Проповеди » 23 ноября 2014 г. Воскресная проповедь. Неделя 24-я по Пятидесятнице. О милосердном самарянине

23 ноября 2014 г. Воскресная проповедь. Неделя 24-я по Пятидесятнице. О милосердном самарянине

(Продолжительность 05:17)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Хотелось бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на две или три черты сегодняшней притчи, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 10:25-37). Нам сказано, что некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. В Ветхом Завете Иерусалим был местом, где пребывает Бог: это было место поклонения Богу и место молитвы.

На этом пути на него напали разбойники, сняли его одежду, ранили или, сказать по правде, избили до полусмерти и бросили при дороге. Три человека, один за другим, шли этой дорогой. Все трое побывали там, где живет Бог, все трое были в месте служения Богу, поклонения Ему, в месте молитвы. И двое из них прошли мимо раненого. Текст так ярко описывает, что священник просто прошел мимо: нам даже не сказано, что он хоть взглянул ли на него. Но он был человек обеспеченный, ему дела не было до человеческой нужды: он ничему не научился из молитвы Богу, Который – сама Любовь.

Затем прошел следующий – левит: человек, сведущий в Писании, но, видимо, так и не познавший Бога. Он подошел, постоял над умирающим раненым – и пошел дальше. Его ум, как казалось ему,  поглощен более высокими вещами, чем  та человеческая жизнь, человеческое страдание.

И, наконец, прошел мимо человек, который в глазах иудеев был презренен в самом своем бытии: не за свои личные, нравственные или иные недостатки, а просто потому что он был самарянин – отверженный.

Этот человек остановился над раненым, потому что он-то точно знал, что такое – быть отверженным, что такое – быть одиноким, что значит, когда мимо тебя проходят с презрением, а порой и с ненавистью. Он склонился над раненым, сделал, что мог, для облегчения его страданий, отвез его в спокойное место. Он не только оплатил гостиннику уход за раненым: он отдал свое время, свою заботу  и свое сердце. Он заплатил всеми возможными способами, которыми мы можем заплатить, оказав внимание окружающим нас людям.

Мы провели целое утро в присутствии Самого Бога, в том месте, где Он обитает: мы слышали, как Его голос говорил нам о любви; мы провозглашали, что мы верим в Этого Бога, Который – сама Любовь, в Бога, Который отдал Своего Единородного Сына ради того, чтобы каждый из нас мог получить спасение.

Мы сейчас выйдем из этого храма и до следующего посещения храма мы встретим много людей. И давайте подумаем с вами: кому мы останемся подобными в общении с этими людьми? Тому ветхозаветному священнику, которому дела не было до других людей? Или левиту, который считал себя слишком умным для оказания помощи нуждающимся в этой помощи? Пойдем ли мы, размышляя о том, что здесь узнали, храня в сердце изумление и радость, но проходя мимо каждого встречного, потому что мелкие заботы могут нарушить наш покой, отвести наш ум и сердце от чуда встречи с Богом, от Его присутствия?

Если мы так поступим, то мы мало поняли (если вообще что-то поняли) о Евангелии, о Христе, о Боге. А если мы, подобно юноше, подобно книжнику, спросим: «Кто мой ближний? (Лк. 10:29). Кто тот, ради которого я должен быть готов расстаться с глубочайшими переживаниями моего сердца, с самыми возвышенными размышлениями?» – ответ Христа прост и ясен: Всякий! - Всякий человек, кто нуждается в тебе, на любом уровне: на простейшем уровне пищи и крова, чуткого внимания, заботливости, дружелюбия.

А если однажды наступит такой день (но этот день может и никогда не наступить, а может прийти в любой момент) от нас потребуется больше, мы должны быть готовы любить нашего ближнего, как нас тому учит Христос: с готовностью жизнь нашу положить за него.

«Положить жизнь» не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается; тем, кто в печали и нуждается в утешении: тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке; тем,  кто, голоден и нуждается в пище; тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде; и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Выйдем же отсюда, братья и сестры, вспоминая эту притчу не как одну из самых прекрасных сказанных Христом вещей, но как прямой путь, на который Он нас призывает встать. Она учит нас относиться друг ко другу, оглядеться вокруг внимательным взором, помня, что порой малейшая ласка, одно теплое слово, одно внимательное движение может перевернуть жизнь человека, который в одиночестве стоит перед лицом собственной жизни. Пусть поможет нам Бог быть подобными милосердному самарянину на всех уровнях и по отношению ко всем людям. Аминь!

иерей Алексий (Обрезков)

 

 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье