Проповеди » prop_2012 » Воскресная проповедь.

23 декабря 2012 г. Воскресная проповедь.





(Продолжительность 30:48)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день за Божественной Литургией мы с вами прочли Евангелие от Луки, тот самый отрывок из Евангелия, в котором повествуется исцеление десяти прокаженных. 

Евангельское повествование говорит о том, что некие десять людей, больные проказой, ожидали Господа на пути Его в Иерусалим. И когда издалека увидели Его, то обратились к Нему с просьбой: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» В ответ Иисус повелел этим людям идти в храм Иерусалимский и показаться священникам. На пути их в храм совершилось чудо их очищения. И, поняв, что очистились они, один из этих прокаженных, который очистился, вернулся к Иисусу и с великой радостью припал к Его ногам, воздавая хвалу. Иисус спросил, как бы у этого человека, а в общем-то задал вопрос общий: «Не десять ли очистились? А девять где?» Как не смогли они сообразить, что необходимо было воздать хвалу Богу? И, обращаясь к этому человеку, который был самарянин, который был иноплеменник, Он сказал ему следующее: «Иди в мире, вера твоя спасла тебя.» 

Каждый раз, когда мы читаем Божественные строки Священного Писания, когда Господь по своей милости открывает нам глубину Евангельского повествования, невольно содрогается человеческий разум пред видением этой высоты и дивной духовной красоты. Невольно сжимается немощное человеческое сердце, разумея только отчасти ту великую благодать, которая заложена в словах Евангельских. Потому мы и призваны изучать Священное Писание, Евангелие, потому что без этого невозможно ни быть православным христианином, невозможно жить праведно и благочестиво, невозможно жить добродетельно. 

Сегодняшний отрывок рассказывает нам о том, что существовала некая болезнь, страшная болезнь, болезнь неизлечимая, которая называется проказой. В те времена те, кто болели этой болезнью, были изгоями общества, они были отвергнуты от городов и ютились где-то в пещерах, вдали от поселений человека. Эти люди не имели права подходить к здоровым людям, потому что эта болезнь считалась заразной, она была ужасной. И о том, какими были её проявления, можно прочитать в Евангелии. Человек, говоря проще и кратко, заживо сгнивал. Это была ужасная болезнь. Вот эта болезнь проказы и вот эти десять прокаженных - это как бы прообраз всего человечества, изъеденного проказой греха, которое заживо сгнивало от предания себя в руки греха, от предания себя в руки зла, от того, что человек стал рабом не Бога, а своих похотей и греховных страстей. Эта греховная зараза изъедала человека. И даже тот, кто согрешает, порой понимает, что грех его уничтожает. 

И вот эти десять прокаженных, которые взывали ко Господу, наверняка, уже испробовали все возможные способы, чтобы исцелиться. И, наверняка, они не знали о том, что Иисус есть Господь, они не знали, что это долгожданный всеми Мессия и Спаситель мира. Но услышав от кого-то при пути, что есть такой человек, который сотворяет великие чудеса, они, естественным образом, ожидая от Него помощи в исцелении своих болезней, решили обратиться к Нему, как бы не имея возможностей надеяться на что-то, они были готовы надеяться на любой возможный случай, при котором можно было получить исцеление. И вот эти люди обратились ко Христу издалека, не подходя к Нему, потому что им было запрещено подходить к людям. По правилам, по закону иудейскому они должны были ещё издалека предупреждать громким возгласом приближающихся людей о том, что они больны, и они говорили: «Нечист! Нечист!» - громко вслух они произносили эти слова.

Воистину нечист род человеческий, пораженный коростой греховной. Мы часто называем нечистыми ещё и тех, кто занимается постоянно трудом погибели нашей души. Мы называем нечистыми тех, кто является врагом рода человеческого, тех, кто является противником Бога.

В данном случае эти несчастные люди, которые находились в такой страшной болезни и были изгнаны отовсюду, они как бы при жизни уже находились в аду, как бы при жизни переносили все адские муки и все ужасы удаления от Бога и от всего того, что нормальному человеку было возможно. Это прообраз тех мучений, которые ожидают греховную душу. Ведь мы знаем, что и Царствие Божие, и преисподняя, которая может быть ожидаема для души, начинаются здесь, уже на этой земле. И вот эти несчастные люди, предупреждая издалека приближающегося Спасителя и Его учеников, возопили издали, прося помощи. Они назвали Его «Иисусе Наставниче», назвали они Его так не случайно; потому что «учитель»  и «наставник» - это разные категории духовные, и «наставник» - это было в то время  более авторитетно, более уважительно, и поэтому они обратились к Нему именно так и попросили у Него помощи. Иисус, не прикасаясь их, издалека совершил своё тайное деяние по исцелению, отправляя их показаться священникам.

В другом месте Евангелия, где Господь исцелил прокаженного, который говорил: «Господи, если хочешь меня исцелить, исцели!» - Господь касается его и говорит: «Хочу. Очистися!»  В данном случае Господь не показывает своей личной духовной силы прикосновения, Он отправляет людей показаться священникам. Дело в том, что по иудейским законам священник давал как бы заключение о том, что человек очистился и что он теперь может быть причислен к обществу и жить среди обыкновенных людей. Поэтому Иисус и послал их показаться священникам, чтобы те зафиксировали то, что произошло это очищение.

И вот на пути к храму происходит это чудо: вдруг неисцельная болезнь, язвы, струпья, гной, коросты исчезают на глазах у людей, и люди становятся абсолютно обыкновенными, очищенными. Это действительно не может не поразить воображение любого человека. Это действительно не может оставить равнодушным ни одного, с кем такое может произойти. Даже меньшие чудеса, меньшее исцеление человека повергают в благоговейный ужас и трепет. А эта болезнь, которую не считали вообще возможной к исцелению, отошла сама, и это действительно было великим потрясением.

Но вернулся только лишь один из тех, кто очистился. Почему он вернулся? Возможно, потому, что он был самарянин, и пока они находились вместе, в общей беде, для них не имело значения: кто есть кто. Как часто бывает у людей, когда они попадают в беду, они не обращают внимания на мирское положение, не обращают внимания на образованность, на то, кто этот человек; но вместе выбираются из трудностей, помогают друг другу. Но когда эти трудности прекращаются и восстанавливается статус людей житейский, мирской, люди начинают пренебрегать друг другом, потому что включаются в действие уже второстепенные, но для мирского человека такие важные обстоятельства: кто есть кто.

И вот, может быть, поэтому этот несчастный самарянин, которого, по исцелении, иудеи, которым не положено было общаться с самарянами, был отвержен и вернулся. А, может быть, потому что он, будучи самарянином, не мог переступить порог иудейского храма  и ему не надо было идти к этим священникам, поскольку они бы его не приняли. Но, скорее всего...  скорее всего, причина была в другом. Ведь здесь нам Господь прикровенно показывает, что наше отношение к болезни и наше отношение к исцелению не всегда одинаково правильное.

Вот было десять человек, страдающих страшной болезнью, но они, каждый в свою очередь, находясь в этой болезни, были в разном состоянии духа. Этот самарянин вернулся именно потому, что он, страдая от болезни, был сокрушен духом; он чувствовал свою вину пред Богом и нёс свою болезнь, как заслуженную. Он принял её, как тот разбойник на кресте распятия, со словами внутренними, со словами духовными о том, что «достойное по делам нашим приемлем». Остальные же, неся свою болезнь, были не согласны с тем, что они больны. Они видели в этом некую несправедливость, они были удивлены таким несправедливым отношением судьбы к ним, к таким несправедливым попущениям от Бога. И когда совершилось исцеление, они лишь почувствовали, что произошло восстановление справедливости, по их глубокому заблуждению. Они посчитали, что произошло то, что и должно было произойти, потому что не находились в покаянии, потому что несли свою болезнь, не благодаря Бога за дарованные испытания, а  потому что сопротивлялись данному от Бога исцелительному моменту - болезни. И, когда произошло это чудо, они нисколько не удивились, так как удивился тот, кто находился в покаянии. 

И вот часто мы с вами также обращаемся к Богу. Тот, кто несёт свои скорби и болезни без покаяния, тот обращается к Богу, как требующий справедливости: «Господи, я же хороший человек! За что Ты меня наказал? Избавь меня от болезни, избавь меня от этих неприятностей и скорбей!» Человек непокаянного настроения не принимает болезни, как заслуженного за грехи свои, и поэтому дерзновенно и не по разуму обращается к Богу, прося избавить Его от спасительного креста. А, когда получает исцеление, он не считает, что это чудо, он считает, что лишь получил то, что должен был получить по своим «величайшим» заслугам.

Человек, которого исцелил Бог, но который не находится в покаянии, дерзновенно думает, что «вот, какой я, даже Бог меня слушает, даже Бог по моим молитвам меня исцеляет». Каково же заблуждение гордыни! Какой же ужас самообмана и прелести!

Так вот, этот самарянин, который увидел это незаслуженное, совершенно неожиданное для него исцеление, он естественным образом, естественным сердечным порывом, посылом вернулся к Тому, Кто совершил это чудо, вернулся к Тому, Кому нужно и полезно было воздать благодарение. И он упал к ногам Иисусовым, вознося свои благодарения и вознося свою хвалу Богу, потому что принял незаслуженно, принял по милости Божией и был  этой милостью не только исцелён телесно, но и исцелён и духовно. 

Те люди, которые получают исцеления телесные, часто, к сожалению, не принимают духовного исцеления, не понимая, что самое главное - это быть здоровым духом. И если человек не понимает смысла и значения души, то ему, конечно, трудно понимать, что важнее, и гораздо важнее, - это здоровье души, нежели чем здоровье тела.


Поэтому и Священное Писание, обращаясь к нам, говорит: « Насколько душа больше тела? Настолько, насколько человек больше, чем птицы или растения.» И мы с вами должны понимать, что если происходит исцеление тела, это вовсе не значит, что параллельно с этим произошло исцеление души. Да, тело может быть исцелено, но при этом  душа может сохранить в себе те причины, по которым тело начало страдать, те греховные корни, те язвы, которые стали причиной телесной болезни, причиной житейских скорбей. Ведь это обращение прокаженных, как обращение человечества ко Господу, должно быть прообразом покаяния, прообразом желания очистить себя всего от заблуждений и неправды.

И вот мы с вами приходим на Исповедь, приходим, как прообраз этих прокаженных, прося у Бога очистить нас от грехов. Но с каким чувством мы приходим просить у Бога очищения? Многие не понимают, что это Великое Таинство сродни тому, что совершил Господь по Евангелию, когда Он своим словом только, через священническую молитву, очищает человека от греха, от последствий греха его освобождает. Но по каким мотивам приходит человек на Исповедь? Что он ждёт от этого Таинства? Часто ничего! Часто просто видит Исповедь, как препятствие перед Причастием Святых Христовых Тайн. Но те, кто хотя бы немного знакомы с тем, что Таинство Исповеди - это Таинство отдельное, тоже порой неправильно относятся к нему. Многие приходят на Исповедь не ко Господу, не для того, чтобы воссоединиться с Ним, не для того, чтобы принести своё покаяние пред Ним, а для того, чтобы восстановить свой статус самодостаточного человека.

Неудобно гордецу жить, осознавая, что он согрешил, и поэтому он идёт исповедоваться, но не Бога ради, а ради того, чтобы возвысить себя, обелить, очистить своё собственное самолюбие. И в заблуждении своём не совершает должного покаяния, и поэтому, очищаясь внешне, обрядово, он остаётся неочищенным душой. Человек не кается пред Богом, а трусит за то, что будут последствия его неправд. Он боится, что он согрешил, и у этого греха обязательно будут последствия, а эти последствия, конечно же, отнимут у этого человека возможность свободно и беззаботно наслаждаться греховной жизнью. И поэтому в этом неправильном понимании человек идёт на Исповедь и совершает, сам того не зная, глубокое повреждение душе. Другие люди приходят на Исповедь, потому что они считают, что только лишь достаточно рассказать о своих грехах, согласиться с тем, что они у него есть. Но люди не чувствуют этого ужаса, не чувствуют этой беды оттого, что в душе существует эта проблема. И люди приходят и рассказывают священнику, а часто просто подают записку, в которой перечислены грехи, так просто, без слёз и покаянного чувства, как бы соблюдая обряд, как те прокаженные, которых послал Господь к священникам показаться. Вот они и пошли, чтобы просто зафиксировать букву закона.

Поймите, братья и сестры, что Великое Таинство Исповеди по милости Божией также, как и это благодатное очищение словом от проказы, даровано нам от Господа, чтобы мы могли вернуться к Нему, когда отпадаем по немощи грехами. Каково ужасное состояние человека, потерявшего любимого! Каково ужасное состояние человека, потерявшего смысл в жизни! И если наш любимый - это Бог, если смысл нашей жизни - это Господь, то отпав от Него грехами, человек пребывает в ужасе, и совесть обличает его о том, что невозможна жизнь без любимого Бога, в котором смысл жизни. Поэтому человек и идёт на Исповедь, поэтому он и несёт свою немощь, чтобы умолить Бога восстановить его в общении с Ним, ибо не видит жизни без Бога и смысла в жизни без Него не видит.

Вот этот самарянин, понимая в своей душе, находясь в истинном покаянии, понимая, что это величайшая милость Божия, данная ему свыше просто от любви Божественной, он и пришёл поклониться и поблагодарить. Как важно быть благодарным, как важно для человека понимать, что не когда нас благодарят важно, важно, когда мы умеем благодарить.

Ведь что порой происходит с нами, братья и сестры: мы становимся некими наблюдателями за духовной жизнью других, но сами не живём этой жизнью. Мы, когда говорим о заповеди любви, мы, когда говорим о заповеди благодарения, мы почему-то считаем, что эта заповедь дана только окружающим для того, чтобы они могли исполнить эту заповедь в отношении к нам. Но это не так! Нам никто не давал права надзирать за другими: как они исполняют заповеди. Заповедь дана нам для того, чтобы мы могли её исполнить, для того, чтобы мы могли проявить своё благодарение, для того, чтобы мы с вами могли проявить свою любовь. Но мы часто думаем о том, что раз мы знаем заповеди, то мы должны требовать исполнения их с окружающих, а не с себя. В этом наше глубочайшее заблуждение, и с ним обязательно надо бороться.

Вот люди, которые не понимают значение благодарения Бога, которые не понимают значение слов Апостола: «За всё благодарите!» - и никогда не поймут  значение Божественной Евхаристии, потому что она в переводе означает «благодарение».

Что же значит: «воистину благодарить Бога»? Разве есть что-то, что мы можем принести в благодарении Всевышнему за Его благодеяния на нас, недостойных. Есть, оказывается. Когда этот самарянин приходит ко Господу и кланяется Ему в ноги, Господь говорит фразу с сожалением. Он не упрекает. Он лишь кротко, от любви, содрогаясь внутренне, сопереживая тем, кто не обрёл возможности понять, что нужно вернуться к Богу, Он говорит: «Как же? Как же жаль, что те девять не пришли воздать хвалу Богу». А ведь могли бы!

Могли бы и мы, обратившись к Богу, понять, что живём мы на этой земле, что всё, что вокруг нас: это солнце, эта земля, всё, что нам дано с вами: способность видеть, слышать, дышать, все наши земные имения - всё дано нам Богом. И только тот, кто повреждён грехом, не понимает этого. Тот, кто бесконечно разрушен изнутри, не видит, что всё благословлено Богом, что без Бога нет и не может быть ничего и никого! Как же не благодарить, казалось бы, нам. И вот, Господь не упрекает нас за то, что мы неблагодарны. Он терпеливо ждёт. Его любовь не имеет границ, и надежда Его совершенна. Он ожидает каждого, кому Он от любви и искренности даровал свои благодеяния. Он ожидает каждого, что он придёт и возблагодарит Его, что останется у Его ног навсегда: и в этой жизни, и в Вечности.

Он, обращаясь к этому иноплеменнику, как Он его назвал, Он не назвал его самарянином, он не назвал его как-то оскорбительно, Он удивился и обрадовался тому, что иноплеменник сей пришёл возблагодарить. И действительно, род израильский не принял Христа, но многие и многие в мире Его приняли. И, как ни странно, сегодня христианские православные государства - это Греция, Россия, Сербия - те, кто когда-то считались иноплеменниками. Сегодня именно Россия считается оплотом православия. Может быть, это как раз мы с вами, которые сумели найти в себе силы и поклониться Господу Иисусу с благодарением, в лице этого самарянина.

Давайте будем подражать ему в жизни! Давайте будем делать так же, как этот мудрый и смиренный человек. Господь, обращаясь к нему, говорит о том, что «вера твоя спасла тебя, иди в мире». Воистину Господь благ, милостив. Посмотрите, какая кротость! Посмотрите, какое смирение! Господь, имеющий океан благодати, хвалит человека за каплю его воли. Он не выставляет напоказ это великое море своего могущества, Он говорит человеку: «Вера твоя, твоя капля любви спасла тебя.» Почему говорил Господь ему об этом? Потому что Бог нас без нас не спасает. Потому что, если у нас нет воли, обращенной ко Господу, если мы не хотим быть с Ним, Он не будет нас насильно к Себе притягивать и не будет требовать от нас нашей верности и преданности. Вера этого человека, может быть, единственное, что у него было, именно она его и спасла.

Так в чём же истинная вера? Истинная вера в том, чтобы быть всегда и за всё благодарным Богу. Есть такая фраза, которая очень популярна среди православных: «Слава Богу за всё!» Так вот, нужно жить этими словами! Чтобы это были не пустым звуком слова, чтобы это было смыслом нашей жизни. А что значит: «Слава Богу за всё!»? Это значит, что нет на земле, нет в нашей жизни ничего такого, в чём не было бы блага для нас. Мы должны благодарить Бога за всё, что происходит с нами, удобно нам это или нет, нравится или не очень. Праведный человек, имеющий веру, будет благодарить Бога искренне и за всё.

Вот вам Евангельский пример, вот вам величие того, что даёт нам с вами Господь по милости в своём Священном Писании. Это только малая толика того, что нам открыто к разумению. И короткие границы проповеди не позволяют рассказать всего того, что в этом коротком отрывочке Богом дано к осознанию. Но хотя бы малую часть, хотя бы то, что необходимо помнить и знать, нужно принять сейчас и сегодня. Потому что , если мы не научимся жить праведно, если мы привыкнем только внешне исполнять обряд и внешне совершать очищение, оставляя душу свою неблагодарной и больной - наша жизнь будет бессмысленной во всех отношениях и во всех аспектах.

В этот воскресный день, когда мы с вами предстоим в храме Божием, вознося хвалу воскресшему Спасителю, давайте мы с вами припадём к Его ногам сердцем в благодарении за те великие, нескончаемые благодеяния, которые Он по своей великой милости и любви оказывает для нас.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

                                                                                                               23.12.2012г.

                                                                                                                           



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье