(Продолжительность 16:09)
Дорогие братья и сестры, сегодня первая в этом Великом посте родительская суббота, и потому мы в великом множестве, как это и принято у православных христиан, сегодня собрались в храме Божием, чтобы вознести свои молитвы ко Господу о тех, кто ныне пребывает в Селениях Вечных и чья судьба для нас с вами, независимо от их пребывания не с нами, по-прежнему важна.
Сегодняшний день, братья и сестры, располагает каждого из нас к определенным размышлениям. И главные из них состоят в том, что мы с вами помним, по крайней мере должны помнить и понимать, что мы тоже с вами когда-то, в свой черед, прейдем в ту Вечность, в которой сегодня находятся наши с вами сродники.
И, понимая это, памятуя об этом, конечно же, как следствие этой памяти, мы с вами должны осознавать, что очень важно, в каком состоянии душа, наша с вами душа в тот момент, когда ей придет время оторваться от бренного тела и земли и перейти в Вечность. В каком же состоянии наша душа будет пребывать на тот момент, зависит не от кого-то извне, а только лишь от каждого из нас в отдельности. Ибо никакие перипетии жизни, никакие трудности житейские, тем более бытовые, не могут быть причиной неправильного устроения человеческой души - в том случае, если человек правильно относится к смыслу жизни и точно его себе представляет.
Как ни странно, но поминовение усопших вплотную связано с этим смыслом жизни; с осмыслением того, ради чего каждый из нас пришел на эту землю и для чего каждому из нас эта жизнь благословлена Свыше. Очевидно, что не для того только, чтобы мы ели, пили, дышали, предавались различным житейским удовольствиям или заботам.
Конечно, жизнь многогранна. И она включает в себя многие попечения, но главное из них все-таки - попечение о том, в каком духовном состоянии человек проходит эту земную жизнь. Ведь сегодня, вознося свои молитвы о наших ближних, мы просим у Господа упокоения их душам.
Собственно, о каком упокоении мы просим? Вероятно, мы все же понимаем, что человек, поживший на земле, жизнью не духовной, жизнью не христианской не может находиться в Вечности в блаженном покое. И поэтому мы молимся и просим у Бога –"во блаженном успении вечного покоя".
Что значит "блаженное успение"? Это значит, как бы парадоксально для человека земного это не прозвучало, что человек умирает счастливым. Счастливым - не потому что удалась его земная жизнь только, а счастливым потому, что он пришел в правильное понимание того, для чего все это было дано.
Почему человек стремится к земному счастью? Ведь оно не может быть перенесено в Вечность. И только то счастье истинное, о котором говорят Заповеди блаженства - Заповеди блаженства, которые можно перевести как понимание того, в чем же состоит истинное счастье человека - и земное, и вечное. Ибо земная жизнь нераздельна с Вечностью.
И тот, кто считает, что, живя на земле, он проживает какую-то другую жизнь, он заблуждается. Поскольку житие земное - это есть путь Туда, в Вечность, где душе человеческой нормально пребывать - там ее место; там ее истинная жизнь с Богом и в Боге.
И тот, кто на этой земле живя, не понимает этого, тот сам окрадывает себя; сам делает себя неспособным не только понять смысла жизни в Истине, но и лишает себя надежды и возможности в Вечности пребывать с Богом.
В чем же заключается смысл жизни человека? В чем же заключается истина его бытия на земле и в Вечности? Когда задаешь этот вопрос людям, живущим в миру, то самое высокое, на что люди способны в своем осознании - это сказать, что смысл человеческой жизни в том, чтобы продлить свой род. Но скажите мне, братья и сестры, для чего мы рождаем своих детей? Только для того, чтобы они короткое время помучались и умерли? Какой же тогда в этом смысл? Какая же тогда в этом любовь?
И, когда мы подходим к осознанию этих вещей, мы понимаем, что и дети рождаются для того, чтобы способными стать через земную жизнь обрести возможность вечного бытия с Богом. И из этого понятно, в чем состоит главный смысл и главная цель человеческого бытия.
Каждый из нас, отдельно взятый, как личность неповторимая и единственная в своем естестве, созданная Богом таким образом для того, чтобы мы, если захотим, смогли в течение своей жизни такими себя соделать с помощью Божией благодати и собственных усилий, чтобы вечно пребывать с Тем, Кто нам должен стать за эту земную жизнь дороже и ближе, чем все, что может только быть.
И когда мы подходим к этому пониманию, то нам становится очевидным: насколько мы далеки сегодня от осознания этого истинного смысла жизни. И насколько сегодня наша частная жизнь далека от того стремления к Истине, в которой мы должны все пребывать, по крайней мере назвавши себя христианами. Иначе в чем же смысл этого названия? Если кто-то из вас помнит, что он - христианин, он должен понимать, почему он – христианин и в чем смысл этого звания.
А смысл этого звания состоит в том, что человек когда-то через Таинство Святого Крещения воздействием Святаго Духа облеклся во Христа. Что это означает? Это значит, что человек принял на себя образ и подобие Бога, духовную его составляющую, сам добровольно избрав образ жизни Христа своим образом жизни.
И когда мы с вами приходим в храм для того, чтобы помолиться о тех, кто сегодня в мир иной пришел, мы понимаем, что они не успели или не смогли сделать все необходимое для того, чтобы свою душу привести в достойное, скажем, подобающее состояние для каждого человека, живущего во Христе.
Именно об этом мы просим - мы просим о чуде; мы просим Бога, Который есть Любовь, принять тех, кто Его не смог полюбить - кто жил в этой жизни, любя себя, удовольствия и прочие вещи, свойственные жизни - но не Бога.
И, когда мы молимся здесь об упокоении наших усопших, мы должны понимать, что, возможно, нам необходимо задуматься о своем состоянии и сделать все, что от нас зависит, чтобы прийти в этот мир с Богом, в это примирение с Ним, в единство с Ним; чтобы стать с Богом сотрудником, соработником, единомышленником.
И потому, когда каждый из вас обращается к Богу с молитвой о том, чтобы Он принял в Свои Селения Праведные души наших усопших сродников, должен каждый из нас понимать, какая ответственность в этом призвании. Ответственность состоит в том, что неправедно, неверно оставаться бездеятельными самим, потому что быть попрошайками - это не христианский образ жизни. И только та молитва пред Богом особо праведна, если образ жизни человека молящегося таков - праведный.
И вот к этому праведному образу жизни каждый из нас может и должен стремиться. И тогда, приходя в храм Божий, мы не будем просто отдавать долг, дань; мы не будем номинальными, по названию только христианами, а тогда наша жизнь явит Богу нашу преданность, нашу верность и нашу веру Ему. И тогда и наша жизнь, и наша молитва, и наша душа могут соединиться с Богом в этой жизни, и, даст Бог, навечно.
И в этот день, когда мы с вами вновь вспоминаем о душах наших усопших, надеясь из любви к ним, надеясь не только из-за горделивых каких-то чувств своих человеческих, страстных, но и из христианских в первую очередь - в первую очередь из христианских заповедей исходящее наше чувство мы сегодня приносим Богу. Потому что если это не так, то тогда это не имеет никакого смысла.
И потому призываю вас всех задуматься о том, насколько же мы христиане сегодня? И насколько нам важен Тот, к Которому мы обращаемся сегодня. Какое место в нашей жизни Он занимает? Что для нас Христос? Пусть каждый сам ответит себе на этот вопрос.
И тогда, может быть, человек, понимающий значение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в своей жизни, будет помнить и Его проповедь, и Его Крестную Смерть ради нас с вами - ради того, чтобы мы могли быть с Богом.
Вот может быть тогда и памятование о смерти, как благодатное лекарство, пребывая в нас, не позволит нам быть злыми, завистливыми, ненавидящими, ропщущими, недовольными, презирающими и осуждающими. Может быть, эта смертная память напомнит нам, что, сколько бы нам не осталось, даже если мы еще достаточно молоды, эти сорок, тридцать лет - это один момент, одно мгновение, которое пролетит незаметно.
Нельзя, преступно откладывать на потом понимание смысла жизни, понимание смысла пребывания с Богом и изменение своей жизни и своей души для того, чтобы эти главные значения и главные смыслы могли состояться.
И потому сегодня, молясь о наших усопших, испрашивая им Царствие Божие, мы должны заставить себя преодолеть наше нерадение, лень, страх и суметь все же исполнить то, к чему каждый христианин призван в своей жизни.
Царствие Небесное всем усопшим нашим сродникам, всем усопшим нашим знаемым и в вере почившим православным христианам, а вам, братья и сестры, доброго здравия, долгих лет жизни и спасения во Христе.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)