Проповеди » prop_2012 » Воскресная проповедь

25 ноября 2012 г. Воскресная проповедь.





(Продолжительность 22:42)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день, сегодня, мы слышали с вами отрывок из Священного Писания, Евангельское чтение: притчу о милосердном самарянине. Этот отрывок, наверняка, известен большинству из вас, и вы уже неоднократно его читали сами и слышали за Богослужением в храмах.

Это один из самых важных и самых глубоких по своему пониманию Евангельских отрывков. В нём Господь открывает нам те знания, которые нам не просто полезны, а необходимы для совершения своего правильного пути христианского в мире сем, в жизни человеческой.

Евангельское повествование начинается с обращения к Господу некоего законника. Законник сей подошёл к Иисусу и спросил, искушая Его: «Что сотворю, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Почему «искушая»? Кто такой законник? Это человек, который в те времена имел особое глубокое знание Иудейского закона, который был образованным и который принадлежал высшему обществу. Искушение состояло в том, что человек, будучи образован по закону, так и не знал, что же нужно сделать, чтобы спасти свою душу; потому что исполнение закона для законника считалось самым главным: буква закона была важнее жизни духа. Господь спрашивает у него в ответ: «Как ты понимаешь закон, как ты его читаешь, что написано в законе?»  На что законник твёрдо, со знанием дела, отвечает, что необходимо возлюбить Господа Бога своего от всего сердца своего, от всей души своея, всей крепостью своею, всем естеством своим, и ближнего, как самого себя. Господь говорит ему: «Правильно отвечал, иди и твори так.»  

Казалось бы, всё понятно. Есть заповедь о любви к Богу, о любви искренней,  о любви полноценной. Есть заповедь о любви к ближнему. Но одно дело, знать о наличии этой заповеди, другое дело, уметь её исполнить. Потому что слова Священного Писания не вызывают сомнения в праведности,  не вызывают сомнений в том, что они абсолютно верны по своему устроению, но большое сомнение и большие вопросы вызывают у людей часто: как же в жизни нашей исполнить написанное.

Но гордость законника не позволила ему смиренно отойти, и, желая оправдаться, он обратился к Богу с ещё одним вопросом. «А кто же ближний мой?» - спросил он у Христа.

Вот так часто многие образованные люди, которые имеют высокое светское образование, высокое духовное образование, вот так многие люди, которые имеют интеллект развитый, часто обладая большим потенциалом и знаниями в том числе, не способны понять и разуметь: кто же есть «ближний», что  же есть «любовь», что же есть «искренность во взаимоотношениях».

Оказывается, знания сами по себе, они не дают духовной жизни. Знания являются лишь строительным материалом, без которого праведная духовная жизнь невозможна. Но знания без духовной жизни, без подвига, без внутреннего правильного устроения - ничто; и потому образованный, мудрый по тем временам, человек не нашёлся сделать ничего более, как попытаться оправдать себя.

Сегодня тоже для многих, как и прежде в Иудее, ближним считается только тот, кто является членом семьи; ну, в лучшем случае, если есть ещё друзья и добрые знакомые, а остальные считаются дальними.

Так же было и в те времена. Но Господь говорит ему притчу, говорит ему притчу о некоем человеке, идущем из Иерусалима в Иерихон. И здесь рассказывается не просто о каком-то человеке, здесь рассказывается о всём человечестве, которое из созданного для него, для человека, горнего града Иерусалима, из райских обителей добровольно начал свой путь в Иерихон, в долину, в низину греха. Некий человек, совершая путь из Иерусалима в Иерихон, - это и есть человечество наше, мы с вами. Мы с вами, уходя от величия предназначения нашего, по нашим склонностям ко греху, снисходим вниз. Мы идём туда, куда влечёт нас наше греховное устроение.

Этот человек на пути своём впал в разбойники, и они нанесли ему многие раны, и сняли с него одежду, и оставили еле живым. Это бесы, которые напали на род человеческий, ушедший от Бога, удалившийся от Него. Это они нанесли эти раны, это они совлекли одежду праведности и святости с человека, это они нанесли неисцельные раны и оставили человека умирать, истекая кровью.

