(Продолжительность 24:51)
Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день за Божественной Литургией мы с вами слышали Евангельский отрывок, в котором нам с вами повествуется о уготовленной одним Господином, одним Человеком Великой Вечери и о том, как он послал своего раба призвать на эту Вечерю многих, и о том, как многие отказались на эту Вечерю прийти.
О чём же повествует нам сегодня Евангелие? Что за Вечерю представляет Евангельский отрывок нашему вниманию? Это Великая Вечеря Царствия Божия, которая уготована нам с вами самой великой, самой непостижимой, самой сокровенной жертвой Господа нашего Иисуса Христа. Это Он - агнец безгрешный, закланный наших ради грехов и освобождения нашего от них, предлагает нам последовать за Ним и наследовать то величайшее, непостижимое разуму человеческому, не восходящее на душу человеческую Царствие Божие.
В этом отрывке рассказывается о том, как неправильно и как не мудро поступают люди в жизни; как они несерьёзно, и заблуждаясь, относятся к тому, что есть действительно смысл жизни и каким должно быть отношение человека с Богом.
Вообще-то, конечно, Евангельский отрывок, в первую очередь, повествует о том, что в это время, когда пришёл Иисус с проповедью о вечной жизни, естественно, иудеи, которые принадлежали к высшим слоям общества (те, которые и являются прообразом званых, о которых сегодня говорится в Евангелии: те князья израильские, те представители книжников и старцев людских, которые знали Священное Писание, которые знали о том, что ожидается пришествие Мессии - Спасителя мира; но они ожидали другого спасителя, они ожидали иного Мессию, который возвысил бы этот род израильский над всеми людьми и который бы отдал во владение этим людям всю землю и все владения на ней; но Иисус пришёл и принёс совсем не то, что ожидали эти мнимые праведники, и потому, конечно, это было непонятно людям, ожидавшим земных благ и земных богатств), - и они не приняли Христа.
Что же за Вечеря? О чём говорит Евангелие? О каком великом событии, уготованном для нас Господом, сообщает оно нам? Сообщает Евангелие нам о том, что же за величайшую трапезу в Царствии Божием уготовил нам с вами Господь. Он приглашает нас с вами пройти по его стопам, для того чтобы суметь во Царствии Божием разделить эту неземную радость вечного пребывания с Богом.
В этом отрывке прикровенно открывается нам та тайна, которая, вероятно, волнует и заботит многих. Прикровенно открывается тайна Суда над душой, который будет происходить, когда душа отделится от тела. Многие из нас думают, что Суд, который ожидает человека, подобен земному суду, но это вовсе не так. Наше человеческое представление о Суде, оно заключается только лишь в земных рамках: когда мы видим судящего судью, видим прокурора и адвоката. Но в Царствии Божием Суд происходит иначе. И вот о том, каким образом происходит этот Суд, отчасти и сообщает нам этот отрывок.
В этом Евангелии Господь посылает своего раба призвать тех, кто был зван на эту Великую Вечерю. Конечно, Господь совершил свою крестную жертву за всё человечество. Он отдал себя на распятие и своим воскресением отверз врата Царствия Божия всем, кто желает Его наследовать. Но среди нас, званых, не все откликнулись на этот Божественный призыв.
И вот, в Евангельском отрывке нам с вами говорится о тех некоторых причинах, по которым люди не приняли призыв Христа. Как говорит Писание, после того, как позвали званых на эту Вечерю Великую, и все вкупе начали отрицатися. Все, кого Господь предполагал ожидаемыми, не захотели обратиться как к Богу и прийти на званый пир во Царствие Божие.
Первый сказал на призыв Его прийти на Вечерю: «Я приобрёл землю и должен пойти посмотреть за нею. Молю Тебя: имей меня отреченным.» Что же это за человек, приобретший землю? А этот человек - это те люди, которые приобрели власть на этой земле, которые стремились всю свою сознательную жизнь, полагая все возможные и невозможные усилия, чтобы иметь власть на этой земле: на любом её клочке, в любом её месте и в любом статусе иметь власть. И вот, эти люди, которые всю жизнь, забывая о Боге, прилагали усилия к достижению своего, так называемого, жизненного возвышения, жизненной реализации, властолюбия своего реализации, они в момент призыва со стороны Бога не могут отозваться на этот призыв и говорят страшные воистину слова: «Умоляю Тебя, прими моё отречение.»
О, ужас! Ради чего душа человеческая променяла великие дары радости Божией в Царствии Небесном на временное властолюбивое состояние. Но не может, не может властолюбивый человек принять Евангельские слова о том, что «хочет если кто быть других старше, пусть будет всем слуга». Неприемлемо для горделивого разума, для разума тщеславного, для разума самочинного неприемлемо понимание смирения, кротости и послушания.
И потому эти Божие дары Царствия Божия не понятны властолюбцу, и он отрекается от Бога и от Царствия Его, считая, что обрёл уже своё царствие. Так же поступил и сатана, который в гордыне своей променял величайшее служение ангельское на гордыню свою, на отпадение от Бога и приобретение мнимой власти на малом клочке своей преисподней.
Иной сказал: «Я приобрёл несколько пар волов и должен пойти испытать их.» Что же это за люди? А это те, кто стремятся к житейскому богатству, те всегда и во всём ищут выгоды и корысти, кто положил всю свою жизнь на то, чтобы составить своё земное состояние, которые видят в этом земном состоянии, в этом богатстве человеческом, земном истинную радость и истинное наслаждение. Это те, кто поклоняется вместо Бога золотому тельцу, это те, кто избрали богом земное состояние. И он повторяет эти же страшные слова: «Умоляю Тебя, прими моё отречение.» Ради чего? Ради того, что тленно и временно? Ради того, что невозможно душе взять с собой в Царствие Небесное, отрекается человек от Бога! Воистину, прискорбное состояние.
Третий говорит: «Я поимел жену, и поэтому не могу пойти.» Что же это за люди? А это люди, которые плотоугодны, те, которые взамен своих брачных утех продали Царствие Божие, те, которые предпочли наслаждение грязные, те, кто предпочли яд греховный. Также это те люди, которые считают, что, обретя семью, они обрели единственный смысл в жизни; это те люди, которые, обретая семейственность, забывают, что это всего лишь одна из форм служения Богу, а не цель жизни сама по себе; что в семье человек также, как в монастыре, в одиночестве, может посвятить себя, свою душу служению Богу и совершенствованию ради Него. Это также и те, кто отрекается от Бога ради того, чтобы приобрести реализацию своей страстной любви. И, увы, мы часто можем видеть, как юноши и девушки предают свою веру ради того, чтобы во что бы то ни стало быть с тем, кто страстно ими любим. Отрекаются от Христа и принимают иные вероисповедания, только лишь бы остаться с тем, кто ему по плоти и страсти безумно дорог. Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская - это те вещи, которые нам с вами святыми отцами заповеданы к борьбе. Но эти люди, о которых мы сейчас говорим: тот, кто избрал свою жену - избрал похоть плоти, тот, кто избрал свое имение и волов - избрал похоть очес, а тот, кто избрал свою власть земную - гордость житейскую избрал. Вот воистину препятствия, которые не дают человеку возможности пребывать с Богом.
Так в чём же прообраз Суда Божьего? Вот также душа, попавшая на Суд, будет вопрошаема о том, что ей было дорого на земле. Вот также, как эти три перечисленных примера, душа грешника, укоренившаяся во грехе и преданная ему бесконечно, не сможет быть с Богом: не потому что Бог не примет, а потому что эта душа отреклась от Бога: «Имей меня отреченной,» - сказала она. И в этом смысле нам не на кого будет пенять, нам некого будет винить, потому что Бог нас звал, потому что Бог нас ждал, потому что Бог создал все условия, принёс все жертвы для того, чтобы мы могли быть свободными и пребывать с Ним вечно. Но мы в свободе, дарованной от Бога, избрали другое.
Ещё говорится о том в этом Евангельском повествовании, как мы с вами относимся к Богу в жизни своей, как мы относимся к Причастию Святых Христовых Тайн. Ведь многие посещают храмы Божии, многие участвуют в Таинстве Исповеди и Причастии Святых Христовых Тайн. Но принадлежит ли сердце человеческое Богу в этот момент, когда человек соединяется с Ним в Таинстве? Не лукавит ли человек пред Богом, не пытается ли принять от Бога то, что Он может даровать. Он, пользуясь Богом, забывает о Боге.
Ведь эти три Евангельских персонажа, которые отказались пойти на Вечерю, созданную для них, они получили и власть, и богатство, и семью, получили её от Бога. Это Бог даровал им эти возможности. Но они, приняв Божие от Бога, забыли о том, Кто даровал это, забыли о самом Боге и сделали себе иных богов, нарушив древнюю заповедь: о не сотворении себе кумира.
Когда раб, посланный призвать званых, возвратился к Господину сообщить, что все отказались, Господин разгневался и велел позвать всех, кто находится в этом городе, на перепутьях и окраинах; он велел позвать всех: нищих, больных, хромых, слепых - и наполнился дом Его.
Кто эти нищие? Кто эти больные? Кто эти слепые и хромые люди? Это те, кто и мыслить не думали и во смирении своем и покаянии не дерзали надеяться на то, что могут быть позваны на эту Великую Вечерю; кто, видя свою грязь, кто, видя свою нищету и немощь, кто, видя свою греховность, понимал, что ему нельзя на это надеяться и лишь смиренно ожидал своей участи. И за это смирение и кротость Господь даровал им такую возможность: присутствие на этой Вечери во Царствии Божием! С какой радостью эти люди пришли! У них не было в жизни ничего, что их держало. И они немедленно последовали за тем, кто их пригласил, и возрадовались, потому что для них, в их жизни - это было самое главное событие, это самое долгожданное и неожиданное одновременно, это самое чудесное, это самый великий дар, который только мог быть в их жизни.
Но ещё осталось место, и тогда Господин послал их за город, дальше: искать всех, кого встретят при пути, и убедить их войти. Кто же это? Это язычники - те, которые не знали о Христе, не знали, по Писанию, о том, что придёт Мессия, не ждали Его. Но, как только услышали об этой великой радости, тут же поверили и всех себя предали Богу, и с радостью откликнулись на призыв, и с радостью наполнили дом Господень. Их не надо было уговаривать: для них откровение живого Бога, откровение Вечности с Ним, откровение пребывания с Ним за одной Великой Вечерей стало непостижимым Таинством и величайшим из чудес.
Господь в Вечери говорит: «Воистину, никто из тех, кто отрекся, не сможет вкусить от Вечери Моей.» Да, много званых, но избранных мало. Званые все, как я уже вам сказал. Господь всех приглашает в свое Царствие на свою Вечерю. Но кто же такие избранные? Те, кто избрал этот зов Господень смыслом и целью своей жизни. Это те, кто всего себя, всю свою жизнь посвятил хождению на этот зов, кто не побоялся голгофы личной, кто не был удержим какими-то меркантильными земными интересами, которые не позволили ему взойти на голгофу. Вот это те избранные, которые сами избрали Бога.
А перед нами с вами стоит выбор, стоит выбор сегодня. Если нам сегодня предложат выбрать, сможем ли мы пойти за зовом Господским, сможем ли мы оставить свой скарб земной и последовать за Господом, через голгофу, в Его Царствие Вечное. Сможем ли мы сегодня отказаться от всего того, что так над нами властно, что так довлеет над нашей душой, что помрачило разум и поработило душу?
Сегодня многие переживают за то, что их лишат возможности полноценного пользования всеми радостями мира. Но это-то и есть ужас, когда человек, обличаемый свыше введением вот этих всех вещей, не видит своей зависимости от мира: что он боится на самом деле не Бога потерять, как говорят эти псевдопроповедники, а боится потерять то, что дано для наслаждения в этом мире. И что они делают по сути? Они пытаются создать себе условия жизни, такие же комфортные, но без того, что им предлагает обличающее Божие Провидение. Они хотят принять только радости жизни, не принимая внешних, обличающих их обстоятельств, обличающих их рабство - рабство земле; и поэтому они баламутят людей и искушают их, забывая о том, что сказано в Писании: что ожидает тех, от кого исходят искушения.
Да, братья и сестры, мы сегодня - рабы цивилизации, мы сегодня слабо представляем себе возможность выживать без элементарных, обыденных в нашей жизни вещей. И эта наша зависимость, эта наша слабость повреждает нашу веру, делает её некрепкой, неустойчивой, ненадёжной, неправедной; делает её вот такой: способной к отречению.
Сегодняшний Евангельский отрывок призывает каждого из нас одуматься, задуматься, понять, что это обращение к нам, что мы в опасности, что мы можем, сами того не желая и не понимая этого, отречься от Бога, не услышать Его зов, не пойти за Ним, когда Он позовёт; потому что мы подумаем, что мы уже приобрели всё необходимое, потому что увидим радость и добро в другом, не в Божием мире.
Братья и сестры, в этот воскресный день, очередной раз открывая Евангелие, нельзя не возблагодарить Бога за Его щедрость, за Его любовь, за Его милость, за Его заботу о нас, грешных. Он предупреждает, как любящий отец, чтобы мы с вами сегодня взялись за ум, чтобы мы поняли, что нельзя отдавать себя без боя этим страстям во владение, чтобы мы успели найти в себе силы и способности не дать власти ни земле, ни земному над нашей душою, чтобы не было в нас даже малейшего признака способности предать Бога и отречься от Него.
Дай вам Бог в этот воскресный день милостию воскресшего Господа нашего никогда, ни при каких обстоятельствах не отрекаться от Него и суметь наследовать эту великую Вечерю Господню!
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
30.12.2012 г.