(Продолжительность 12:12)
Вот мы все с вами называем себя христианами. Насколько это справедливо и насколько это действительно так, можно судить, наверное, только со стороны. И, наверно, до конца наше устроение все-таки откровенно только Самому Богу. Правда, это не оправдательный факт, а скорее факт еще большей ответственности. Поскольку если перед людьми можно казаться и перед людьми можно играть роль, то перед Богом этого делать нельзя - перед Богом это делать бессмысленно. Потому что Ему откровенны все наши помыслы, все наши желания и все тонкости и подробности нашего устроения.
Вот когда мы говорим о христианстве - о своем личном христианстве, мы можем и должны сами у себя спросить: а в чем мы понимаем это христианство? Ведь сегодняшний день изобилует парадоксами, что сами христиане не могут точно сформировать понятие того: а что же значит "жить во Христе"? А что же все-таки означает быть по естеству, по жизни своей, по своей сути, по своему мироощущению, мировоззрению действительно христианином?
Кто-то более начитанный, конечно же, опирается на Священное Писание, объясняя смысл христианского бытия. Иные же с трудом могут найти какие-то слова, которые помогут им хотя бы отчасти выразить свое отношение к собственному христианству.
Так как же так получилось, братья и сестры, что единожды придя в единство со Христом во Святом Крещении; единожды вступив в членство вот этой вот Вселенской Православной Церкви, люди часто и не понимают, каким же образом жить, чтобы быть христианами?
Для многих вопросы христианского бытия настолько далеки и непонятны, что люди заменяют эти понятия какими-то суррогатными вещами, совершенно не имеющими ни малейшего отношения к христианству в принципе. И поэтому часто получается очень печальная картина: когда мы глядим друг на друга и понимаем, что, к сожалению, ничего того, что заповедал нам Господь в нашей жизни и в нашем общении мы, к сожалению, не наблюдаем.
А почему так происходит? Почему, казалось бы, благое дело веры - ведь никто не будет утверждать, что это плохо. Ведь, действительно, если внимательно почитать Священное Писание, всем становится очевидным, что это дело действительно благое.
И призваны мы все Христом - действительно, великое счастье - счастье неземное, которое по-настоящему делает человека человеком; по-настоящему воскрешает в человеке образ и подобие Божие и помогает человеку сохранить то изначальное предназначение, ради которого он и был создан Творцом.
Все вроде это понимают, но почему же так мало людей, живущих этим в реальной жизни? Что происходит? Почему наши обыденные суеты и наши привычные оправдания часто просто отнимают у нас памятование о Боге; часто просто лишают нас возможности быть действительно приверженцами христианского учения?
И вот, если быть честными и откровенными, спрашивая друг у друга, у себя самого спрашивая, как часто мы в жизни помним о Христе? И окажется, что у большинства людей этой памяти нет вовсе; у иных - она случайна и прерываема. И только лишь некоторые могут помнить о Нем достаточно часто. Но как? О чем мы помним, когда мы помним о Христе? Кто из нас помнит о Господе, как о самом драгоценном, что только есть во Вселенной? Кто из нас имеет памятование о Христе, как о Том, Чего нет дороже и любимее?
Кто из нас думает о Боге так, что все его естество, весь разум, все сердце и вся душа проникается этой любовью и благодарностью к Нему и стремится к Нему как к Тому, без чего жить - не имеет смысла. Ведь чаще всего даже те, кто помнят о Боге, помнят о Нем только так, как им удобно или выгодно.
Для нас Бог - это Бог-Охранник. Для нас Бог - это Бог-Питатель. Для нас Бог - это Бог-Спаситель. Да, Спаситель. Но от чего спасает нас Христос? От кого Он выручает нас с вами?
Если мы понимаем, что Его Крестная смерть и Его Воскресение освободили нас уже и от вечной смерти, и от царства греха над нами, и от власти сатаны мы освобождены. Да, мы освобождены - освобождены Христом от всего того только что мы, как наследники этого освобождения, захотим принять.
И до тех пор, пока мы не можем освободиться от всего ненужного и на это место поместить самое главное и драгоценное в нашей жизни - Его, мы не сможем быть наследниками того, что Он нам дал. И здесь нет никакого противоестественного состояния или противоречия. Ведь естественным образом приобретая в свою жизнь Христа - как смысл, как самою Жизнь, мы как следствие наследуем все, что Он приносит в жизнь человеческую.
Мы стоим перед Крестом Божиим. В который раз уже мы читаем строки Священного Писания, слова молитвенного чтения Акафиста. Что будят в нас эти Священные строки? К чему обращают наше сердце? К чему располагают нашу память? Или мы просто остаемся свидетелями событий? Мы просто остаемся теми, кто уходит отсюда, бия себя в перси, как те, о которых говорится в Писании. А что дальше?
Может быть, мы как Петр - когда нас призывают быть со Христом, говорим: "Нет, нет, мы не с Ним". Может быть, это к нам Спаситель оборачивается, Уводимый на мучения, и смотрит на нас - действительно ли мы отреклись? Ведь есть только два пути: поступить, как Иуда, или покаяться, как Петр.
Так все же, мы с вами кто? Просто крещеные в Православие? Просто те, кто волею судеб или традицией принял на себя какие-то определенные обряды, или все-таки мы - христиане?
И на этот вопрос может дать ответ только каждый сам себе. Потому что если в нашей жизни все важнее Христа, то жизни нет. Она не существует. И как бы не противились этой правде люди мира, они в свою очередь в этом тоже убедятся. И это вовсе не страхование, а это точное знание о том, что есть Жизнь, что есть Путь и что есть Истина.
И каждому из нас, приходящему ко Христу, нужно понять, что мы призваны быть пред Ним не просто просящими, не просто желающими от Него что-то и даже не просто желающими быть с Ним, чтобы получить что-то для себя.
Для нас самое главное: понять, запомнить, утвердить в своем сердце самое главное для каждого христианина - это быть с Ним, отдавая Ему себя - отдавая искренне и добровольно, не потому что кто-то велел; не потому что так выгодно; не потому что за это что-то воздадут, а потому что по-другому - невозможно.
Именно поэтому мы пытаемся возгреть в своем сердце то погибающее и умирающее в нас христианство, которое мы носим в своей душе. Мы пытаемся воскресить Воскресшим Христом умирающую в нас Правду - Правду, попираемую жизнью неблагочестивой, мирской, пр
елестной.
И если мы действительно помним, что мы – христиане, и если нам наше христианство действительно дорого - дорого, как бесценный дар, как ни с чем не сравнимое сокровище, мы должны взирать на Крест Христов с таким благоговением, с такой надеждой, с таким упованием и пониманием смысла происходящего, чтобы ни на секунду не забыть ни смысла нашего призвания, ни смысла нашего предназначения.
И дай вам Бог, чтобы эти Службы стали для вас проникновенными в ваши сердца. И чтобы они не остались повисшими в воздухе, а в чем-то вас изменили. И чтобы, уходя из Храма, возвращаясь в свою жизнь, в свои дома, вы уносили туда с собою Христа и воцаряли Его там, чтобы везде, всегда, каждый день, каждое мгновение, каждый удар вашего сердца был посвящен Ему.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)