(Продолжительность 11:27)
Именно Великий пост и иные посты, по образу его построенные, дают человеку возможность преодолеть свои зависимости и свои несовершенства. Но возможно это только тогда, когда человеческая душа и человеческое сердце наполнены действительным стремлением к Богу; когда они движимы естественным желанием, естественной необходимостью единения с Тем, без Которого не может быть ни жизни, ни счастья человеческого на земле и в вечности.
Мы сегодня с вами слышим в Священном Писании (Мф.6:14-21) слова Господа нашего Иисуса Христа, Говорящего нам о том, каким образом должны мы быть с вами устроены.
И если мы ожидаем прощения от Бога, то в первую очередь мы должны научиться прощать тем, кто согрешает против нас. Ибо нет справедливости в нашем личном желании быть прощенными, если мы не способны прощать сами.
Так же как и Божественная Любовь изливается на тех, кто приемлет Ее, так же и прощение, и оставление грехов может быть только на том, кто способен сам отпускать грехи ближним и прощать близких своих - иначе не может быть возможным взаимодействие человеческой души с Богом.
Та душа, которая закрыта от мира, от мира духовного; та душа, которая закрыта от Истин Христовых; не сможет, даже если будет иметь все возможности, соединяться с Богом, поскольку не будет исповедовать ни любви, ни верности Ему.
Мы сегодня вновь слышим в Священном Писании призыв Господа не быть лицемерами. В очередной раз мы слышим от Бога призыв к Правде, к Истине, чтобы мы перестали лгать - себе, близким, Богу; чтобы мы научились быть настоящими во всем; чтобы мы могли признавать и свои собственные ошибки, и применять к себе те необходимые дела и воздействия, которые нужны для победы над тем несовершенством, которое нами управляет.
Говоря о посте, Господь призывает нас к посту истинному – к посту духовному, когда мы с вами в тайне своей души приносим свое делание пред Господом, ничего не ожидая взамен, а просто исповедуя Ему свою взаимную любовь. Ибо воздержание поста – это не есть необходимое Богу, но есть необходимое человеку. Потому что без этого воздержания, без этого самовоспитания, без умения быть внимательным к своим проблемам и без преодоления их, человек не сможет не только соединиться с Богом, но даже праведно веровать в Него.
Мы сегодня слышим призыв Бога - не показывать своих добродетелей. Может быть, кто-то думает о себе высоко, пусть услышит слова Христа и поймет, что высокоумие и тщеславие – это путь в погибель; что только лишь смиренное житие, только лишь кроткое делание, которое делается из любви к Богу – может быть принято Самим Творцом.
И поэтому, когда мы говорим о посте, мы с вами говорим в первую очередь о нашем личном взаимодействии с Богом – не только об общецерковном установлении; не только о правилах, которые нам с вами предлагает святая Церковь для благочестивого жития – но в первую очередь мы должны понимать, что время Великого поста – это время глубинного покаяния; это время бесконечного осознания собственных несовершенств; это время борьбы с тем, что мешает нам быть праведно ходящими по стопам за Христом. Это время благодатное, время великое, время духовной радости, время духовных побед, время освобождения от рабства греху и всех зависимостей, которые действуют над нами.
Господь просит нас не показывать своих дел христианских; не показывать своего поста, своей молитвы напоказ не творить; призывает нас не быть самодовольными только тем, что мы участвуем в посте; ни в коем случае не оправдывать себя и не наделять себя какими-то особыми статусами только за то, что ты постишься – ибо пост необходим каждой душе, а не тем, кто является свидетелями ее жизни.
Пост необходим душе как целительное средство; как то духовное лекарство, которое имеет возможность дать человеку свободу от тех заблуждений, в которых он ежедневно пребывает.
Стоять на посту – значит быть внимательным и охранять свою душу от нападений дьявольских, от искушений бесовских, от постоянного стремления наших похотей завладеть душою вновь и вновь, лишая человека здравого смысла.
И поэтому именно во время поста наше тайное делание, наше тайное воздержание, чтобы так оно совершалось – скромно, тихо, смиренно; чтобы этого не видел никто; об этом никто не знал, кроме тебя самого и Господа.
И пусть все думают про тебя так, как считают нужным, но «ты должен являться людям, - говорит Господь, - как не постящийся, чтобы не было лицо твое мрачным» (ср. Мф. 6, 16-18); чтобы не было делание твое через нежелание, через какое-то, может быть, даже слишком трудное преодоление.
Ни тот, кто постится, ни тот, кто не постится - не имеет права друг друга осуждать. Потому что каждый делает то, что может, и делает это ради Бога. Но заметьте, только тот, кто делает ради Бога – оправдан; тот, кто делает ради себя – делает в никуда, незачем.
Пост – это не диета. Это не просто воздержание ради того, чтобы себя, любимого, как бы соблюсти; для того, чтобы быть довольным собой – ни в коем случае так относиться к посту нельзя.
И поэтому Господь говорит нам о том, что наше с вами делание должно состоять в искреннем поиске самого Богообщения, без которого наша с вами жизнь и любое христианское дело будет бессмысленным. Ибо все наше благо в Самом Христе; все наше добро, все наше благополучие, все наше счастье и вся наша вечность заключается в Нем Самом.
И пост – это тот путь, который проходил когда-то Господь в пустыне, когда Он совершал воздержание, которое Ему, в принципе, как Богочеловеку, не было необходимым. Но как оно необходимо нам, мы должны понимать из того примера, который дал нам Господь.
Именно заботясь о нас, именно желая нам спасения, именно желая нам преображения и в конечном итоге вокресения в Вечность с Ним, Господь дарует нам знание о ценности поста, о ценности воздержания и умения управлять своими чувствами и желаниями.
Пусть в преддверии Великого Поста каждый из нас переосмыслит снова смыслы своей жизни. Пусть поймет, ради чего существует; ради чего благословлен быть на этой земле. Все и так гладко и складно в этой жизни человеческой. Для того ли Господь создавал нас? Для того ли Он вдыхал душу в наше тело, чтобы мы с вами предавались постоянному богоборчеству, постоянному противостоянию нашему с Богом и предали себя в руки греха и пагубы?
Наверное, мы должны понимать сегодня, что вернуться к Богу – это значит думать, как Бог, и принимать Его постулаты, Его заповеди, как личный образ жизни, как собственное мировоззрение, которое неизменно стоит в этой Правде Господской.
И дай вам Бог в преддверии Великого поста собраться с духом и сделать этот решительный шаг в эту условную, но полезную временную составляющую, в которую мы с вами призваны помнить об этом хождении на Голгофу, помнить об этом самопожертвовании, которое Господь показывает нам, как самое главное в нашей жизни, и подумать: так ли мы похожи на Христа, как должны быть похожи?
Так ли мы, называющие себя христианами, сегодня действительно несем в мир этот образ небесной чистоты, благочестия, бесконечного добра, той святости, к которой мы каждый призваны?
Давайте подумаем: не позорим ли мы своей жизнью, своими помыслами, своими желаниями, своим нерадением высочайшее имя Христа, в Которого мы облеклись во время Таинства Святаго Крещения?
Давайте подумаем о тех, кто взирает на нас со стороны. Давайте подумаем о тех, кто по нам судит о том, что есть Православие; кто по нам думает о Христе; кто по нам сверяет истины своей жизни. Давайте помнить эту ответственность. Давайте не выпускать из своего сердца и души и права, и обязанности христианской жизни.
В этот день, воскресный день, в преддверии Святой Четыредесятницы мы с вами собираемся в храме Божием для того, чтобы молитвенно наполнить наши сердца и души, наше естество благодатью Божией, ибо без нее ничто невозможно во благо и без нее ничто человеческому естеству не под силу.
И пусть благословение Божие пребудет со всеми вами. И чтобы это делание Великого поста Его милостью, Его благодатью, Его участием лично в каждой вашей духовной жизни смогло стать для вас тем самым главным и основным, что вам необходимо в жизни.
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)