Мимо шёл священник, мимо шёл левит - это древние служители храма Иерусалимского. Они - прообраз Ветхого Закона, который не способен спасти человека, который не способен дать человеку исцеление и восстание от греха. Потому и в притче этой сказано, что они лишь подошли, посмотрели, вероятно, сожалели, но сделать ничего не смогли, потому что у Ветхого Закона не было сил и не было права совершить эту помощь. В незнании, в неумении своём эти Закон и Пророки оказались бессильными и прошли мимо. И тогда появился некий самарянин. Самаряне - это те, кого иудеи не признавали, кого считали людьми второго сорта, с которыми считали общение позорным.

И этот самарянин, который здесь указан в притче, это и есть Спаситель Христос, Который на своих плечах поднимает из греха род человеческий, Который совершает путь, очищая нас от наших грехов и от нашей вины, воздвигая нас обратно в горний Иерусалим, открывая нам путь и возможности восстановить себя. Он, увидев этого бедного измученного, человека, подошёл к нему; вероятно, что этот иудей не мог его позвать, поскольку он был самарянином, и по иудейским законам не должно было взывать о помощи таковым. Но этот Человек не ждал, пока его попросят. Он не ожидал, когда к нему воззовут. Он просто был внимателен. Он сам знал, что такое пролить кровь. Он сам знал, что такое скорбь и страдание. Он сам имел в своём сердце и опыт, и сострадание, и любовь. Его не надо было просить, и Он подошёл к этому человеку и приложил все усилия, чтобы облегчить его страдания. Он возлил на его раны масло, чтобы умягчить их, и вино, чтобы исцелить, заживить их. Масло - это учение и любовь Христовы, вино - это Кровь, пролитая за род человеческий, который омыт Кровью Христа. Этот Человек поднял раненого, посадил его на свой скот, а Архангелы и Ангелы подхватили как служители Божии несчастного и понесли его по повелению Божьему в гостиницу, о которой упоминается в Евангелии. Гостиница - это прообраз Церкви Христовой, а гостинник, которому оставил Господь на попечение измученного человека, - это Апостолы и Священство. Он оставил ему два динария, чтобы они могли послужить этому человечеству; это - Новый и Ветхий Завет, это - Тело и Кровь, это - Заповедь любви к Богу и к ближнему. И сказал Христос Апостолам своим: «Принадлежите ему, заботьтесь об этом человеке. Если вы издержите больше, то, когда будет Моё Второе Пришествие, когда вернусь,- говорит Евангельский персонаж,- воздам тебе.» Да и Апостолы, проповедуя веру Христову, много отдали своего, включая самою жизнь. И поэтому Господь открывает нам в том, что труды ради Церкви Христовой, ради соблюдения Заповедей, которые оставил нам Господь, они не могут иметь границ: сколько бы человек не вложил сил в исполнение своих трудов, Господь обязательно воздаст с лихвой.

Мы с вами являемся свидетелями того, как в этой притче Господь таинственно и прикровенно показывает нам весь путь, который возможен ко спасению рода человеческого. Господь спрашивает у законника: «Кто ближний для того, кто попал в беду, кто впал в разбойники?»  Отвечает законник: «Тот, кто сотворил ему милость»

И здесь становится очевидным, что для законника этот вопрос был неразрешимым, так же как и для многих из нас по той причине, что мы всегда ищем ближних, не желая становиться никому близкими сами. Господь открыл ту истину, что ближним можно стать только самому для кого-то. Когда ты приближаешься к другому человеку сам, добровольно, тогда ты его ближний, потому что сотворил милость. Когда нам плохо, когда мы страждем, когда у нас скорби, когда уныние и отчаяние захлёстывают нас, часто помогают совсем не те, от кого мы ожидали помощи. И вдруг появляется в жизни кто-то, кто сострадает нашим скорбям, кому не безразлично, невзирая на то, что мы с вами совершенно посторонние для него люди; и он, исполняя Заповеди Христа, исполняя преданность Ему сердцем, помогает нам в жизни духовной, повседневной. И он становится нашим ближним. И память благодарная уже никогда не забудет этого поступка, потому что он необыкновенен, он необычен для нас.

Мы привыкли искать тех, кто нам станет ближним, мы привыкли искать тех, кто поможет нам. Но мы не ищем тех, кому мы можем помочь - и  в этом наша беда. Ведь любовь, заповеданная Христом, никогда не будет отменена, потому что Сам Бог есть Любовь, потому что Господь сказал своим ученикам, что «по тому все узнают, что вы мои ученики, если будете иметь между собою любовь». И сказал  Господь ещё также о том, что «нет больше той любви, если кто душу своя за други своя положит». И в этом открыта тайна того, как человек становится близким другому человеку и как человек становится близким Богу. Что значит: положить душу свою за други своя? Это значит не просто отдать то, что лишнее, это значит не просто поделиться тем, что у тебя ещё много осталось. Положить душу свою - это значит, что даже в самый страшный и сложный выбор, когда у тебя будет возможность выбрать: умереть тебе или ближнему, ты не сможешь  не взять на себя этот труд, ты не сможешь не закрыть собою другого. В этом и есть значение: положить душу за други своя. Но есть ещё высшее испытание: кто сможет свою бессмертную душу отдать за откуп того, кто мог бы быть в аду, но ты готов страдать за него, лишь бы он не испытал мучений. Такова высшая любовь, которая нам на земле часто недосягаема, потому что мы не просто не способны, мы не хотим быть причастниками Божественной Евангельской Любви.

Эта притча - притча, взывающая к каждому из нас. Мы должны понять свою жизнь. Кто же есть мы: законники, Ветхий Завет, Ветхие Пророки, их последователи, которые неспособны ничем помочь человеку? Или мы - последователи Христа, которые берём с Него пример и во всём следуем за Ним?

Эта притча научает нас не просто знать о вере, не просто читать Священное Писание, не просто стоять по храмам, не зная, кто стоит рядом, не чувствуя близости сомолитвенника; ведь многие из нас, находясь на службе, даже не знают тех, кто стоит рядом  и совершенно не болеют душою за то, что происходит с этим человеком. Нас разобщил грех, мы даже в общине разобщены - и в этом беда сегодняшнего дня, беда сегодняшней Церкви, беда сегодняшнего человека.

Если мы сможем найти в себе силы услышать призыв Христа к той праведной и Божественной Любви, о которой всё Священное Писание и говорит, то тогда, возможно, принятые нами обеты святого Крещения, где мы с вами, как израненный самарянин, и маслом помазаны, и миром запечатлены, где мы с вами в Таинстве Святой Евхаристии Кровью Святой приобщены.

Нельзя остаться глухим к этому призыву, нельзя остаться безразличным! Услышьте слова Христа! Ведь не случайно в Писании часто повторяется фраза «имеющий уши, да слышит».

Призываю вас не остаться сиротами при живом Отце Небесном. Призываю вас не умирать от жажды при Источнике живой воды, текущей в Вечность. Приимите Евангелие как Закон вашей личной жизни, вашего личного делания, и не только Закон. Ведь любовь - это не когда тебя обязали любить. Любовь - когда ты не можешь не любить, и ты не ждёшь ничего в ответ, и ты не требуешь никакого воздаяния, потому что ты помнишь Заповедь Христову о том, какова настоящая Любовь христианская.

В этот воскресный день я вам искренне желаю воскреснуть от заблуждений, воспрять духом от бездействия, проникнуть всем своим естеством в тайну Евангельской мысли, Евангельской истины. И вы поймёте и почувствуете на своём сердце и на своей жизни, что есть истинная радость, что есть истинный свет, что есть истинное счастье. И дай вам Бог, чтобы это свершилось с вами ещё в  жизни земной.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 
25.11.2012г.




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье