(Продолжительность 15:55)
Вечная память всем от века усопшим нашим сродникам, всем, почившим в вере православной христианам. И в этот день, родительский день, в день поминовения усопших, мы, как и принято накануне дня празднования памяти Дмитрия Солунского, совершаем поминовение погибших воинов за веру и Отечество, поминовение усопших наших родителей, сродников, знаемых - всех тех, кто когда-то на этой земле жил вместе с нами.
Этот день был установлен после победы на Куликовом поле, когда было, наряду с радостью победы, еще и великое горе от больших потерь. Хоть и освободилась Земля Русская от ига вражьего, но великой ценой далось это освобождение.
Тогда ныне святой князь Дмитрий Донской приехал в лавру к преподобному Сергию помолиться и воздать благодарение Господу за дарованную победу, за благословением святого на ратный подвиг, а также помянуть всех тех, кто сложил свои головы на поле брани. Битва была страшной. Погибло три четверти войска. На поле нельзя было ступить: не было места, где была бы видна земля. Сам князь был тяжело ранен и завален телами убитых братий, его нашли и отходили.
С тех пор стало традицией - в этот день собираться в храмах и молиться о упокоении усопших сродников, со временем - уже не только за воинов, павших на поле битвы, но и за всех наших усопших.
Но тем не менее, несмотря на то, что мы поминаем всех, кто был рядом с нами, этот день остается днем памяти тех, кто отдал свою жизнь ради веры православной.
Многие не понимают: для чего и почему совершались эти жертвы. Ведь Истина, она живет, казалось бы, независимо от того, согласны окружающие с этой Истиной или нет. Но люди, которые воевали за правое дело, которые отстаивали свою православную веру, не представляли своей жизни без нее. Для них жизнь без Православия была равносильна смерти. И даже сама жизнь-то земная для них не имела такой ценности и значимости как то, что в ней являлось главным – вера отцов, христианская, православная.
Этот подвиг, который совершали наши предки, он, конечно, для нас сегодня непостижим. Сегодня ради Бога или ради веры не найти способных не только жизнью пожертвовать, даже, я думаю, некое терпение проявить. Сегодня не существует таких воинов, которые готовы положить свою жизнь за веру православную, положить свою жизнь за то, что в свое время было даровано Святой Кровью Христовой.
И вот эта память, которую мы совершаем, она еще и не только о усопших наших воинах, а еще и о утерянной правде, о утерянной вере, о утерянной твердости и преданности Христу. Сегодня очень трудно, практически невозможно, найти человека с правильным утверждением в вере. Много тех, кто считает себя верующими, ничего не делая по вере. Много тех, кто считает себя православным, не живя по Евангелию. Много тех, кто яростно спорит о вере с другими людьми, но при этом сам остается человеком, нереализованным в вере.
Тогда не было споров: кто прав, а кто не прав. Тогда было одно желание – дать возможность земле дышать свободно, в церквах – звонить колоколам, совершаться Божественной Литургии. Тогда было одно желание – дать детям возможность не потерять наследие веры, не вырасти басурманами, не вырасти безбожниками, потому что, если это случится, то погибнет Русь и род русский.
Много сил приложено со стороны врагов: и внешних, и внутренних, и видимых, и невидимых - для того, чтобы искоренить в человеке веру, для того, чтобы выжечь из сердца человеческого способность жертвовать собою ради чего-то большего, чем ты сам и твоя жизнь. Сделано все, что возможно, и делается и сейчас для того, чтобы не дать человеку расправить душу, как крылья Ангелов, и воспарить над миром, над его грязью, над его скудностью, над его мелочностью, над его страстностью. Боролись наши предки за веру, как за свободу свобод, как за Истину в первой инстанции, как за право не заблуждаться.
Сегодня, к сожалению, мы даже борьбы за свою душу не совершаем. Мы не отстаиваем родную землю души, которую Господь благословил нам носить в своем естестве, жить ею. Многие из нас, к сожалению, и не помнят о душе, полностью погружаясь в заботы о теле и повседневной суете.
А враг приходит, приходит нежданно и незвано; приходит и завоевывает душу особо тогда, когда нет за ней внимания, когда нет за ней заботы, когда нет за ней ограждения. Приходит враг и обманом, насилием забирает душу человеческую в свою власть. И уже человек не ориентируется в правде, и уже не знает, где Истина, и уже не понимает, в чем его смысл жизни, уже не помнит, зачем он здесь, на земле, уже не помнит, что такое обеты крещения. Даже те, кто крещеные, об этом не помнят. Забыли о том, что такое покаяние. И потому сегодня и душа человеческая завоевана грехом и страстями.
Потому и земля Русская стонет и плачет от предательств, поруганий и поношений. Утеряв твердость веры, мы не только разрушили себя, не только Русь, мы память предков оскверняем. Ведь это в некотором смысле неправда: молиться за тех или о тех, кто спас землю Русскую в свое время, но при этом самим быть из числа тех, кто эту землю предал, кто эту веру не соблюл.
Каждая родительская суббота – это обращение к нашим душам. Если мы приходим в храм Божий возносить молитвы о усопших наших воинах, родственниках, павших на полях сражений, значит, мы не должны быть теми, кто бесплатно раздал сбереженное ими или дешево продал врагам просто из-за трусости своей, из-за маловерия, из-за незнания.
Каждый из православных христиан – это воин, но воин не в смысле автомата в руках, не в смысле ненависти в сердце против кого-то, воин против зла: зла в душе своей. Христианин – тот, кто объявил войну жестокую и бескомпромиссную безверию, неблагочестию, неправедности, лжи, греху, соблазну. Можете испытать свою душу на наличие этих вещей.
Я хотел бы напомнить всем, что обычно нерадивые дети легко растранжиривают то, что с трудом наживают их отцы, потому что, видимо, не ценят, не прожили, не пронесли в своем сердце боль и пот трудов, которые понадобились на то, чтобы сберечь это достояние. Нам досталось это даром, даром от Бога и тех, кто жизнь свою положил, чтобы мы жили праведно, чтобы мы не поносили их память безверием, чтобы не предавали Родину свою поступками, которые совершенно недостойны русского человека. Память наших предков, их подвига, взывает беречь Русскую землю так же, как и Кровь Спасителя Господа Иисуса Христа; взывает к каждой душе христианской, к каждой совести, которая еще жива, к каждому разуму, который еще не помрачен; взывает о памяти деятельной, о памяти святой, о памяти, которая отрезвит и остановит бесконечный поток безумства, который свойствен сегодня человеческому роду.
Преклоняя голову перед подвигом тех, кто сделал возможным жить сегодня и нам, давайте постараемся быть благодарными, благодарными в жизни своей не словами только, но и поступками своими, жизнью своею. Научимся не предавать близких, не воевать с родными, не опустошать собственную землю, не отрекаться от Христа, теряя главное, что есть в жизни человека – веру.
Давайте будем помнить и в сердце своем носить долг одаренных, помнить эту цену, которая заплачена и Господом, и верными Ему за нашу с вами свободу и право стоять сегодня в храме Божием и молиться.
В день памяти усопших воинов, о которых сегодня мы возносили молитвы, в день памяти усопших наших сродников, за которых мы сегодня просили у Господа, пусть каждый из вас найдет в своем сердце силы и желание дать Богу обет верности, обет преданности на всю оставшуюся жизнь. Пусть каждый из вас попробует быть неспособным грешить. Пусть каждый из вас научится ненавидеть грех, как того лютого врага, против которого поднимались на борьбу наши отцы. Нет у нас сегодня других врагов, как наше неверие, страстность и греховность. Не победив их, мы не сможем ни жить, ни веровать, ни приносить положенную христианам жертву за свою веру и за свою землю.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
3.11.2012 г.