(Продолжительность 13:29)
С праздником, дорогие братья и сестры, с Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Мы сегодня с вами вспоминаем событие X века, когда в Константинополе во Влахернском храме, где хранилась риза Пресвятой Богородицы и часть Ее пояса, во время Богослужения - Всенощного бдения – блаженный Христа ради юродивый Андрей увидел «на воздусе грядущую Владычицу Богородицу в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, в сонме Ангелов, Которая возносила перед Престолом Божиим молитвы за весь род православный».
Прошло уже много времени, но мы с вами и в XXI веке в большом количестве собираемся в храме для того, чтобы почтить этот день и воздать хвалу Пресвятой Владычице Богородице – Царице Небесной.
Это связано, наверное, с тем, что мы все же понимаем, насколько важен для нас этот молитвенный Ее Покров; насколько важно это Благодатное Небо, распростертое над родом христианским. И мы наверняка понимаем, что это совершилось именно по той Божественной любви, по той праведной и глубокой любви к человеку, которую испытывает Пресвятая Владычица Богородица.
Мы с вами становимся свидетелями события, которое для нас с вами по-христиански должно быть понимаемо правильно и однозначно. Ведь многие из нас считают, что этот вот этот Покров, распростертый над нами, он сам собой как бы самодостаточен. И вроде как православным людям и делать-то больше ничего не надо, поскольку Сама Владычица Богородица умолила Своего Божественного Сына и Господа за нас с вами.
Но почему совершилось это явление? Почему Господь сделал откровенной вот эту тайну общения Бога с Его Пречистой Матерью, и каким образом мы с вами стали свидетелями этого события?
Ведь ни для кого не секрет, что наша с вами вера, к сожалению, с годами все слабже и слабже. И для того, чтобы мы с вами не отступили абсолютно; для того, чтобы мы с вами не расслабились совершенно; для того, чтобы наши с вами души не стали абсолютно нерадивыми – вот Своей любовью Божественной Пресвятая Богородица и обратилась к Своему Божественному Сыну в молитвах и ходатайствах о нас.
Казалось бы, о чем можно ходатайствовать перед Любовью – перед Самим Господом, Который принес величайшую Жертву за всех нас с вами? О чем можно ходатайствовать? Разве нужны какие-то просьбы для того, чтобы упросить Господа быть Милостивым к нам?
Но на самом деле эти молитвы нужны в первую очередь нам с вами. И молитвы эти в первую очередь не о том, чтобы от Господа получить любовь. Она проистекает свободно и всегда. Молитва эта в первую очередь о том, чтобы мы с вами не отпали от веры.
Молитва в первую очередь о том, чтобы нас с вами спасти от тех наветов вражиих, которые постоянно на нас действуют. И часто спасать нас нужно от нас самих, от своих заблуждений, от своих неправильных пониманий, от своего неверного устроения, с которым мы так мало и неплодотворно боремся.
Сегодняшний день открывает нам тайну молитвы: какой она должна быть; что это такое; для чего нужна молитва. Сегодня мы понимаем, что в Царствии Божием вовсе не какое-то оторванное от духовной жизни состояние, которое, может быть, люди на земле не совсем понимают.
Многие считают, что Царствие Небесное – это место беззаботное, где только лишь радость и нескончаемое наслаждение. Но важно понимать, что источник этой радости и источник этого нескончаемого наслаждения - есть в Господе нашем Иисусе Христе.
И только то сердце, та душа способна восприять это Царствие Божие, которая здесь, на земле, воспринимает Бога как своего личного Царя – Царя и Бога в сердце своем; вот тогда и в Вечности это будет возможным. И вот для того, чтобы наша душа, наше сердце не отпадали от Бога, и совершается эта молитва, совершается это искреннее обращение к Богу.
Ведь часто мы думаем, что молитва – это всего лишь просьба, всего лишь прошение. И многие, заблуждаясь об этом, не идут дальше в понимании молитвы. Все, что нам нужно, мы испрашиваем в молитвах; все, что мы хотим, мы сообщаем в молитвах. А часто, к сожалению, молитва превращается в некий заговор, в некое магическое действо, которое как бы само по себе может дать человеческому желанию некий результат.
Но сегодня в этом событии мы видим, что, пребывая в Царствии Божием, истинная любовь и блаженство радости во Христе не дает возможности не молиться о нас с вами. Потому что истинное счастье и радость заключается как раз в тех двух Заповедях, о которых мы с вами читаем в Писании – о любви к Богу и о любви к ближнему.
Многие из нас даже не понимают, для чего нужно стремиться в Царствие Божие, ожидая от попадания Туда только лишь личных радостей и удовольствия. Но на самом деле ничего общего с земным «счастьем», ничего общего с земной радостью, временной и тленной, Там - в Царствии Божием - не будет, невозможно. И поэтому радость там иная, иное счастье.
И когда человек стремится духовно в Царствие Небесное праведно, то он стремится к Богу, потому что без Него не чувствует себя живым; потому что вне общения с Богом не понимает себя живущим, не считает жизнью состояние вне Богообщения.
И вторая причина, по которой человек может и должен стремиться в Царствие Божие – это потому что тем, кто сподобится этой великой радости, будет дано право умолить Бога об оставшихся на земле, о своих сродниках, близких и знаемых. Разве это не величайшее счастье: иметь возможность, обратившись к Богу, умолить за оставшихся?
И вот Матерь Божия являет нам с вами вот этот образ чистой молитвы - молитвы радости, молитвы любви, не суд
ящей, никого не определяющей в жизни, а всеобъемлющей Своей любовью, на всех распространяя Свой Божественный Покров.
Но этот Божественный Покров не делает нас нерадивыми, не должен делать нас легкомысленными. Мы должны понимать, что он, распростертый над нами, дан нам для того, чтобы мы, взирая на него, вновь и вновь понуждали свое сердце к труду христианской жизни; чтобы мы, взирая на этот молитвенный подвиг Пресвятой Владычицы Богородицы, сами подражали Ей в этом подвиге и старались жить праведно, по христианским Заповедям.
Мы должны помнить, что молитва – это не просто обращение к Богу с какой-то просьбой. Мы должны понимать, что молитва – это образ духовной жизни, это сама духовная жизнь; это кровь духовной жизни, которая, проистекая от искренне любящего сердца, питает жизнь земную и жизнь Вечную.
И только тот, кто умеет правильно молиться, правильно приносить свое покаяние в молитве, может понять, что означает Богообщение, что означает общение с Божественной благодатью.
Тот, кто сегодня приходит в храм чествовать Пресвятую Богородицу, должен понимать для своей пользы духовной, для того, чтобы его душа, человека, пришедшего в храм, не осталась в неразумии, что этот Праздник – это предстояние Матери Божией, оно говорит о стоянии Ее любви за нашу нелюбовь, Ее праведности за нашу неправедность, Ее совершенства за несовершенство наше.
Любовь исцеляет. Но исцеляет только те души и сердца, которые откликаются на эту любовь; которые находят в себе возможность стать этой любви взаимной – не просто потреблять то, что дается нам Свыше, а отзываться благодарностью перемен в своей жизни: духовных перемен, переосмысления и переоценки ценностей и прихождение к тому все же - что же есть истинный смысл человеческого бытия, который заключается в стремлении, в бесконечном стремлении к единению с Богом.
И сегодня, когда мы воспоминаем этот день и это событие, мы вновь и вновь сердцами своими, в сокрушении, изумлении и любви обращаемся к Матери Божией. Мы снова в покаянии просим Ее участия в нашей немощи. Просим Ее, чтобы Она помогла нам, нерадивым и несовершенным, неспособным часто исполнять положенное, наконец-то приступить к этому. Просим Ее дать нам сил отыскать в своем естестве возможность, способность быть настоящими христианами – христианами не лицемерными, не обрядоверующими, живущими по-настоящему во Христе и со Христом, во всем руководствуясь Его благословением, Его Заповедями.
Сегодняшний Праздник говорит нам о надежде - о надежде, которую дает молитва, о надежде, которую дает труд духовный, о надежде, которой мы все живем и движемся – на Вечные Блага, Блага выше земного, чище, светлее и неповторимее.
Поэтому мы сегодня в очередной раз собрались с вами в храме на Божественную Литургию, где воедино соединяясь в Церкви Христовой, мы, принимая на себя и Божественный Покров Господской благодати, и Покров молитвенный Пресвятой Владычицы Богородицы, должны принять его сердцем своим искренне и, приняв его, возблагодарить не токмо устами, но своею жизнью.
И пусть наша жизнь наполнится молитвой, молитвой любви к Богу, молитвой любви к ближнему. Пусть это непросто. Пусть это труд, который требует усилий, порой самоотдачи и самоотвержения – но только в этом самоотвержении и есть христианство. Только в этом самоотвержении можно научиться и борьбе со злом, борьбе со страстями, можно научиться молитве, можно научиться Богообщению.
И дай вам Бог, чтобы в этот день, чествуя Пресвятую Владычицу Богородицу, чествуя Ее Честный Покров, распростертый как Небо Благодатное над нами, мы с вами не остались теплохладными и безразличными, чтобы нашли в себе желание и силы исполнить то, что нам дано от Бога, от Господа нашего Иисуса Христа во святом Его Евангелии и святых Его Заповедях.
С праздником вас, дорогие братья и сестры!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)