Проповеди » 15 февраля 2015 г. Неделя о Страшном Суде. Сретение Господа нашего Иисуса Христа

15 февраля 2015 г. Неделя о Страшном Суде. Сретение Господа нашего Иисуса Христа

(Продолжительность 14:53)





























 
Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день - день празднования Сретения Господня - мы с вами встречаем в воскресный день. Это совпадение в преддверии Великого поста говорит нам о том, что у нас есть возможность поразмышлять сегодня о двух важнейших событиях в жизни Церкви и в жизни каждого православного человека.

Сегодняшний день повествует нам о том, как старец Симеон принял во свои объятия Богомладенца Иисуса и как он возгласил всеми нами знаемую молитву: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...", которую православная Церковь каждый день за своим Богослужением исполняет торжественно.

Это означает, дорогие братья и сестры, что когда человек обретает Бога по-настоящему; когда его душа ожидала этой встречи искренне; когда не было в душе лицемерия и когда не было какого-то лукавства, а было только чистое стремление к встрече с Богом, тогда обретение Бога подает человеку все необходимое - и более уже не в чем ему, человеку, нуждаться, и более не к чему ему, человеку, более стремиться, потому что он обрел все то, что может быть ему полезно, и все то, что может быть ему спасительно.

Именно поэтому, ожидая этой встречи долгожданной, старец Симеон и говорит о том, что теперь он может отойти с миром, поскольку он увидел самое главное - он увидел спасение всему человеку вот в Этом Младенце, Которого он принял на руки своя, по закону Моисееву принесенного в храм Иерусалимский для того, чтобы Его посвятить Господу.

Мы сегодня также с вами вспоминаем день воскресный, который называется днем памяти о Страшном Суде. Для каждого из нас это понятие весьма удаленное. И большинство людей, ну если не со скепсисом неким, то с недоверием относятся к пониманию того: что есть Страшный Суд? Большинство же просто точно его себе не представляют.

И, действительно, это сокрыто от наших глаз, сокрыто от нашего разума в полном понимании, и мы, по словам апостола, «только гадательно видим ныне, как бы через мутное стекло» (1Кор.13,12), но в грядущем веце мы познаем это в полноте, и каждая душа станет свидетелем того, что есть Суд Божий.

Почему же этот Суд страшен? Нужно каждому из нас понимать, что страшен он не потому что Бог страшен. А страшен он для души грешника, которая была неполноценна в своем устроении и не смогла преодолеть в жизни земной всех тех препятствий, удаляющих ее от Бога, которые она была обязана преодолевать.

И поэтому Страшный Суд называется так, потому что мы трепещем в предвкушении того, что ожидает нас за порогом вечности. Почему мы так ожидаем с трепетом? Потому что каждый из нас не готов принять по заслугам. Даже если человек сознает свои ошибки; даже если человек понимает, что он неправ и  во многом виноват, то он только лишь этим и ограничивается.

И часто человек приходит к Богу, прося незаслуженного прощения, опираясь на милосердие Божие, но в конечном итоге только лишь самооправдывается этим, но не изменяется внутренне.

 А ведь главное для человека, чтобы изъять из души этот страх, страх Страшного Суда Божия, главное - преобразиться внутренне: изменить свои земные несовершенные представления о благе и смысле жизни на представления Божии, на представления, которые подают нам с вами заповеди Христовы.

Мы сегодня слышим в Священном Писании (Мф. 25,31-46) отрывок, в котором нам с вами повествуется о том, как примерно будет происходить этот Суд для нас с вами. И в нем конкретно указывается на то, что Господь "отделит одних от других".

И первые будут праведницы, которые будут призваны наследовать все обетованные блага Небесные только лишь за то, говорит Господь, что они были милосердны в своей жизни и что они, по Его словам, по словам Спасителя, лично «Его и накормили, и напоили, и одели, и приютили, и посетили в больнице и в темнице, когда Он в этом нуждался».

И Спаситель на удивление людей, вопрошающих о том, когда же это было совершено? - отвечает тем, что поясняет им, что каждому из малых, каждому из людей сотворенное это благо как бы принимается Самим Христом, потому что, делая вот это доброе делание для наших ближних, Господь принимает его, как сделанное Ему Самому.

Но часто мы думаем, что мы самодостаточны в этом вопросе. Многие из нас считают, что они уже многое в жизни совершили и в принципе: "Ну что еще большего стоит сделать?". Ведь мы читаем правила молитвенные, ходим в храм, приобщаемся Исповеди и Святых Христовых Таин, подаем милостыню, казалось бы, соблюдая посты. Что еще нам остается сделать?  В принципе, все уже совершено.

Но дело заключается в том, что Бога невозможно купить. Богу невозможно дать денег, потому что Он просто в них не нуждается. Дело в том, что Бог в принципе ни в чем не нуждается.

И нужда условная состоит только в том - Он нуждается в нашем спасении, потому что любит нас и Его любовь требует вот этой нужды о нашем спасении. Его переживания, если так можно сказать о Бесстрастном Боге, состоят только в том, что Он желает нам этих вечных благ, которые есть у Него. Он хочет с нами ими поделиться, если мы готовы принять эти блага.

Проблема лишь в том, что мы, совершая внешнее делание, не можем понять, что главное для нас – «это не жертва, - как говорит Господь, - а милость» (ср. Мф.9:13). 

И чем же разница между нашими жертвами и нашим милосердием, если таковое имеется? Все очень просто и достаточно понятно. Просто нужно своим разумом и сердцем наконец-то открыть для себя разницу того, что: когда у нас просят что-то и мы подаем просимое, или когда мы сами заботимся о ком-то; когда мы не ожидаем просьб; когда мы идем вперед и ищем тех, кто нуждается в нашем тепле, в нашей заботе, в нашей помощи - будь то материальной или моральной.

Часто люди в нашей жизни бывают разного устроения. И порой те, кто много говорит о своей бедности, в общем-то, не очень нуждается. И часто те, кто просят - на самом деле выражают свое не смирение. И поэтому мы, часто останавливаясь на этой милостыне, которую у нас испросили, и удовлетворяясь этим, не совершаем главного: мы не совершаем милосердия - той милости, которой хочет Господь, мы не совершаем.

Наше желание внутреннее, желание сердца должно нас вести к тем, кто по смирению своему, нуждаясь - не спросит; к тем, кто по смирению своему, болея - не возропщет; к тем, кто, нуждаясь в крове, пище, питие, одежде, смиряясь пред волей Божией - никогда не будет понуждать вас на ваши жертвы.

Наше сердце по любви должно видеть нужду ближних и хотеть быть помощником, потому что так заповедал Господь, потому что и Он Сам поступает так, помогая не по достоинству, а помогая по любви - вот разница между тем, что делаем мы и между тем, что ожидает от нас Господь.

Наше сердце, наша душа, наше устроение должно быть милосердным. Оно не должно исполнять просто указанные или установленные правила, потому что "кем-то сказано или где-то написано".

Потому что человек только тогда может быть христианином, когда он думает как Христос; когда он живет этими мыслями как своими, и Его проповедь стала образом жизни, принятым сердцем - не просто прочитанным, не просто умом зафиксированным, а именно личным образом жизни, к которому человек стремится всем своим естеством.

Другие же, о которых говорит Господь, были отправлены в геенну огненную.  Кто же это? Это те, кто не подают нуждающимся этой милости, те, кто, по словам Спасителя, "Его лично не накормили, когда Он был голоден; не напоили, когда жаждал; не одели, когда нуждался в одежде; не приняли под свой кров, когда Он скитался, и не посетили Его в больнице и в темнице" "Когда же, - говорят эти люди, - мы не сотворили Тебе сего?". Господь поясняет, что «если вы не сделали это тем, кто был рядом с вами и нуждался, то вы не сделали это лично Ему, лично Христу» (ср. Мф.25,41-45).

Потому что, я еще раз повторяюсь, у Него нет личной нужды ни в чем, и тот, кто нуждается на земле, он нуждается не потому, что он только проходит испытание, но его личная нужда является причиной для нашего спасения. Потому и есть разница в благосостояниях и устроениях людей, чтобы одни дополняли другое; чтобы, приходя любовью в единство и ровность, мы, покрывая недостатки и немощи окружающих, именно так могли послужить Богу.

Многие спрашивают: как же спастись в наше время? Что же нужно сделать? Как же быть таким святым, чтобы исполнить заповеди, которые написаны в Евангелии? А здесь Господь говорит о простых вещах - о простых, которыми каждый может воспользоваться и которые каждому доступны.

Да, мы и так творим немного. Ведь никто из нас не отдаст последнее. Увы, самолюбие не позволит этого сделать. Никто из нас не сможет поделиться тем, что самому крайне необходимо. Если мы отдаем, то отдаем только то малое, что действительно для нас не является проблемой - то, что нам, так скажем, не жаль.

Но нужно ли Богу такое? Нужно ли вот это: "На тебе, Боже, что нам негоже?». По-моему, здесь очевидно, что мы с вами не должны заблуждаться - что именно жертвенность, именно умение себя в чем-то ужать; лишить ради того, чтобы другой был счастлив, и состоит христианское благо. Странно звучат эти слова в мире жестоком, лукавом, корыстном и самолюбивом, но тем не менее это слова Христа, Который нам показывает тот образ и тот путь, по которому мы должны ходить.

Дорогие братья и сестры, понимая всю сложность того, что сегодня написано в Евангелии, должен сказать вам только о том: сложность эта в нас - не в Священном Писании, в нас с вами заключается эта сложность, в нашей неспособности принять и поверить бесконечно, без "но" и без "если", без оговорок, саможалений.

Мы сегодня говорим о том, что Господь, отсылая как бы кого-то «в огонь вечный» (Мф.25:41), на самом-то деле не Сам отсылает их, а люди, пожившие неверно, обрекли себя на то сами.

 И на самом деле человек, живущий неправедно; человек, живущий лукавым сердцем; человек, живущий корыстно; человек, живущий горделиво, самолюбиво, прелестно - не способен быть с Богом, даже если Он распростер ему Свои объятия со Креста.

Человек, который не умеет забывать о себе, хотя бы ненадолго, никогда не сможет идти за Христом, потому что в Писании Самим Господом сказано: "Кто хочет идти за Мной, пусть отвержется себя" (ср. Мф.16,24). 

Как же трудно современному человеку; как же невыносимо больно гордыне думать о самоотречении. Как же сложно себя поставить на место и удержать порою человеку в этой жизни.

Но как бы не было трудно; как бы не было страшно, а порою кажется, что невозможно, главное - не оставлять своих усердий, попыток, стремления к тому, чтобы это все же стало возможным. Потому что не усилием человеческим, а благословением Божиим совершается преображение христианской души.

И дай вам Бог в этот день празднования Сретения Господня, чтобы ваша душа, встретившись с Господом однажды, больше никогда с Ним не разлучалась ни на миг. Чтобы это единение, эта встреча, произошедшая однажды, произошла навечно. И чтобы вам удалось услышать слова Христа, говорящего из Священного Писания: «Приидите, возлюбленные, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25,34). Аминь.

С праздником вас, братья и сестры! Храни вас всех Господь!   
 
Настоятель Храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 




 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье