, когда мы находимся в тяжёлом состоянии бездуховности, когда у человека, искушаемого без конца происходящими вокруг него не духовными, не христианскими событиями, отымаются последние остатки веры, разума и смысла жизни. Именно в этот момент правильно и честно обратиться к Той, у Которой из всех людей, поживших на земле, крепче всех и твёрже, и праведнее были устроены и жизнь, и вера, и смысл обоих этих вещей.

Матерь Божия для нас как маяк, как тот самый ориентир святости, чистоты, праведности, терпения, смирения, кротости, любви, умения прощать. Матерь Божия - учитель всех добродетелей христианства, проводник той Божественной благодати, которую Она принесла в мир, даровав нам Спасителя. Она выше всех Апостолов и выше всех Ангелов, и выше она не по рейтингу земному.  Это не значит, что как мы,  земные люди,  надеемся , что, имея связи с высокими начальниками, мы сможем устроить свою жизнь земную - нельзя так же подходить к Матери  Божией. Возможность обратиться нам к Ней не означает, что мы можем воспользоваться её святостью для того, чтобы оправдать нашу греховность. Вовсе не для этого мы обращаемся к Матери Божией, вовсе не поэтому славим Её праздники, иконы и рождество. Мы обращаемся к ней в кротости и смирении сердца, точнее, должны обращаться так. Понимая, что не имеем даже права, даже каких-то причин, носимых внутри, обратиться к Ней, потому что наше состояние настолько далеко от истинного состояния христиан, что, наверное, даже было бы  совестно тревожить святость Пресвятой Владычицы Богородицы. Мы порой по дерзновению своему неразумному обращаемся к Ней, забывая о нашем духовном состоянии. Мы бесконечно любим себя и потому имеем внутри утверждение, что мы обязаны обращаться к Ней, чтобы переложить на Неё наши скорби и ответственности.

Но Матерь Божия, несмотря на нашу немощь, принимает нас такими, какие мы есть. Ибо истинная любовь не делит людей на близких и далёких, на родных и чужих, на праведных и грешных. Матерь Божия, как и Божественный Сын Её Иисус Христос - Спаситель наш, участвует в жизни тех людей, которым действительно нужна помощь, которым действительно нужно заступление. Но заступление перед кем? Разве перед любовью Христа нужно заступаться за нас? Разве Его любовь нуждается в чём-то ещё? Конечно же, нет!  Так почему мы просим  Матерь Божию? О каком молении мы с вами обращаемся к Ней? Мы знаем, как никто другой, насколько у нормальных даже людей слово родительское имеет уважение и вес. К сожалению, в наше время это порой утеряно, попрано, забыто, но идеалы остались, сохранились, они живут.  И доказательство того - вот это отношение,  до сих пор сохранившееся между Матерью Божией и Божественным Сыном Её, пребывающем в Троице Святой. Мы обращаемся к Ней, как к Матери Бога Вышняго, обращаемся к Ней, потому что понимаем, что нет у нас упования и надежды больше ни на что, как только на любовь. И Господь, любящий нас, и взыскует в Матери Своей причину миловать нас. Он возжелал слышать Её, Он возжелал принять Её моления, чтобы иметь возможность призреть наши грехи и наши немощи. Только лишь бы наше сердце не лукавило в молитвах. Только бы наше сердце не было бы ищущим своего и живущим для себя. Только бы стремился разум и дух человеческий обрести единство с Тем, к Кому  обращается.

Когда мы с вами почти ежедневно и неоднократно в день призываем Матерь Божию, мы призываем Её, как малые дети, как дети порой неразумные, неопытные, ни к чему не способные. Именно Ей,  Пречистой, Господь усыновил нас в лице Апостола Своего любимого Иоанна Богослова. И мы, как малые дети, зная о том, что нам негде больше искать опоры, зная, что нам не в чем больше найти помощи и не на что возложить упование, мы просто порой взываем, а иногда просто кричим от боли или уныния, или незнания, что дальше делать. Мы взываем к Ней, потому что знаем, что Её материнское чутьё, Её материнская забота, Её истинная любовь никогда нас не предадут и не оставят. И в свою очередь, наверное, было бы правильным быть благодарным за эту любовь, не быть просто пользователем того, что даёт нам Её благодарная, искренняя, святая, чистая любовь, не просто брать от Неё то, что мы привыкли от Неё получать.

А что мы можем дать Матери Божией, что в день Её рождения мы можем принести к Её ногам как дар? Что нужно Ей, пребывающей превыше Ангелов всех? Нужно Ей порою немногое, но такое важное! Ведь в нас есть то самое необходимое, что мы можем принести и Матери Божией, и Богу, но принести мы это можем только добровольно при искреннем своём желании соединиться с Ними в Вечности.

Каждый человек, рождённый на земле, он зван Богом. Жаль, что избранных мало, избранных в том смысле, что избирают этот зов, делают его смыслом своей жизни, делают его основой своего бытия, своих мыслей, слов, поступков.

Мы можем отблагодарить Матерь Божию взаимной любовью к Ней, к Её Божественному Сыну.  Мы можем отблагодарить Её, как можем по силам: воздержанием, кротостью, терпением, умением прощать, нести то, что благословляется в жизни как крест. И если Господь зрит на сердце наше, зная его от начала и до конца, то только лишь чисто выверенное в любви к Богу  сердце и будет истинным даром и Божественному Сыну Господу нашему Иисусу Христу, и Его Пречистой Матери.

Времена, в которых мы с вами пребываем, вполне располагают к этому. Они уже подводят каждого человека к некой границе, черте, за которую нельзя будет перейти, и уже будет обязательно сделан выбор каждого: хлеб или крест. Что предпочтёт человек, сегодня взывающий к Богу? Что предпочтёт человек, ожидающий от Бога милостей земных, устроения сегодняшнего дня, его  благополучия и полноты наслаждений? Сможет ли человек, не готовый понимать, что такое истинное христианство, в чём состоит его глубинное понимание, совершить правильный выбор в тот момент, когда это будет необходимо? Вряд ли!

И потому, когда мы собираемся в Храмах Божиих почтить празднование наших возлюбленных святых, Матери Божией, Господа, мы должны понимать, что не устами славится Бог, не словами воспевается Его величие. И благодарится Бог не речами пафосными - благодарится, величается и славится Бог жизнью христианской: светлой, чистой, праведной, любвеобильной. Вы скажете: «Много вокруг зла, проблем, трудностей, сложностей и искушений.»  Да, это никто и никогда не отрицал. И не было в жизни человечества времён, когда было иначе. Было хуже, лучше не было!

И когда мы с вами сталкиваемся с этими переживаниями, с этими испытаниями, мы можем легко увидеть: в каком состоянии мы пребываем на сегодняшний день, насколько готовы мы быть христианами и насколько у нас есть способность идти за Христом до конца, до той самой личной голгофы, которая каждого христианина ждёт, - тот самый выбор, о котором я вам говорил. И поэтому, если мы действительно почитаем Владычицу нашу Богородицу, если мы правда радуемся тем событиям, которые Церковь празднует как великие двунадесятые праздники, давайте постараемся в жизни своей приложить всё от нас зависящее: все наши силы, все наши желания, способности - к тому, чтобы не солгать пред Богом, к тому, чтобы не лицемерить пред Его Пречистой Матерью, для того, чтобы не остаться попрошайками пред их Пречистыми Образами.

Постараемся, несмотря на трудности и испытания сегодняшнего дня, устоять в вере, не усомниться, не дать разуму и сердцу повода изменить Истине Божией. Давайте будем делать всё от нас зависящее, чтобы своими горящими верой сердцами, добром, которое хотя бы отчасти в каждом существует, пусть несовершенным добром, не абсолютным, сделать всё от нас зависящее, чтобы не умножать зла, чтобы не увеличивать ненависти. Давайте сделаем так, чтобы в сердце нашем Господь сумел найти и место, и исповедание веры, и взаимную к Нему любовь.

С праздником вас, братья и сестры! Пусть молитвы Матери Божией, как покров благодатный, всегда покрывают всех вас!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

                                                                                                                21.09.2012г.
          



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье