Проповеди » prop_150315

15 марта 2015 г. Воскресная проповедь. Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная

                                           (Продолжительность 16:07)


























Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем, с днем почитания и поклонения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Каждый из нас - из тех, кто называет себя православными христианами, имеет благочестивый обычай, традицию: носить на своем теле прообраз Креста - те самые крестики, с которыми мы с вами когда-то крестились, а ныне мы с вами носим их не как украшение, конечно же, а как благоговейную память об этом спасительном делании, которое Господь сотворил для всего человеческого рода на Кресте.

Но для многих людей, которые живут сегодня в мире, совершенно непонятно: что же такое Крест? И почему христиане так почитают это Животворящее Древо? И почему обращаются к нему в молитве, как к некой Личности, ожидая не просто помощь, не просто покровения, не просто какого-то участия в своей жизни, но самого спасения?

О каком кресте идет речь? Принято понимать, что то, что происходит в нашей жизни - те скорби, болезни, лишения, неудачи и прочие тяготы, которые нас постигают - и являются нашим крестом. Но это не совсем точно. Чтобы понять глубже, нужно разобраться в том, откуда эти скорби, болезни и нестроения берутся. Мы прекрасно понимаем, что, по крайней мере должны понимать, что происходящее с нами - не есть прямое воздействие на нас Бога. Потому что, однажды не приняв Его Святую волю, мы сами сотворили себе те неустроения, которые переживаем лично сегодня.

Каждый грех, каждое падение, каждое отступление имеют для человека последствия. И последствия не потому что Бог удаляется от человека при этом - а человек, удаляясь от Бога, впадая в темные силы, сам сотворяет себе эти трудности, эти проблемы, эти беды и скорби.

Так в чем же крест? А крест как раз состоит в том, чтобы это принимать без ропота.

Каждый из вас может на собственной жизни оценить, насколько тяжело принимать все происходящее особо тяжелое в нашей жизни смиренно и без ропота. И воистину подвиг, воистину духовное делание, когда человек не отчаивается, не унывает, не опускает рук, не впадает в депрессию, но приемлет данное Свыше, по Промыслу Божиему ко спасению собственной души. Потому что понимает, что, несмотря на свои падения, несмотря на свое несовершенство, Бог никогда не оставляет человека Своим участием с желанием спасти.

И только тот может принять это участие, кто, как сказано в сегодняшнем Писании (Мк. 8, 34 - 9, 1), смог отречься от себя и взять свой крест.

Что же означает взять свой крест? Это означает: происходящее в жизни, пусть и как последствия наших неправд, принимать с правильным устроением; принимать, если не с благодарением - потому что это слишком высокая планка, хотя каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы уразумевая это желание Бога спасать - благодарить Его за это.

Но если человек не способен благодарить за скорби; если он еще не может радоваться лишениям, то хотя бы относиться необходимо с пониманием того, что это не есть зло - происходящее с нами. Это есть тот спасительный крест, который исцеляет нашу душу; который научает нашу личность измениться, преобразиться, вразумиться, отрезветь, воскреснуть.

Потому что живущие сегодня люди многие просто не понимают: а почему с ними это происходит? И у них огромное количество вопросов - к Богу, к жизни, к окружающим: почему это именно со мной?

Но справедливо этот вопрос задавать только самому себе. Потому что если эти вопросы задавать кому-то, кроме себя, то это уже неспособность нести креста. Это уже неспособность принять данность во благо, а значит - терпеть придется все равно, но бессмысленно.

И поэтому когда человек стоит перед выбором, как ему относиться к тем бедам, скорбям и лишениям, то у него есть реально только один выход - относиться к этому праведно, чтобы переживание этого не было бесполезным. И вот тогда человек несет свой крест, когда он умеет забыть о себе.

Но для многих это звучит как страшный приговор - как это: забыть о себе? Ведь большинство из нас не умеют жить иначе, как только лишь заботясь о самом себе -  думая, переживая о самом себе, жалея себя, оберегая.

Многие и в молитвах обращаются к Богу не потому, что любят Его, а потому что любят себя и хотят выпросить у Него для себя любимого того, что так необходимо: здоровья, благополучия, помощи, покровения и прочих вещей.

Но это самолюбие. Оно не дает человеку реальной пользы. И что значит: отречься от себя?

Это значит уметь жить в понимании того, что смысл бытия человека заключается в том, чтобы максимально себя отдать, а не получить что-то себе.

И когда человек это понимает; когда человек уразумевает, в чем его истинный смысл, тогда у него происходит вот это возрождение способности отрекаться от «эго» - от того «псевдо Я», которое выросло на почве гордыни.

И тогда человек не становится безличным, он не теряет образ и подобие - ни в коем случае, но, преодолевая внутреннее зло, ломая царствующую гордыню, способен воцарить в своей жизни ту самую благодать, которую Бог дает ищущим сердцам, чтобы они смогли в жизни своей исполнить свое истинное предназначение.

И когда мы говорим о кресте, мы понимаем, что для нас с вами - это равносильно распятию. Когда-то крест был позорным орудием казни; когда-то крест был тем, на чем страдали. И Христос, Пострадавший за нас, сделал из этого древа для нас с вами Спасительное Орудие - уже не страшное орудие пыток; уже не страшное орудие смерти - а Благодатное Древо, исцеляющее, делающее целостным человека; возвращающим человека в Истину; возвращающим человека в понимание того, кто он и зачем есть.

Это уже теперь не мучительный крест - это радостное лекарство, которое подано каждому, кто желает исцеляться духовно. Это возможность, драгоценная жемчужина мира - Крест, хранитель Вселенной, который каждому из нас Спасителем дарован как опора и утверждение;  как арматура, как утверждение нашего духовного фундамента, без которого невозможна жизнь духовная, жизнь христианская.

Мы обращаемся к Животворящему Древу Креста, потому что мы понимаем, как мы далеки от той нормы спасительной жизни, к которой должны бы стремиться.

Кому мы должны? Самое главное мы это-то помним? Разве Богу необходимо, чтобы мы спасались? Не только Ему это необходимо. Это необходимо, в первую очередь, нам.

А почему нам это необходимо? Почему мы можем не спасаться? Как так произошло, что человек может жить и не хотеть спасения? Как человек может жить, питаясь духовным суррогатом и при этом умирая навечно, удовлетворенным быть этой жизнью?

Разве это не перекос? Разве это не подмена? Разве это не извращение смысла жизни?

Так вот это Животворящее Орудие, вот это спасительное лекарство - это ключ к вратам Царствия Небесного. Это то, что человеку помогает прекратить саморазрушение, прекратить самоубийство, прекратить безумие и, вразумившись, вернуться к тому, к чему призван, для чего создан.

Сегодня мы поклоняемся Господу Богу нашему Иисусу Христу, Его Животворящему Древу Крестному, на котором Он принял все грехи мира, потому что знал, знает, будет знать наши немощи. Потому что Он понес Своей Любовью то, что нам не понести, но нам осталось малое - каждому в отдельности осталось совсем немного - победить себя.

И если человек не занимается этим деланием; если не стремится к самовоспитанию; если не стремится к возвращению себе своей свободы, которую украл грех - если человек не занимается этим, то его жизнь становится бессмысленной и бесполезной.

Чтобы этого не случилось, дорогие братья и сестры, мы сегодня в очередной раз обращаем наше внимание на то, что есть наша вера; на то, что есть наше с вами упование, которое должно наполнять нас, течь по нашим жилам, как кровь; утверждать наши мысли и чувства; благословлять наши поступки.

И сегодня, взирая на Животворящий Господень Крест, каждый из нас может так же как наши святые, которые когда-то жили на этой земле - распять свою плоть со своими страстьми и похотьми; стать сильнее, мудрее этих вещей; стать действительно совершеннее, целостней во Христе, Который может любого из нас соделать праведным, если мы к этому стремимся искренне.

И в этот день, когда мы с вами склоняем главу и сердца пред Древом Господним, пусть каждый из нас воцарит этот Крест в свою жизнь, в свое сердце. Пусть Он возвышается над нашей жизнью, как над куполом храма, чтобы это вечное исповедание веры давало нам возможность, силы, желание, право быть христианином, несмотря ни на что - ни на какие трудности, ни на какие болезни, ни на какие опасности, ни на какие нестроения. Потому что если с нами Бог, то кто против нас?

Братья и сестры, в этот воскресный день, вступая в Крестопоклонную неделю, призываю вас духовно напрячь свои силы; сделать все, от вас зависящее, и исполнить то, что вы еще не смогли исполнить; побороться с тем, с чем вы еще не успели побороться или не доделали этого раньше. Не сдавайтесь никогда. Помните, сколько бы раз не получилось; сколько бы раз не состоялся успех - это не означает, что нужно оставлять делание. Нужно вновь и вновь возвращаться к нему, чтобы не сдаваться. Потому что известно всем, что побежденных мало, больше сдавшихся.

И пусть этот Крест Господень, Животворящее Древо Креста укрепит вас всех в вашей духовной жизни и соделает вас, носящих на себе знамение Креста, истинными православными христианами.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье