(Продолжительность 19:34)
Во имя Отца и Сына И Святаго Духа!
В этот воскресный день за Божественной Литургией мы с вами слышали Евангельский отрывок о том, как Господь Иисус Христос в одну из суббот исцелил в храме согбенную женщину. Мы слышали о том, что Он, увидев её и зная о том, что уже много лет, восемнадцать лет, она мучается своим недугом, милосердовал о ней и, призвав её, отпустил ей грехи и исцелил её прикосновением; после чего она смогла стать обыкновенным человеком, смогла распрямить свою спину, плечи и возрадовалась от этой возможности. Но, как обычно и бывало, и в Евангелии неоднократно об этом говорится, те, кто в те времена причисляли себя к праведникам, а в данном случае - тот, кто был в этой церкви первосвященником, был возмущен подобного рода делом, потому что, по его мнению, по мнению, которое ему, как законнику, было присуще, не подобало бы в субботу ничего творить. Он, обращаясь ко Христу, сказал: «Шесть дней твори, что желаешь, седьмой день посвяти Богу». На что Господь ответил, что «только лицемеры могут так рассуждать.» «Потому что каждый из вас,- сказал Он, обращаясь к тем, кто Его упрекал,- не применет своего осла или вола распрячь от яслей и отвести для того, чтобы напоить. Неужели сия раба Божия не достойна в день субботний, будучи связана сатаной много лет, быть разрешённой от уз своих, чтобы иметь возможность исцелиться?» И многие, усрамившись Его словами, поклонились Ему и возблагодарили Господа.
В те времена это было одним из важнейших законов, которые необходимо было соблюдать - закон о субботе. В этот день иудеи ничего не делали: они должны были посвятить этот день Богу. Существовало огромное количество запретов, которые, тем не менее, те, кто знал досконально Писание, умудрялись грамотно обходить, но при этом следили не за тем, чтобы исполнить его в полноте самим, а за тем, чтобы исполняли его другие. И в этом уже было несправедливое отношение к заповедям: поскольку заповедь была дана для того, чтобы человек в суете житейской, в заботе о земном, имел хотя бы один день в своей жизни в неделю для того, чтобы он был посвящён духовному возрождению, духовному обращению к Богу, для того, чтобы жизнь человеческая хотя бы в чём-нибудь была воссоединена с Творцом. И эта суббота, которая Писанием была заповедана, была заповедана как день обращения человека к Божеству, к Богу. Но те, кто, соблюдая закон только лишь по букве, кто, желая внешним образом выглядеть праведными, а внутри не иметь таковой праведности, они, конечно же, исказили закон и сделали его некоей внешней формой. По-прежнему этот день у тех, кто не работал в эту субботу, был посвящен не Богу, увы, но был посвящен своей гордыне; вовсе не восстановлению своих сил жизненных и духовных для того, чтобы иметь общение с Богом, напротив, для того, чтобы восстановить своё самомнение.
Господь же обращает наше внимание на то, что заповеди Божии даны нам не как приказ, не как под страхом смертным данные какие-то запреты. Это обращение к людям, желающим исполнять волю Божию, обращение, в котором даётся предостережение, которое удерживает человека от опасных, вредных, разрушительных для него действий. Наряду с прочими заповедями, данными Богом, и заповедь о соблюдении субботы должна была сохранить человека от окончательного отпадения от памяти Божией, от потери этой связи с Творцом. Но люди не вняли самому смыслу заповеди. И потому для них было важно что-то не делать в этот день, а не важно то, что нужно было сделать в этот день.
И когда Господь исцелил эту женщину, то возмущение было через край у тех, кто считал себя праведниками того времени; потому что для них все, кто делают не так, как они, были однозначно неправедными; потому что у них было дерзновение, не знаю по праву какому, но было, что они имели право судить других по себе, что само по себе невозможно и неправильно. Этого быть не должно! Вместо того, чтобы вникнуть в дело, совершенное Христом, а это, согласитесь, чудо, потому что если человек в течение многих лет не мог разогнуть спины и был в страшном неудобстве, в скорби, в боли, в унынии и отчаянии пребывая от своей неисцельной болезни, вместо того, чтобы возрадоваться этому чуду, которое действительно мог совершить только Человек Богоугодный, Человек близкий к Богу, благодатью Его осененный. Не мог совершить такого исцеления обыкновенный смертный, и это было очевидно. Но даже сам факт такого великого действия не вразумил тех, кто пребывал в глубокой гордости и прелести. Ответ Христа и смирен, и твёрд одновременно. Он обличает в лицемерии, в том самом страшном грехе, который украдывает у человека Истину во всём его бытии. Когда человек неискренен, когда в основе его поступков, внешне даже добрых, заложены мотивы греховные, он превращается в фарисея, в законника, в делателя внешних заповедей.
Увы, часто приходится видеть и в наше время подобного рода вещи, когда для людей важнее какие-то мелочи: когда и как поставлена свеча, кто и как перекрестился и поклонился, кто и где прошёл в храме; и люди, не останавливаясь, оскорбляют друг друга, обижают, досаждают друг другу. Нет ли здесь нечто похожего, хотя бы отдаленно напоминающего нам то, что было в храме иудейском, которое нам приводится сегодня в Евангелии? Разве не любовь должна двигать каждым из тех, кто приходит в храм Божий? И если человек, пришедший в храм, по каким-то обстоятельствам чего-то не знает, это вовсе не значит, что он хуже тех, кто ходит в храм постоянно и уже многое узнал; это не значит, что он меньше любим Богом; это не значит, что у него меньше надежд и возможностей для спасения своей души. Те, кто приходит в храм постоянно, казалось бы, должны бы возрадоваться тому, что человек пришёл в храм вновь, но вместо этой радости мы часто, к сожалению, видим недоброжелательное, неприветливое отношение к тем, кто делает первые шаги в вере и в храме.
Господь в Евангелии от Марка как-то сказал, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Ведь что такое суббота по сути? Ведь суббота - это то время, которое мы добровольно отдаём Богу искренне, от сердца; не потому, что кто-то приказал, не потому, что было какое-то наставление или назидание, а потому, что у нас есть желание, благое и искреннее, посвятить это время Богу.
Суббота - это любой день, любое мгновение нашей жизни, в котором наше сердце взывает и обращается к Богу, в котором оно соединяется с Ним в делании добра и правды, а не только в просьбах о спасении и помощи. Суббота - это тот день, когда мы можем и хотим, желаем посвятить себя, свои мысли, труды во славу Божию. В идеале, это тот день, который должен стать длиною во всю нашу жизнь.
Суббота для праведного человека, живущего в Боге, - это вся его жизнь,посвященная Ему, где уже нет места меркантильным, житейским, мелким, суетным интересам, а есть только величайшее благо пребывания с Творцом. Но не все и не всегда могут это понять и увидеть. Многие удовлетворяются вот этими внешними, только лишь какими-то обрядовыми моментами жизни, многие довольствуются тем, что исполняют утреннее и вечернее правило, приходят иногда в положенное время в храм, иногда приобщаются Святых Тайн; а некоторые, и не делая этого, а просто считая, что у них, якобы, Бог в душе, считают, что они достойны всего и многого. Но это и есть то самое заблуждение, когда мы считаем, что Бог обязан нас спасать или Он должен делать дела нашего спасения. Богом всё уже сделано, Богом всё уже предложено, Богом всё уже дано. Нам лишь остаётся возжелать, принять и унаследовать дарованное Богом.
Что же касается присутствия Бога в нашей жизни, Он неотступно с нами во всех проявлениях, во всех событиях нашей жизни. В житейской, служебной, богослужебной жизни - во всех её аспектах, во всех её тонкостях присутствует участие Божие над нашей жизнью. Господь всегда желает и ищет возможности нас исцелить: исцелить от наших грехов, от наших заблуждений, от наших немощей, от наших маловерных или нерадивых настроений. Но лишь мы должны иметь желание исцелиться, должны искать Бога для того, чтобы это исцеление обрести, понимая, что без Него это исцеление невозможно.
Ведь эта согбенная женщина - прообраз человечества, которое прильнуло к земле и не может от неё отстать; которое, согнувшись низко-низко, видит перед собою только эту пядь земли, которую возможно видеть в этом состоянии. Это прообраз всех нас, которые погрязли в своих житейских делах и уже не способны хотя бы на мгновение забыть о них, хотя бы ненадолго посвятить себя чему-то большему, чем наша суетность, чем наша повседневность. Ведь эта женщина и является прообразом того человечества, которое пришёл исцелить Христос, пришёл исцелить Своей жертвой, Своей Кровью омыть наши грехи. Пришёл величайший Бог, величайший Человек, безгрешный, абсолютный Праведник; пришёл для того, чтобы исполнить то, что человек не смог исполнить.
Ведь изначально человек был создан для того, чтобы воссоединить землю и Небо. Будучи созданным из земли, «из персти земной сотворенный», он был наделён Духом Божественным, который был вдохнут в него Творцом. И он, этот человек сотворенный, был призван воссоединить творение с Творцом, но не смог этого сделать, потому что впал в грех, предал Бога, отпал от Него. И вот пришёл Господь, пришёл для того, чтобы восстановить порушенное человеческое естество, пришёл для того, чтобы, воплотившись, исполнить то, что не смог исполнить сотворённый человек. И Он, прообразно, касаясь этой согбенной женщины, касаясь как бы всего человечества, исцеляет её, возвращая те возможности Своею жертвой, Своим приходом в этот мир, Своею Кровью, Своей крестной смертью и воскресением исцеляет согбенное к земле, ко греху человечество и возвращает ему те дарованные возможности, которые были изначально.
Всё, что происходит в нашей жизни благодатного, радостного, светлого, возможно только лишь со Христом, через Христа и Христом. Без Него невозможно делать ничего, как сказано в Писании Самим Господом: «Без Меня не можете творить ничесоже».
И вот мы с вами сегодня уже другой день почитаем - День Воскресения Христа, День памяти величайшего события в жизни всего человечества и христиан особенно. Мы с вами в этот день собираемся в храме для того, чтобы оставить все земные попечения, поэтому и поется на Херувимской песне: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Чтобы ничто более нас сегодня не беспокоило, ничто нас более сегодня не отвлекало, как только лишь единственное искреннее сердечное желание: обратить всё своё естество к Богу, воссоединиться с Ним. Чтобы, прикоснувшись к Его благодати, точнее, чтобы Он через нашу волю, дарованную нам в свободе, мог прикоснуться к нам благодатью Своею и исцелить наши недуги, дать нам воспрянуть, поднять главу, увидеть Небо, увидеть Свет, увидеть ту перспективу, изначально дарованную человеку: восхождение в Небо и воссоединения с Богом.
В этот день, воспоминая Евангельский отрывок об исцелении этой несчастной женщины, вспомним и о себе, которые в суете жизни забыли о том, что мы дали обеты крещения, забыли о том, что мы обещались Богу верностью, о том, что мы сочетались с Ним навечно, облеклись в Него навсегда. Вспомним, что пребывать в храме необходимо не Богу, а нам необходимо пребывать здесь, чтобы с Ним иметь возможность общения и единения. Именно приходя в храм Божий не в положенное время, а в желаемое время, желаемое от всего своего естества, желаемое, потому что без Бога не представляем своей жизни, своей мысли, своего чувства, не представляем возможности свободной от греха истинной праведной жизни. Потому и пребывание в храме для человека - всегда благодать, даже если он чего-то ещё не понимает, даже если он многому ещё не научился. Если у него только ещё начало пути и много сомнений и искушений, - это не значит, что приход в храм был бессмысленным и бесполезным, потому что благодать Божия, пребывающая в стенах святыни, в стенах храма Божьего, коснувшись добровольно каждого из нас, может исцелить от привязанности к земному и греховному, чтобы мы не были рабами этим вещам, чтобы мы не были бесконечно преданы этим обстоятельствам, чтобы мы обрели свободу от своих страстей и греховных привычек.
В этот воскресный день сердечно поздравляю вас с этой памятью о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, дарованной нам с вами свободы от греха, дьявола, от смерти. Помните, христиане, вы - те званые, которые могут стать избранными. Не теряйте этой благой возможности, вспомните о своём предназначении: воссоединиться с Богом в вечности. И пусть память Евангельских слов неукоснительно и неотступно живёт в вашем сердце, пусть каждый удар его будет посвящён Богу и во славу Его совершится!
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
9.12.2012 г.