Проповеди » 04 декабря 2014 г. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

04 декабря 2014 г. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

(Продолжительность 20:12)

С праздником, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем празднования Введения (Входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы с вами в очередной раз собрались под сводами храма для того, чтобы прославить Царицу Небесную и по силам воспеть Ей нашу любовь и благодарения за все те благодеяния, которые Она по Своей любви, милосердию и человеколюбию всегда преподает роду человеческому.

В сегодняшний день мы с вами воспоминаем событие, которое не упоминается в Священном Писании, и мы знаем о нем из Священного Предания Церкви, которое повествует нам о событии, когда трехлетняя Отроковица Богородица была приведена Своими родителями во Иерусалимский храм и посвящена на вечное служение Богу.

Мы с вами не случайно празднуем этот Праздник в самом начале Рождественского поста. Ибо это посвящение Юной тогда еще Богородицы родителями на служение Богу - было тем самым главным началом, предвестником нашего с вами спасения, которое, как вы понимаете, начинается с ожидания нами Рождества Христова.

В Рождении Христа мы обретаем с вами  и обрели непосредственно вот то радостное событие, которое мы с вами готовимся встречать по окончании поста -  эту благословенную возможность обрести нашего Возлюбленного Господа Сладчайшего Иисуса, Спасителя нашего.

И вот сегодня в этот день встречается благодать Церковная с благодатью человеческой, которая дана Пресвятой Владычице Богородице. И в этот Праздник мы не случайно воспоминаем  эти события, поскольку посвящение Отроковицы служению Богу - именно и являло собой эту благочестивую жизнь, которую для нас с вами можно называть постом.

Мы с вами можем обратить внимание на то, каким образом Матерь Божия провела эти восемь лет при храме, прежде чем Она была обручена Своему престарелому родственнику по закону иудейскому, чтобы тот мог оказывать попечение Ей, но в то же время было бы соблюдено и то желание чистоты и девства, которое Матерь Божия избрала на Своем пути.

Вот в течение восьми лет, а не каких-то коротких сорока дней, как длится Рождественский пост, Матерь Божия подвизалась в трудах праведных - не только в посте и молитве, но и в помощи нуждающимся, и в рукоделии. И мы с вами можем в течение этого поста перенять от Нее все те опыты, все те образы воздержания, которые каждому христианину подобает  -  и Матерь Божия нам этот опыт с вами преподает.

Мы с вами, конечно же, понимаем, что мы с вами далеки от осознания  того, ну, может  быть, той полноты Таинства, которое происходит в этот день, которое происходит в этот момент; ту полноту Таинства, которую мы в этот день воспоминаем. Поскольку, наверное, мы с вами далеки от способности жертвовать не только своими дорогими нам близкими, но и самими собою мы жертвовать не умеем.

И поэтому для нас вообще странно как-то вот это со стороны и непонятно выглядит: как это возможно вот такую Юную Отроковицу отдать в храм - на воспитание, на попечение - родителями? Это для того времени это было нормально. Для того времени в этом не было ничего предосудительного. И многие благочестивые люди именно так и поступали. И тех первых детей, первенцев своих, которые рождались у них в семьях, они с радостью отдавали на воспитание в храм для того, чтобы их род был ознаменован благочестивой жизнью, благочестивым устроением, праведным устроением, к которому многие люди тогда, по естеству, совершенно справедливо стремились. Потому что были те, кто искренне с надеждой и упованием ожидали Мессию - Спасителя рода человеческого.

Мы с вами являемся наследниками Христа - теми, кто облеклись в Него, кто несет и принимает Его благодать. Но тем не менее для нас с вами проблематично вот  так же беззаветно и так же искренне посвятить себя полностью на служение Богу и на служению храму.

К сожалению, мы часто обращаемся к Пресвятой Владычице нашей Богородице за помощью в молитвах и ожидаем от Нее активного и милосердного Ее участия и покровительства, но сами, со своей стороны, к сожалению, очень редко уподобляемся тем делам и тем, может быть, устроениям, которые Она нам с вами явила в Своей жизни.

И вот мне бы хотелось, чтобы в этот день, когда мы с вами празднуем вот  это Вхождение во храм, чтобы каждый из нас с вами понимал, насколько это важно и какое это для нас действительно счастье - иметь возможность войти беспрепятственно в храм и иметь возможность посвятить себя не служению мамоне, не служению каким-то суетным временным вещам, а именно посвятить себя служению Богу и Церкви.

Были времена совсем недавние, когда безболезненно переступить порог храма было просто невозможно. И вы наверняка, если не являетесь свидетелями, а многие из вас по возрасту своему застали времена гонения на Церковь, если вы даже и  не имеете представления об этом, то, наверное, читали или слышали, как это все происходило: когда не было возможности не просто приобщиться Святых Христовых Таин или поисповедоваться, не было возможности обвенчаться или окрестить детей. И, если даже люди каким-то образом старались это сделать в тайне, и это становилось вдруг явным, за это могли быть серьезные преследования и прещения, различного рода наказания, вплоть до того, что людей ссылали в одни из времен, а  уж во времена более поздние наказывали лишением работы и прочими порицаниями.

 Сегодня нам ничего не угрожает. Сегодня нам с вами ничто не препятствует свободно приходить в храм Божий – ну если только наши леность и нерадение, которое, вероятно, несколько пресытилось - пресытилось наше внутренне естество вот этой возможностью свободно посещать Божий храм. Наверное, человек несколько «объелся», что ли, духовно вот этих возможностей, которые сегодня даны. Как-то стал человек менее трепетно и менее ответственно относиться к этому Божественному дару.

Восстановились монастыри и храмы, доступны святыни для поклонения. Практически теперь даже у нас в Татарстане храмов стало много - достаточно для того, чтобы каждый день в них совершалось Богослужение и любой человек мог бы прийти и стать участником этого Богослужения.

Но почему-то, к сожалению, входя в храм Божий, мы не вспоминаем Матерь Божию, Которая единожды входя в храм Младенцем еще, на всю Свою жизнь и до сих пор является для нас с вами примером чистоты и праведности.

Нет ли в нашем отношении к вере, нет ли в нашем отношении к Богу какой-то безответственности или какого-то поверхностного отношения? Может быть, стоит глубже и серьезнее относиться к этому? Может быть, мы должны понимать, что все-таки наша жизнь во Христе и есть жизнь, а все остальное - только необходимое, неизбежное, которое, к сожалению, нельзя обойти стороной в нашей жизни.

Но часто у нас в жизни получается наоборот: когда человек отдает себя полностью земной жизни и ее суетным попечениям и лишь изредка вспоминает о том, что он крещен, что он является членом Православной Церкви и редко бывает не просто у Таинств, а даже на Богослужении.

Вот сегодня будний день, и это заметно – заметно, потому что у нас много попечений мирских. И много тех, кто сегодня на работе и не может посетить храм, и, наверное, многие из них сожалеют  об этом. А многие, может быть, относятся к этому и спокойно.
Все зависит от того, как человек устроен и что для него означает конкретный день и конкретный приход его в храм. Если человек приходит в храм как Матерь Божия: будучи еще Отроковицей, но сознательно, с силою преодолевая эти высоченные ступеньки Иерусалимского храма, Духом Святым укрепляемая - сознательно и с радостью предает себя в руки Божии для того, чтобы совершать Богу служение во всю свою жизнь.

Почему же мы с вами не можем взять этот пример для себя? Почему мы хотим только получать от Матери Божией помощь? Почему мы не хотим взять от Нее примера? Почему свои земные попечения мы ставим выше того, что для нас с вами по сути своей, как людей по образу и подобию Божию созданных, должно вот на самом деле беспокоить.

Разве человек создан для того, чтобы грешить? Или человек создан для того, чтобы есть и развлекаться? Разве человек создан для того, чтобы стяжать? Если бы так было все примитивно, простите, не было бы смысла существования человека, и его земное бытие не было бы ничем оправдано, поскольку пребывание человека на земле этими только вот этими тленными смыслами никак бы не укрепляло и не оправдывало наше бытие.

 Ведь мы созданы с вами именно для того, чтобы в течение земной жизни, отрезвев от тех бурь, от тех сует, которые нас постоянно захлестывают, понять - для чего же мы живем. Живем мы для того, чтобы этим путем жизненным, этим коротким мгновением нашей жизни совершить путь, соединяющий нас с Господом. Потому как любой человек, который хотя бы немного понимает о смысле жизни, о мироздании, о Вечности - будет помнить о том, что нет конца пребыванию души человеческой. Не бывает такого, чтобы душа перестала быть.

И вот, если Матерь Божия Своим примером нам показывает, что еще с малого возраста, с еще нежного Своего состояния Она уже относилась ответственно и к Своей душе, и к Своему призванию, почему бы нам не вспомнить вот в этот торжественный Праздник - не вспомнить о том, что и мы призваны отрезветь; что, может быть, за нашей суетой мы сами не заметили того, как мы обмануты, как мы окрадены, как мы лишены того, ради чего мы должны жить, как мы потеряли в своей жизни главное?

Может быть, потому мы часто и несчастны? Может быть, потому мы часто не довольны жизнью? Может быть, потому мы часто опустошены, что мы потеряли главное в нашей жизни? - Эту возможность, переступая порог храма, посвящать себя Богу, посвящать свою жизнь, свою личность, свои мысли, свои поступки посвящать Богу и служению Церкви.

Сегодня, к сожалению, с этим большие проблемы  у тех, кто считает себя православными. И, отдавая какой-то долг, человек забывает о том, что жизнь во Христе - это именно жизнь, а не какой-то момент среди прочих. Все остальное - пустота и тлен.

Для каждого это открыто к пониманию, и, дай Бог, чтобы люди это успели понять, пока бьются их сердца, пока душа еще в теле, пока мы еще можем вознести свои молитвы, пока мы еще можем обратиться к Пречистой Матери Божией, к Царице Небесной с просьбою о том, чтобы не просто покрыть нас Своим омофором, не просто вымолить нас, греховных и нерадивых, а еще научить - научить быть преданным Богу, научить быть преданным Церкви - не просто потребителем, не просто приходящим и ожидающим чего-то от Бога, от Церкви, как сегодня в большинстве случаев происходит.

Все чего-то хотят от Бога, от Церкви требуют, у всех какие-то претензии и к Богу, и к Церкви, но нет претензий к себе. И оттого люди - замороченные, обманутые - часто ведут себя неправедно и идут в сторону, совершенно не ведущую к спасению, а ведущую в никуда, а еще хуже – в погибель.

Поэтому сегодня в этот день, когда мы вспоминаем Вход Матери Божией в храм Господень в преддверии Праздника Рождества Христова, который мы все с вами ожидаем еще и потому, что это Престольный Праздник нашего храма, мы должны с вами постараться в этот маленький период поста сделать все от нас зависящее, чтобы изменить свое отношение к жизни, а для этого нужно изменить свое отношение к себе.
Нужно пересмотреть: действительно ли мы достойны такого внимания и такой любви к себе, как мы требуем от окружающих, от Бога, от ближних? Действительно ли мы так хороши и совершенны, когда хотим, чтобы нас уважали и почитали? И все ли сделали мы возможное, зависящее от нас, чтобы оказать почтение и преподать любовь, заботу и внимание тем, кто действительно этого достоин?

Все ли мы сделали для того, чтобы послужить Богу тогда, когда это возможно? Все ли мы сделали для того, чтобы послужить Матери Церкви, когда это возможно? Все ли мы сделали для того, чтобы жизнью своей отблагодарить Матерь Божию, Которая столько благодеяний для каждого из нас без исключения делала.

И если мы будем внимательны и ответственны, то, я вас уверяю, наш пост будет иным. Не просто в ропоте воздержанием от пищи, но еще и внутренним преображением станет для нас пост - переосмыслением многих вещей, в которых мы заблуждаемся; пониманием того, что когда-то мы прейдем эту границу, разделяющую временную жизнь и вечную, и когда-нибудь у нас будет возможность   взглянуть в пречистые глаза Матери Божией. Что мы скажем Ей? С чем мы Ее встретим?

Мы величали Ее только устами, мы воспевали Ее только словами или мы все-таки послужили Ее Сыну? Мы пожертвовали чем-то своим, собой, пожертвовали ради того, чтобы обрести Вечность? И вот, когда мы помним об этих важных моментах, возможно тогда мы будем и ответственнее, и внимательнее, а где-то терпеливее и добрее.

И поэтому наши с вами Праздники - это не причина расслабиться и не причина просто ликовать. Наше ликование и празднование должно быть осмысленным, углубленным и душеспасительным. Не бывают  православные Праздники от слова «праздность», от слова «безделье». Православные Праздники означают, что мы оставляем праздными все наши попечения – все, кроме духовных; и когда мы особым образом, с особой искренностью, с особой глубиной и, если возможно - с любовью, приносим свои сердца в храм на служение Богу и Церкви.

С праздником вас, братья и сестры!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)


 

 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье