Проповеди » 09 ноября 2014 г. Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

09 ноября 2014 г. Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

(Продолжительность 16:55)

С воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас, всех тех, кто сегодня сподобился принять Святых Христовых Таин. Желаю достойно сохранить этот дар и жить соответственно тому благословению, которое сегодня вы в этом святом Божественном Таинстве получили.

Мы сегодня за Божественной Литургией в очередной раз прочитали отрывок Евангелия от Луки (Лк.8, 26-39), в котором упоминается, как Господь, придя в место, где жил один из одержимых бесами человек, который много лет страдал этим недугом и не мог находиться в обществе, не мог пребывать среди людей, и был постоянно гоним этим бесом, постоянно мучим и постоянно раздираем, не был никогда в покое и постоянно был наг, потому что даже не мог носить одежду.

Когда мы читаем об этом бесноватом, об этой ситуации, в которой Господь встречается с этим человеком, как и многие другие отрывки из Евангелия, нам кажется, что они нас никак не касаются. Просто потому, что мы к себе относимся весьма снисходительно и часто самооправдательно.

Но каким образом нам с вами интересен этот человек, и почему Евангельское повествование нам о нем сообщает? Казалось бы, вовсе не для того только, чтобы показать ужасы того, как тяжело быть человеку, который одержим подобного рода вещами.

Но здесь нужно понимать, что нам с вами сказано это еще и потому, что многие из нас не ощущают себя в некотором роде подобными этому несчастному человеку. Потому что считают, что если в прямом смысле «не живут во гробах, не ходят без одежды», если в прямом смысле «не разрывают железных уз и не бегают сквозь пустыню» - значит они не подобны этому человеку.

Но если быть достаточно внимательным к своей жизни и к проявлениям, часто недостойным ея, то можно убедиться, что в каждом из людей, кто еще далек от совершенства и кто еще не совершил победы с Божией помощью над своими страстями, присутствуют   признаки этого человека.

Каким образом их можно заметить? А очень просто. Ведь те самые бесы, которые раздирают душу несчастного, это не какие-то отвлеченные темные силы только - это еще те страсти, которые мучают любого из нас в свою степень.

И каждая страсть, она являет собою для человека определенного рода мучение, а часто делает человека практически безумным. И можно перечислять их бесконечно: будь то страсть пьянства или зависимость наркотическая, будь то страсть блудная или властолюбия со  сребролюбием.

Все эти вещи делают человека часто неспособным жить во храме, неспособным пребывать храмом Духа Святаго, делают человека живущим во гробе своих страстей, во мраке своих заблуждений.

Посмотрите, как действуют на человека страсти. Одержимый пьянством не может остановиться и, влекомый этой властью нечистой, постоянно впадает вновь и вновь в эти беды, а потом, одержимый уже и самим веществом, несется неизвестно куда, совершая неизвестно какие поступки, часто страшные по своему содержанию.

Смотрите, как поступает человек, одержимый властолюбием и сребролюбием, который нарушает все законы нравственности, разрывает все узы духовности для того, чтобы добиться своего и получить по страсти желаемое.

Посмотрите, как мучим человек, одержимый блудодеяниями, который разрывает узы семейные и бросается, как ненормальный, в геенну огня вот этого прелюбодеяния.

Мы видим, что каждая страсть может делать человека безумным и делать человека ненормальным; делает человека неспособным быть тем сосудом Божией благодати, для которой он, человек, изначально и был создан.

Именно потому Евангельское повествование и сообщает нам об этом гадаринском бесноватом, чтобы мы понимали, насколько страшны эти страсти и почему они для нас пагубны, превращая нашу жизнь земную уже в ад и не давая шанса в Вечности.

Мы сегодня смотрим на этого человека как бы отвлеченно, но каждый из нас может при самокритичном взгляде внутрь найти оттенки этого поведения, этой неудержимости во грехах.

Даже человек, одержимый гордостью, который внутри себя не видит тяжких пороков, который не совершает видимым образом каких-то страшных деяний, оправдывает себя тем – но в гордости своей неудержим, неудержим, и несется сквозе пустыни, не видя никого, потому что он сам делает свою жизнь пустыней; потому что он несется, сломя голову, одержимый этой гордыней, снося все на своем пути и становясь бесконечно одиноким, бесконечно забытым, потому что сам забывает многих. Разве эта одержимость в некотором роде не напоминает нам действия того бесноватого, о котором мы сегодня читаем в Священном Писании?

Когда Господь встречается с ним, бесы изнутри этого человека молятся, молят Бога оставить их до времени, потому что еще не настал срок. Смотрите, и бесы не хотят мучений. Значит, если мы молимся только о том, чтобы избежать наказания – это еще не есть молитва. И нечистая сила не хочет в геенну. И они боятся наказания. А разве мы должны уподобляться темной силе?

Значит, наша молитва должна иметь другое свойство, другое качество, иные понятия и состояния души. Более того, нам стоит задуматься о том, всегда ли в нас молится наша любовь к Богу? А, может быть, иногда в нас молится голосом одержащего нас беса - гордыня, которая жалеет свою душу, место, где она пребывает, которая желает погубить нас и делает нас непреклонными перед Богом гордецами, которые пытаются быть потребителями; которые молятся о земном и тленном – но не о воле Божией и о не прощении грехов.

Разве мы не можем увидеть в этом состоянии то, что может произойти с любым из нас? И только лишь наше самооправдание и слепота духовная часто не позволяет нам видеть наших повреждений. И потому на исповеди, когда человек приходит к Таинству, он не может осознать своего состояния – или не хочет осознать.

И тогда не происходит, не состоится эта связь, не состоится это деяние, которое Господь готов совершить над каждым, освободив его от этого страшного состояния, если человек способен в нем признаться добровольно.

Но часто эта гордыня и самолюбие не позволяют человеку открыть свое сердце, и он остается со всем легионом, который внутри него пребывает – легионом страстей, которых он не видит, не ощущает, не понимает, но которыми бесконечно мучим.

Господь проявляет милосердие даже к тем, кто, казалось бы, его не заслуживает. И когда нечистая сила умоляет Бога не отправлять их в геенну, Он не делает этого до времени.

Если Господь умеет миловать даже таких, значит нам нельзя сомневаться в Его милосердии; значит мы не имеем права клеветать на Бога, что Он посылает нам беды или Он заставляет нас мучиться на земле, если Он не дает мучений даже тем, кто, казалось бы, мучений заслужил. Неужели мы имеем право подумать, что это Бог подает нам наши страдания?  Нет, не Бог.

Это мы изуродовали себя грехом, зарабатываем себе это собственной жизнью, собственными мыслями, поступками, желаниями и стремлениями – а Бог милосерден всегда.

Бесы просят у Господа послать их в стадо свиней. Зачем иудеям свиньи? Если по их закону они не имеют права прикасаться к этим животным, ибо они скверны. А все очень просто и примитивно. Они разводят их для того, чтобы продавать, зарабатывают на том, что им самим нельзя вкушать. Но они продают это другим, имея с этого доход.
Вот также и страстные люди часто, зная, что не имеют права прикасаться ко греху; зная, что не имеют права совершать преступления – идут на это и разводят вот этих внутренних духовных грязных животных, надеясь продать которых, желают приобрести житейские блага, незаконно и нечестно.

Вы видите, что происходит: бесы вселяются в этих грязных животных для того, чтобы мы поняли, что в конечном итоге все это зло, которое в нас живет, оно нас может погубить так же, как этих несчастных животных, которые утонули в озере. Как бы и нам не утонуть в геенне огненной, в огненном озере, в том самом, в которое будут повержены все те, кто не смогли принять Господа.

Нам с вами говорит Священное Писание о вещах, которые нельзя пропускать мимо ушей, нельзя забывать, нельзя вычеркивать из своей жизни, нельзя оставаться к этим вещам глухими и безразличными,  иначе мы потеряем все: не только эту жизнь, но главное – нашу Вечность, для которой мы созданы.

Когда пришли хозяева этих животных и увидели человека исцеленного, осмысленного и облаченного: во что был осмыслен этот человек? - В тайну Божией милости и благодати. Во что этот человек был облечен? - В милосердие Божие, в Его благодатный покров. Но не возрадовались люди, увидев такового, а испугались. Испугались, потому что для них это противоестественно, потому что для них это ненормально, потому что для них это неприемлемо так же, как и Сам Господь – Благодатный Виновник этого чудотворного события. И они Его просят уйти.  
 
Как часто люди в своей жизни, когда к ним подходит необходимость каких-то осознаний, к примеру, своих грехов; когда приближается человек к необходимости понять, как он плох и никчемен – как часто человек говорит: «Господи, отойди от меня». Как часто человеку становится не нужен Бог, Стучащийся в его сердце, просто потому, что его гордыня не способна признать себя таковым, какой человек есть на самом деле.

Будем бояться уподобляться этим гадаринским людям, которые не понимают Бога, не принимают Бога и добровольно от Него отказываются. Будем бояться вольно или невольно, ради собственных выгод, ради своих грязных похотей продавать Христа, предавать Его, будем страшиться, братья и сестры.

И лучше смиренно, как этот исцеленный Божией благодатью, сидеть у ног Иисусовых – нежели чем носиться одержимым страстьми по безводным пустыням греха.
Сегодняшнее Евангелие (Лк.8, 26-39) обращается к каждому из нас, в каждом из нас желая пробудить искреннее стремление ко спасению и понимание значения Самого Христа в нашей жизни, Его прикосновения к нам. Каждому из нас сегодня предлагается принять своим сердцем, что Христос – есть начало,  смысл, значение всего; что Христос и есть само Все, и что вне Его – нет ничего, и без Него все умирает и исчезает.

Мы с вами сегодня в очередной раз облагодатствованы милостью Божией. Мы в очередной раз, совершенно не заслуживая этого, получили знания и благословение. Давайте приложим все усилия, чтобы сохранить это, чтобы пронести это благодатное знание Божиего Слова, исцеляющего нас от наших страстей, освобождающего нас от этих пут греха – пронесем его в своем сердце и проживем их своей жизнью, сделаем так, чтобы Евангелие стало действительно тем законом лично для каждого, чтобы Христос стал для каждого близким и родным.

Спаси вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье