Проповеди » prop_141012

12 октября 2014 г. Воскресная проповедь. О любви к врагам

 

(Продолжительность  17:48)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
 
Дорогие братья и сестры! Мы сегодня в Священном Писании (Лк. 6,31-36) в очередной раз из уст Спасителя слышим обращение к нам с вами, ко всем вместе и каждому в отдельности, и Господь научает нас тем правильным взаимоотношениям, той правильной жизни, которая должна быть у каждого из нас с вами и в отношениях между собою.

Вот Господь говорит в очередной раз: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами, так же и вы поступайте с другими людьми» (ср. Лк. 6,31). Казалось бы, все понятно, все просто. Но почему-то именно в этом самая большая проблема и самая большая трудность часто в жизни среди людей.

Действительно, если мы хотим, чтобы нас любили, вроде бы само собой разумеется, что и мы должны как-то относиться с любовью к людям. Если мы хотим, чтобы нас понимали, наверное, мы бы сами должны стремиться к этому пониманию с близкими нашими, с нашими знакомыми, с теми, с кем мы общаемся. Если мы хотим, чтобы нас жалели или нам сочувствовали – вероятно, было бы правильным, чтобы мы тоже сочувствовали, сострадали и жалели тех, кому плохо или скорбно.

Но вот, к сожалению, часто  мы желаем этого к себе: и любви, и понимания, и сочувствия, и сострадания, и помощи различной, но почему-то не получается того же делать нашим близким. И связано это не с чем-то отвлеченным или абстрактным, связано это, к сожалению, с тем, что мы - вообще человек, и каждый в отдельности из нас с вами - считаем, что мы достойны чего-то. Где-то на подсознании, может быть движимый гордостью или самолюбием, человек думает, что он все же имеет право рассчитывать на некие блага, на какие-то, скажем так, поощрения, подарки, чудеса, послабления.

Но отчего же это происходит? Кстати, от этого же происходит и то, что человек постоянно всем недоволен. Вот он считает, что он чего-то достоин, чего-то заслуживает и ждет этого всю жизнь, и когда не получает, остается в недоумении – искушен и часто впадает в уныние.  Но ведь почему так происходит?

Вот, казалось бы, жизнь человеческая – величайший дар. Как бы человек мог родиться, если бы не было благословения Свыше? Невозможно этого сделать. Вообще человек не может сам себя сотворить или нечто подобное себе. Если Бог не благословит стать отцом и матерью – не состоится этого.

Вот жизнь – она дана, мы рождены, наши глаза видят, мы имеем слух, имеем какие-то физические возможности и можем радоваться тому, что нас окружает. Можем -  но часто не хотим. Не хотим, потому что недовольны. Недовольны тем малым, что мы имеем, и все время от Бога ожидаем чего-то большего – и не только от Бога, к сожалению, но и от всех, кто нас окружает. И это ожидание чего-то в наш адрес, оно-то как раз и не позволяет нам самим сделать что-то хорошее ближнему. При этом, пока все ожидают друг от друга чего-то доброго – никто ничего доброго не делает.

И поэтому так торжествует зло сегодня. Поэтому так сегодня много скорбей и бед, потому что каждый в свою очередь ждет от другого праведности - от того, кто окружает человека, ждет человек праведности:  праведных поступков, христианской жизни, реакции правильной; ждет, что человек, который рядом, потерпит, поймет, простит  - а тот в свою очередь этого же ждет от нас. И в результате не получает ни тот, ни другой. А зло при этом умножается. Умножается уже потому, что если не творить добра, то зло будет торжествовать.

Вот некоторые утверждают, что «куда там нам до добра, нам бы зла бы не сотворить, уже было бы хорошо». Но эта позиция не совсем верная. Дело в том, что зло творить нам изначально не подобает. Зло для человека, а особенно если человек христианин, оно в принципе противоестественно.
 
И поэтому когда мы говорим: «Ну, мы же зла не творим большого», - и как бы в этом успокаиваемся, то мы как раз остаемся в положении ничего не делающих и спокойно наблюдающих за тем, как развивается зло и процветает недостоинство.
 
Господь говорит: «Делайте другому то, что хотите, чтобы сделали вам» (ср. Лк.6,31). Но что же здесь непонятного?
 
Но, к сожалению, философия мира, она носит другие постулаты. И мы, что говорится, из каждого окна, из каждого телевизора, компьютера слышим только одно: «Вы этого достойны. Берите от жизни все».
 
Но если вдуматься, ведь в Евангелии под словом «жизнь» часто подразумевается душа человеческая. Вы только вдумайтесь: "Берите от своей души все. Отнимайте у нее все, - призывает нас мир. - Оставьте душу без всего. Пусть она умрет от голода благодати, от всякого зла, которое мы оставляем ей, отнимая добро, и прочее».      
 
Нам нельзя быть хладнокровными по этому поводу. И именно потому мы должны относиться к людям, несмотря на то, как они относятся к нам, по-хорошему, потому что: во-первых, мы от Бога имеем то, чего не заслужили на самом деле, начиная от самой жизни, ее нельзя заслужить - это дар; заканчивая всем тем, что в жизни этой есть. 
 
И поэтому человек, который умеет довольствоваться малым, понимая, что это малое - дар от Бога не по заслугам, а по любви - тот может и часто делает праведные вещи по отношению к ближним своим. 
 
Ведь, если мы не будем стараться нести свет Божией благодати в мир - откуда в мире возьмется Правда? Откуда в мире возьмется добро и радость, если мы с вами не будем слышать слова Господа и исполнять их в жизнь: «Не делайте другому того, что не хотите, чтобы сделали вам. И, напротив, делайте то, чего ожидаете от других» (ср. Лк.6,31). 
 
Господь говорит: «Какая вам польза, если вы любите тех, которые любят вас? Ведь и грешники также творят» (ср. Лк.6,32).  Казалось бы, а что тут противоестественного, с точки зрения мира? Мне сделали добро - я ответил взаимностью. Если мне еще раз добро сделают - возможно, я сделаю его еще раз.
 
Но позиция "дашь на дашь" - не христианская позиция. Обмениваться друг с другом только лишь для того, чтобы восстановить ноль, абсолютный ноль без добра - бессмысленно.
 
Сделал тебе человек добро - сделай добро другому. Передай его дальше. Но если вы будете любить друг друга только за то, что вы угождаете друг другу, то это будет не любовь, а сделка - сделка обоюдовыгодная. И в этом не будет любви, и в этом не будет Правды. В этом будет все что угодно, но только не то, о чем говорит Господь. 
 
Он говорит, что нужно любить тех, кто нас не любит. Вот уж поистине для нас ребус, загадка. Как же это возможно: мы же ждем этой любви, хотя не всегда готовы на нее ответить взаимностью. Часто человек, получая даже любовь, получая заботу, не доволен ей. Знаете, почему? Потому что считает, что достоин большего. 
 
А вот если бы человек понимал, что ни любви, ни заботы он не достоин, тогда и того, что вы ему дали, он бы считал за великое благо и счастье. Но из-за этого и распадаются отношения, что мы не ценим даже то малое добро, которое получаем от близких.
 
А если уж нам будут делать зло, способны мы будем ответить добром на зло, если мы даже на добро порой  ответить добром не способны? Конечно же, нет.  И поэтому Господь говорит нам о том, что мы должны любить своих врагов, что весьма странно для человека мирского.
 
А вот с точки зрения христианина, любить своих врагов - это нормально. Врагов не в том смысле только, которые убивают тебя или твоих близких физически, а имеется в виду тех недоброжелателей, которые к тебе относятся не так, как ты хотел бы. Это с твоей точки зрения они - недоброжелатели, а с точки зрения Высшей справедливости - это лекарство, исцеляющее твою больную душу. Это то, что может открыть тебе глаза на тебя самого. 
 
И поэтому, когда у нас есть эти недоброжелатели, через из воздействие на нас мы можем понять: чего же не так в нашей душе? И почему такое именно лекарство нам с вами подано? 
 
А потом сказано в Писании: «Не бойтесь тех, кто убивает тело, душе же не может повредить; бойтесь того, кто может душу вовлещи в вечную смерть, в геенну огненную» (ср. Лк.12,4-5).
 
Так все же страшен не тот, кто может нам досадить, а страшен тот, кто может нас обольстить, обмануть. И этот лукавый, почему его так и называют, этим и занимается: он лжет человеку на другого человека; он лжет человеку на Бога; он лжет человеку на жизнь, а человек слушает и доверяет врагу. И поэтому он, воспринимая не Божии Заповеди, а нашептывания вражии, так неправильно реагирует в своей жизни и разрушает ее, окрадывая свою душу, убивая свою душу, потому что слишком сильно бережет свое тело. 
 
Какая польза, если вы любите тех, кто любит вас? А кого мы вообще по-настоящему способны любить, кроме себя? Вот потому и любим себя, что сильней, чем мы сами себя -  никто, по-нашему, нас не любит. 
 
Вот так мы устроены: что так, как мы себя любим; так, как мы себя возвеличили и возлюбили - вряд ли кто-нибудь сможет нас любить и угождать нам так, как нам хочется. 
 
Оттого и беда-то у нас такая, что мы любим себя, хотя любить себя не за что, а ближнего часто не можем возлюбить, хотя у него есть миллион достоинств, возможно, больше, чем у нас во много крат. 
 
Вот почему Господь и говорит в Своей Заповеди: "Возлюби ближнего, как самого себя", - ближнего, как самого себя. Так же, вот как себя не за что любим – так же нужно любить и ближнего, но кто об этом помнит в обыденной жизни? Хорошо, если мы сегодня потерпим на проповеди некоторое время и постараемся вслушаться.
 
Но Господь говорит о том, что для Него - для Бога - не существует нелюбимых, потому что Его солнце, свет и дождь, и тепло произливается на всех одинаково. И всем даны равные возможности. 
 
Но мы с вами христиане. И если мы с вами привыкли давать взаймы только тем, кто нам может вернуть, или мы с вами привыкли подавать милостыню только тогда, когда мы сто процентов уверены, что это нам принесет пользу, то мы всего лишь доказываем сами себе и Богу, что мы всего лишь своенравные и корыстные, самолюбивые люди. 
 
Вот потому Господь и говорит: «Нет смысла просто-напросто давать тому, кто тебе точно вернет». Вот Бог дает нам и знает, что мы не способны вернуть, но все равно дает.
 
И поэтому Господь призывает нас подражать именно Отцу Небесному, потому что Он благ, чтобы и мы стали благими. Чтобы мы тоже научились любить не за что-то, а потому что не любить невозможно, потому что мы - христиане, потому что это имя, воспринятое нами в крещении, должно нас изменить внутренне; должно нас обязать стать иными. Потому что нельзя оставаться христианином, творящим беззаконие. Потому что это позор не только личности, но это поношение и богохульство. 
 
И поэтому сегодня в очередной раз за богослужением мы слышим эти строки, научающие нас жить праведно. И хочется надеяться, что все эти тысячелетия, столетия, все эти годы и дни, в которые звучит для нас Священное Писание, не прошли зря, не пропали без пользы. Хочется надеяться, что мы услышим наконец этот  призыв Бога, призыв Евангелия - не делать другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе. И делать то ближнему своему, что ты от него ожидаешь. И ничего не ожидать от Бога, помня о том, что мы ничего не достойны. И радоваться тому, что имеем, и благодарить за то, что есть.
 
И пусть Священные строки Евангелия все-таки проникнут в наши сердца, все-таки отобразятся в нашем разуме. Может, пусть, несмотря на нашу косность и холодность, мы все-таки сможем понять, запомнить, вжиться в это и хотя бы понемногу, в малом начать исполнять.

Спаси и сохрани вас Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

 


 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье