Проповеди » 02 ноября 2014 г. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

02 ноября 2014 г. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

(Продолжительность 10:49)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
 
 Господь показывает нам очень яркими, понятными каждому картинами, жизнь человеческую на земле, как она может быть лишена, как будто, всяких скорбей, и как она может проходить в сплошных страданиях. Евангельская притча о богаче и о нищем Лазаре хорошо нам известна.

Сегодня читалось зачало 83 Евангелия (Лк.16,19-31) - Притча о богаче и Лазаре.

Какой же жизнью живут эти два человека? Один, сказано о нем, одевается в пышные богатые одежды, все выходы его к людям обставлены торжественно, и каждый день он пиршествует.

Другой - человек в струпьях, подобно Иову Многострадальному на гноище, лежит у ворот дома, желая напитаться крошками, падающими со стола богача. Струпья, гной – это предельное состояние страдания человеческого тела, это то, что вызывает естественное отвращение у других людей. Им неприятно видеть этого человека, и они стараются держаться от него подальше.

Он ни о чем не просит, только желает, чтобы крошки хлеба, которые падают со стола богатого пира, попадали к нему. Псы приходят и лижут струпья его, усугубляя его страдания. А, может быть, говорят святые отцы, эти животные вдруг исполняются как бы сострадания к несчастному. Люди не замечают его страданий, отвращаются от него, а животные приходят и лижут ему раны с тем, чтобы уменьшить его боль.

Вот путь жизни здесь, на земле. От чего умирает этот нищий - от голода или от страданий своих? - но он умирает. Умирает и богач. Но первым умирает все-таки Лазарь. Господь часто забирает людей благочестивых и праведных, а нечестивых оставляет благоденствовать, чтобы они до конца насладились всеми дарами Божиими в этой жизни. Сколько на наших глазах умерло людей достойных. Почему Господь отнимает их от нас? Тайна этого суда сокровенна. Мы видим, что как бы человек ни был богат, какого бы положения не достиг в жизни, он тоже умрет. Смерть поджидает каждого из нас.

«Умер богач, и похоронили его», - как говорится в Евангелии, а о похоронах нищего не упомянуто. Похороны богача были, вероятно, очень пышными и торжественными, а нищего, скорее всего, просто закопали в какую-нибудь яму. Еще при жизни он все время вызывал раздражение, и после смерти с ним хлопот не оберешься, как многие думали, тоже нужно что-то с ним делать.

Суды Божии и суды человеческие - как они различны! Господь, как мы видим, не особенно прислушивается к судам человеческим: как бы не возносили человека здесь, на земле, какое бы великое место он здесь не занимал, какими бы наградами его не осыпали - это не имеет отношения к состоянию его души. И как бы ни был отвергнут человек, как бы ни был попираем всеми, все эти определения человеческие, говорит нам сегодня Господь, идут только до могилы, а дальше начинается Его Суд.

И вот Суд Божий. Мы видим, что все перевернулось. Разве Господь не говорит нам об этом заранее? «Блаженны плачущие, - говорит Он, - потому что они утешатся» (Мф.5,4). «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо вы восплачете» (Лк.6,25). И все Заповеди, которые мы слышим, предупреждают нас об этом же. Почему? Потому что здесь, на земле, все перевернуто вследствие греха, отпадения человека от Бога.

Мы видим, что богач находится в аду. В страшных мучениях он поднимает свой взор и видит Лазаря. Не рядом с собою, а вдали, но ясно видит, как будто бы рядом. Он находится на лоне Авраама, отца всех верующих. Все, кто жил по вере, естественно, собираются на лоне Авраамовом, на том небесном пиру, где возлежат все праведники. И, будучи в муках, богач умоляет - какое слово сказано, совсем не свойственное для этого человека! - он умоляет Авраама, чтобы тот послал Лазаря омочить конец пальца в холодной воде и остудить ему язык, хотя бы на одно мгновение.

Почему же здесь говорится о языке? Потому что язык - это все. «По словам своим мы осудимся, и по словам своим оправдимся», как говорится в Евангелии от Матфея  (Мф. 12, 37). Что говорил богач? Все нечестивые, гордые речи, которые он произносил на пирах своих против Бога, людей, вся ложь, все оскорбление другого человека, вся лесть теперь открывается огнем геенским. Потому что язык, как говорит апостол Иаков – «огонь, прикраса неправды» (Иак.3,6). То есть язык может быть украшением лжи. Язык - то, чем богач вкушал всю сладость этой жизни. Все яства, самые изысканные и утонченные, все чувственные наслаждения, какие только были ему доступны, теперь открываются муками языка, гневом Божиим, горящим, как огонь совести этого человека, сознающего, что он повинен всем мукам.

И вот мы узнаем, что Бог не только милостив. Он милостив, потому что Он справедлив, потому что есть правда Божия, потому что все возможности, какие были даны этому человеку сподобиться милосердия Божия, исчерпаны. Теперь ему платят точно такою же монетою, какой он платил в течение всей своей жизни. Ему крошки хлеба было жалко для человека, который был рядом с ним, а теперь он не может получить и капли воды. Для того чтобы мы понимали, что жизнь реальна - не просто какая-то милость, ни на чем не основанная. Милосердие есть высшая правда, и она предлагается для каждого человека. И раскрывается это уже в муках будущего века.

Слово правды произносит праведный Авраам, который отличался исключительным милосердием на земле. Он говорит: «Между вами и нами утверждена здесь пропасть, которую никто не может перейти». Ни один священник не может прийти с разрешительной молитвой, ни один святой - туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда.

Эта пропасть раскрывает нам бездну греха, которая всегда разделяет людей и здесь, и в вечности. Но, с другой стороны, пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет никаких препятствий для того, чтобы перейти отсюда - от состояния своего греха - к Богу, на лоно Авраамово. Нет на земле ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние. Эта пропасть так глубока, и Господь так милосердно дарует ее преодолеть, чтобы мы поняли, глядя уже на не преодолимую ничем пропасть в вечности, что нам дается, и оценили этот дар Божий.

Есть у этого богача на земле пять братьев, которые живут подобно ему. И, может быть, нужно, пока не поздно, предупредить их, чтобы жизнь их изменилась, и они избежали вечных мук. Этим движением своей души жестокий человек как бы свидетельствует, что не до конца еще в нем потеряно все человеческое, что есть еще в нем капля сострадания к другим людям. И суды Божии сокрыты от нас. Как решится участь этого человека, мы не знаем. Но мы должны знать о том, что эти муки настолько страшны, что самый жестокий человек становится перед лицом этих страданий хотя бы немного человеком и научается состраданию и милосердию.

Обратите внимание, он знает, что его самого туда нельзя отправить - только святые могут явиться на землю, чтобы исполнить дело Божие. И он просит послать Лазаря, о милосердии и кротости которого на земле он хорошо знал, и теперь как бы рассчитывает на то, что по знакомству с этим человеком, если уж невозможно облегчить его участь здесь, в аду, то, может быть, возможно помочь его близким родственникам. Как пренебрегал он этим знакомством на земле, так необходимо оно ему здесь, сейчас, когда все раскрывается.

И что же отвечает Авраам на эту просьбу его? Он говорит, что нет никакой необходимости отправлять Лазаря. «Нет никакой нужды, - говорит Авраам, - посылать его, - потому что если не слушают Моисея и пророков, которые говорят обо всем этом каждый день в Церкви, то если кто из мертвых воскреснет, не поверят ему». «Нет, - говорит ему богач, - если кто из мертвых воскреснет - они поверят». И Господь снова говорит ему, что если они слову Божию не верят, то и воскресшего из мертвых не примут.

Такие обычные, знакомые слова, которые люди неверующие иногда говорят: «Вы видели кого-нибудь, кто бы пришел с того света и рассказал нам о рае и об аде? Пусть пришлет их нам Бог, и мы уверуем».

Если человек не верит Моисею и пророкам, Заповедям Божиим, если мертва самая главная глубина человека - его душа, то напрасно все остальное. Сколько приходит к нам, можно сказать, этих мертвых - не просто каких-то людей, а самых достойных и праведных - патриархов, пророков, апостолов. Каждый день приходят они к нам и говорят, что такое жизнь. Сам Воскресший Христос приходит к роду человеческому, но те, кто не верит Моисею и пророкам, кто не принимает жизнь по совести и правде, не могут уверовать в Него.

Только чудо может привести человека к Богу, и самое великое чудо - это Заповедь Божия, жизнь по совести и правде, по стыду человеческому. Это великая тайна жизни. Если человек грубо попирает ее, кто даст ему большее? Кто даст ему узнать Бога и силу Его, могущую воскресить и умерших?

Так будем же дорожить этим чудом и чудом слова Божия, которое нам дается каждый день. Будем же каждый день, кто сколько может вместить, обращаться к слову жизни, истины, и милосердия, и правды. Стараться так жить, чтобы сердца нашего коснулась та вечная жизнь, о которой возвещают Моисей и пророки, и все Заповеди Божии. Чтобы открылась нам благодать Воскресения Христова, и ясно стало бы нам, что это бесконечно больше, чем все остальное, что знает человек. И чтобы мы услышали голос Христа, который в Евангелии от Иоанна говорит: «Аз есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, аще и умрет, воскреснет» (Ин.11, 25).

Спаси Господи!
иерей Алексий (Обрезков)

 

 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье