Проповеди » 14 марта 2015 г. Суббота третьей седмицы Великого поста. Поминовение усопших

14 марта 2015 г. Суббота третьей седмицы Великого поста. Поминовение усопших

                                         (Продолжительность 12:49)

























Сегодня второй раз мы с вами в этом Великом посте собираемся для того, чтобы совершить наши молитвы об упокоении наших сродников и тех, кого мы знали в жизни; с кем мы общались; кто нам был дорог. И мы в очередной раз сегодня обращаемся к Богу с просьбой об упокоении их душ.

Конечно, для каждого из нас является, в общем-то, большой загадкой - мы не можем знать точно, что же происходит с душами тех, кто пришел в Вечность, кто преселился в Селения, нам с вами недоступные, недосягаемые до определенного времени. И лишь только вера, лишь только доверие Богу, доверие Церкви, доверие молитве помогает человеческой любви, человеческому переживанию быть реализованным.

И поэтому вот именно в родительские дни обычно многолюдно в храме. Потому как даже те, которые, собственно, в своей жизни часто забывают о том, что они – христиане, и мало времени уделяют непосредственно своим христианским трудам, своему христианскому усердию в отношении собственной души, но, слава Богу, что хотя бы память человеческая не оставляет тех, кто сегодня там, в ином мире, не может что-то сделать для того, чтобы помочь самим себе.

И поэтому существует такая благодатная, данная от Бога возможность по любви христианской, обращаясь в любви к Любимому Богу за любимых людей иметь надежду на то, что эти усердия будут не бесполезными.

Дело в том, что живущие на земле редко задумываются о загробной участи - об участи души после ее смерти. И часто человек, живущий на земле, вовсе не чувствует своей души, не ощущает ее присутствия внутри себя. И даже когда она изнутри взывает, горестно плача, человек часто остается глухим или пытается укрыться от этого осознания какими-либо житейскими способами.

И вот часто это не слышание души, не чувствование ее внутри человека и приводит личность к тому, что она как бы существует без определенного смысла. Потому что те земные смыслы, которые человек вкладывает в свое бытие, они недостаточны для того, чтобы сделать разумной и целесообразной, а главное - полезной и спасительной человеческую жизнь.

И когда мы с вами собираемся в храме Божием для того, чтобы испросить благости; испросить прощения для душ наших сродников усопших, то мы должны с вами, по крайней мере, понимать, что, взывая к милосердию Божию, мы, конечно же, оставляем на Его благую волю решение о том, за кого мы просим.

Но тем не менее это - христианская надежда, это - христианское упование, оно нас с вами призывает и дает нам с вами определенные силы, мотивы для того, чтобы мы совершали поминовение о наших усопших.

Это нормальное явление. И, пожалуй, на сегодняшний день из всей христианской жизни наиболее активно сохранилась вот только эта память о тех, кто когда-то нам был близок. Это оставляет надежду, что все-таки где-то в глубине души у человека все-таки еще теплится огонь веры и любви, который и призывает его к этому молитвенному стоянию.

Хотелось бы напомнить всем, что вот в этих наших Службах, несмотря на их особую торжественность и проникновенность, нет никакого магизма, и применять к этому поминовению какие-то не христианские отношения совершенно неправедно.

Потому что сегодня бытуют многие заблуждения, которые люди, далекие от Церкви, укореняют в жизнь и передают их из уст в уста. И поэтому часто превращается поминовение усопших не в христианское моление, а в некое непонятное языческое действо.

С этим связаны и заблуждения, которые обычно свойственны проведению поминальных обедов, которым люди очень много уделяют внимания, не понимая, что сами по себе эти поминальные обеды - это всего лишь определенная форма милостыни, которую люди подают тем, от кого ожидают в надежде молитвенного участия за своих усопших сродников.

И вот никакого иного значения у этих поминальных обедов быть не может. И когда некие люди предают особое внимание каким-то обрядовым моментам, то они уподобляются, вольно или невольно, не христианского рода людям, не христианского образа жизни людям, которые на самом деле не на Бога уповают, не на Его любовь и милосердие, а лишь на определенные какие-то внешние манипуляции.

Нужно напомнить, чтобы каждый из вас понимал, что Бога невозможно купить; невозможно сделать что-то достаточное для того, чтобы у Бога взамен что-то вытребовать. Это, в принципе, не требуется.

Бог, как известно, Любовь. И единственное Его желание состоит в том, чтобы каждая душа была счастлива - чтобы она была счастлива и в этой жизни, и в жизни вечной. Но критерии счастья Божии и понимание наше земное, конечно же, сильно разнятся, расходятся. Именно поэтому мы и призваны с вами к молитвенному поминовению, а не только лишь к каким-то определенным обрядовым моментам.

Еще хотелось бы сказать, что в современном мире очень искажены вот эти поминания, которые совершаются сегодня либо в домах, либо в каких-то общественных заведениях питания. И там, как правило, почему-то совершенно неоправданно применяются какие-то способы поминовения, которые вообще христианской душе чужды. Например, категорически запрещено поминать усопших алкоголем, потому что само по себе пьянство является грехом, а тем более какая может быть молитва у человека нетрезвого, если даже в трезвом состоянии часто душа не открывается Богу.

И вот когда люди не понимают смысла этих поминаний, тогда из поминальных обедов превращается в языческую тризну, в которой нет моления о душе, нет памяти о том добре, которое хочется принести усопшему, а есть только самолюбие и желание воспользоваться определенным моментом жизни, чтобы ублажить собственное вот это самолюбие, собственную гордыню.

И поэтому хотелось бы сказать, что для поминовения усопших существуют особые дни и особые молитвословия и Богослужения. Основное поминовение усопших всегда состоит в молитве о них и в жертве, и милостыне о них.

В чем же заключается эта жертва? В чем же заключается эта милостыня? Она как раз и заключается в том, что мы, отрывая от себя некую часть своего имения, отдаем ее, скажем так - в надежде на то, что это будет принято в послабление тех грехов, которые человек не успел исповедовать или исправить на земле.

Мы с вами прекрасно должны понимать, что молитвы наши дойдут только тогда и тогда они будут приняты праведно, если наша с вами жизнь будет соответствовать нашей молитве. Посудите сами: если мы обращаемся в молитве к Тому, Кого в жизни не почитаем, не уважаем, Кому в жизни не служим, какое мы имеем право быть услышанными? Ведь если мы не отдаем взаимность в любви к Богу, то каким образом мы можем рассчитывать на то, что наши прошения, даже по любви к близким, будут приняты?

И поэтому «молитва праведного, - сказано в Писании, - много может» (ср.Иак.5:16). И именно потому отчасти мы и призваны с вами к праведной жизни, чтобы уже здесь, имея дерзновение по любви к Богу, иметь надежду на то, что мы будем услышаны и наши молитвенные усердия не будут бесполезными.

Более того, ведь и смысл праведной жизни - смысл вот этого единения с Богом, стремление в Царствие Божие и заключается вот в этих двух основных моментах:  когда человек стремится к Богу сам, потому что это есть его нормальное состояние; потому что без Него он не смыслит жизни; он не видит вообще жизни без Бога.

И вторая причина, по которой человек стремится в Царствие Божие, чтобы иметь благодатное право, благодатную возможность умолить за оставшихся,  умолить за близких. Потому что те, кто сподобятся этого блаженства - вечного пребывания с Богом, имеют право у Него испросить блага и для своих близких.

И вот это двойное и главное делание, в котором и заложены основные заповеди христианства - о любви к Богу и о любви к ближнему.

Помните, братья и сестры, что основное понятие, которое должно действовать в христианстве, в Православии - это любовь Божия.

И только тот человек способен праведно жить, праведно молиться и праведно преходить в Вечность, кто соблюл в своем сердце способность любить без греха, способность любить в бесстрастии, способность праведного отношения к Богу, к ближнему и к жизни.

И пусть наши с вами моления сегодня - моления о наших усопших помогут нам сделать целостными и наши личные представления:  и о смысле жизни земной, и о смысле жизни вечной.

И, дай Бог, чтобы сегодняшнее единение Церкви земной с Церковью Небесной и нас с вами, и наши с вами души призвали туда, где вечное благо - благо Божие, к которому все мы с вами, как дети Христовы, призваны.

Царствие Небесное всем нашим усопшим сродникам, всем нашим усопшим знаемым, всем в вере почившим православным христианам, а вам, братья и сестры, доброго здравия и долгих лет жизни.

Храни вас всех Господь! 

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 

 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье