Проповеди » 21 декабря 2014 г. Воскресная проповедь. Исцеление десяти прокаженных

21 декабря 2014 г. Воскресная проповедь. Исцеление десяти прокаженных

(Продолжительность 10:30)

С воскресным днем, братья и сестры!

Всех, кто сегодня сподобился приобщиться Святых Христовых Таин, поздравляю с причастием. Желаю достойно сохранить в своей душе, в своем естестве поданную от Бога благодать, потому что для нас с Вами важно помнить, что не только подготовка ко причастию имеет значение, но и то, каким образом человек ведет себя в жизни после того, как принял Христа. Потому что, несмотря на то, что молитвенная подготовка, устроение сердца, устроение души для встречи с Господом для нас важна, безусловно; несмотря на то, что необходим пост, как телесное воздержание для того, чтобы привести естество свое хотя бы в некое подобие чистоты - для того, чтобы в малом каком-то труде, каком-то усилии мы могли принести Богу наше исповедание любви Ему, наше признание вот в нашей любви ко Господу.

Но когда человек принимает Святых Христовых Таин, когда соединяется со Христом, наступает вот этот самый главный в жизни человека момент: важнее любого праздника, важнее любых событий, которые только могут быть во вселенной – это личная встреча человека со Христом.

И поэтому особым благоговением, особым духовным напряжением должно быть ознаменовано пребывание человека после причащения и соблюдение себя и в духовной, и телесной чистоте для того, чтобы это единение с Богом могло продлиться дальше и чтобы наши грехи нас от Бога не отрывали и не лишали нас этого благодатного пребывания с Ним.

Сегодня за Божественной литургией мы с вами услышали в очередной раз отрывок из Священного Писания - Евангельское повествование (Лк.17:12-19) о том, как Господь исцелил десять прокаженных и как только лишь один иноплеменник возвратился для того, чтобы принести свое благодарение и поклонение Господу.

Что мы можем вынести и понять из данного отрывка? Мы, конечно, можем понимать это - как обращение ко всему человечеству, которое Господь Иисус Христос Сам Своей Жертвой, Своей Крестной Жертвой, Своей Смертью и Своим Воскресением очистил и спас, подал возможность быть с Господом вечно.

И только лишь малая часть того человечества обратилась ко Христу, только малая часть того человечества, которому и было посвящено это величайшее деяние Крестной Смерти и Воскресения, было обращено к Богу и почитает Его истинно.

Мы также можем рассматривать это событие Евангельское и как то, что наш сегодняшний мир, в котором мы себя чувствуем христианами, в котором мы обращаемся ко Господу со своими просьбами, часто нас с вами увлекает и захлестывает, почему я и особым образом отметил свое состояние и отношение, о котором вы должны помнить после причащения. Чтобы не получилось как у девяти из этих, очищенных Господом от страшной болезни, неисцелимой болезни - проказы, которые, приняв от Бога этот дар, приняли его как должный, потому что их отношение к своему пороку, к своей болезни было неверным. Давайте мы не будем уподобляться тем девяти неверно устроенным, которые не смогли остаться с Богом и принести Ему достойное, подобающее прославление и поклонение.

В этой притче для нас с вами очевидно, что для Господа не существует какого-то различия между нами, что Он любит нас всех одинаково, несмотря на то, что есть в обществе определенное разделение и есть какие-то бытующие определенные стереотипы. Вот и в иудейской среде, например, некоторые из тех людей, которые жили вместе с ними, они были неприемлемы. Например, самаряне - они считались людьми скверными, к которым иудеям вообще нельзя было прикасаться, но посмотрите: что делает общее горе, что делает общий недуг? - Он стирает границу условностей, он стирает разницу между людьми в их значимости и знатности, богатстве, состоянии, их знаниях и умениях интеллектуальных и прочих одаренностях - и они становятся равными перед лицом беды, перед лицом страшной трагедии, которая в их жизни совершилась: болезнь, которая их постигла, уровняла их и перед друг другом, и перед Лицем Божиим. 

Господь, внимая каждому сердцу, внимая каждому человеческому желанию, желая нам блага, стремится всегда нам помочь. Он всегда расположен к тому, чтобы сделать нас счастливыми по- настоящему, полноценно и весомо - не временно только, но вечно радующимися. И поэтому Его благодеяния не вызывают у нас удивления, поскольку это обыкновенно для любви Христовой, и Он, сжалившись над этими больными людьми, исцеляет их. И когда возвращается только один, из уст Христа исходит ни в коем случае не удивление. Можно подумать, что якобы Бог не знал, почему эти девять не вернулись, конечно же, знал - но это была проповедь к нам с вами, чтобы мы не были нерадивыми и неблагодарными. Поскольку для каждого из нас эта неблагодарность, это не возвращение к Богу только и вредит самим нам.

Бог, как вы понимаете, от этого ничего не теряет и этим никак не повреждается, но самое страшное, что может быть в человеке – это неблагодарность, неблагодарность за все то, что он имеет и непонимание того, что данное Свыше имеется у него не по заслугам, а по милосердию Божиему.

И когда мы слышим из уст Спасителя вопрос: «Не десять ли очистились, где же девять?» (Лк.17:17), с великим трепетом мы должны взирать внутрь себя: ни один ли из девяти тех неблагодарных и мы с вами? Может быть, и мы так же - принимая от Бога Его чудеса, Его любовь, Его постоянное попечение о нас, забывая в житейской суете о главном, отворачиваемся от Бога, как только получили просимое?

Нельзя быть потребителем, вот о чем говорит Господь, ибо потребитель уничтожает свою жизнь сам, делает себя несчастным и немощным. Он из своего сердца изымает ту благодать, которую дарует ему Господь, и пользуется ею не по назначению.

Мы сегодня говорим о том, что не напрасно звучат слова Апостольские, в которых мы слышим призыв за все благодарить. Ибо умеет благодарить за все только тот, кто реально понимает смысл Божиего Промысла, кто реально стремится познать волю Божию - всегда благую. 

Только тот настоящий христианин, кто не занимается саможалением, кто не стремится к устроению только своих меркантильных интересов, а кто умеет и готов жертвовать собою в благодарение, в ответную любовь к Жертвующему нам Собой Господу.

Мы сегодня в очередной раз эту притчу с вами вспоминаем. И, казалось бы, уже неоднократно мы слышали эти слова. Мы должны понимать, что это призыв, что это предостережение к каждому из нас, чтобы мы не остались сиротами - сиротами, имеющими Небесного Отца, чтобы мы сами себя не осиротили.

И сегодня в очередной раз обращаясь к вам с Церковного амвона, прошу вас не быть нерадивыми к своей душе, ибо не Бог не спасает нас, а мы не позволяем Богу спасти Ему нас, порою. И поэтому, приняв от Бога все, что Он нам подает, мы просто обязаны, и это нормально - возвратиться к Нему с радостию велиею и, поклонившись Ему до земли, услышать от Него, что велика наша вера и что мы можем жить с радостью и надеждой, более не согрешая, ведь не согрешать более можно только со Христом, укрепляясь Его благодатью, Его совершенною силою.

И тот, кто поистине желает не согрешать; тот, кто не просто говорит с пафосом о чистоте и праведности - тот это понимает. И потому нет иного смысла в жизни у настоящего христианина, нет иной радости в жизни у настоящего христианина, токмо Господь наш Иисус Христос. И в этой радости, в этой благости, в этом неиссякаемом источнике любви человек обретает весь смысл своей жизни и самою жизнь.

Желаю вам, братья  и сестры, быть благодарными Богу всегда, никогда не терять эту способность, спасительную способность - быть благодарным Богу. Эту способность, которая исцеляет человека от ропота, от недовольства, от гордыни, от самолюбия, скажем так, от всего того, что препятствует человеку к единению с Богом.

С праздником вас, братья и сестры!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)


 
 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье