Проповеди » prop_140928

28 сентября 2014 г. Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

 

(Продолжительность  14:17)

С воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами в Евангельском чтении (Мк. 8,34-9,1) слышим слова Господа, которые для многих совершенно не понятны. Но они не понятны нам с вами, потому что мы не очень стремимся к этому пониманию. Для тех, кто жаждет знаний и пониманий того, о чем говорит Спаситель, есть и толкования, и для того мы с вами и воспоминаем эти Священные строки, чтобы уяснить себе и в разуме, и в сердце нашем: что же они для нас с вами означают.

Наверное, трудно понять человеку, что же такое значит: «Кто душу свою хочет спасти, тот ее погубит, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, - говорит Господь, – тот спасет ее» (ср. Мк.8,35). Для человека, живущего на земле и далекого от исполнения Евангелия, это действительно странно и непонятно. Как же так? Если человек хочет душу свою спасти, почему же он ее погубит?

Так вот, эти слова обращены к тем, кто хочет спасти свою душу от тех испытаний спасительных, которые выпадают на долю каждого православного человека, желающего идти к спасению истинному.

Часто человек погружается в суету жизни, в суету жизни мирской, светской, повседневной. И все свои силы, и все свои старания прилагает к тому, чтобы наполнить свою земную жизнь чем-то, что будет его, человека, в этой жизни радовать.
Но в конечном итоге, когда человек уделяет все свое время, все свои силы, все свои способности на стяжание временных, земных благ - человек теряет свою душу, потому что не уделяет ей внимания и не занимается, не трудится над ее спасением.

И поэтому тот, кто всецело предан мирским заботам; тот, кто всецело поглощен мирской суетой, сам порою, не ведая того, вредит душе своей и приводит ее в погибель. Неспроста Господь говорит: «Какая польза будет человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8,36).

И здесь мы снова касаемся вопросов нашей веры, вопросов глубины понимания: что она есть для нас с вами? Если мы действительно понимаем и веруем, что земная жизнь – это то место и то время, когда нам подобает приготовиться к Вечности, то тогда не возникает вопросов.

Но если мы забываем об этом или не верим в это – то тогда начинаются серьезные проблемы и противоречия, поскольку человек, сам того не ведая порой, вступает в конфликт и с задумкой Бога о человеке, и с самим собою, поскольку разрушает себя неправедной жизнью.

Если мы действительно веруем в Вечность, давайте мы подумаем каждый в отдельности, спросим себя внутри: «А мы задумываемся о том, что она нам предстоит? Или это для нас какая-то отдаленная и непонятная вещь, какая-то непостижимая, а, может быть, и нежеланная?».

Так вот с этого и нужно начинать – познание того, насколько мы готовы принять слова Спасителя и насколько мы способны по ним жить. Ведь если человек не помнит о Вечности, то зачем ему думать о спасении души?

Что это такое для того, кто не понимает, что душа человеческая не может умереть в прямом смысле? Она не может исчезнуть. Она не может сгинуть. Она не может, окончив земной путь, перестать существовать.

И если человек об этом помнит и в это свято верит,  то тогда, наверное, его жизнь и его попечения будут больше о том, чтобы эту душу управить к Богу - для того, чтобы эта душа не была сиротой при Живом Небесном Отце и не страдала, и не голодала от отсутствия благодати и Богообщения.

Но часто человек, даже слушая и соглашаясь с учением Евангелия, с учением Церкви, остается безразличен внутренне. Он не откликается, не отзывается на эти знания, он, как бы эти знания приемля,  не делает своими; не живет по этим знаниям.

И поэтому происходит такой разрыв, что человек стоит в храме, даже иногда покаянно молится со слезами и от сердца - но при этом, выходя из него, из храма, продолжает свою жизнь, непонятную и совершенно бессмысленную, с точки зрения  того спасения души, о котором мы с вами говорим.

Так вот, если человек готов понести вот эти тяготы жизни, приложить вот эти усилия, часто непростые и болезненные, чтобы свою душу воспитать и направить ее все-таки к Богу – тогда и совершается то самое, о чем говорит Господь: «Кто душу свою погубит ради меня и Евангелия, ради Бога и Его Священных Слов – тот ее спасет» (ср. Мк.8,35).

Что значит: погубит душу свою? Это значит – не даст ей мнимых мирских сластей; это значит – будет заставлять душу работать Богу, и  даже если она будет противиться тому  - волей своей, верой своей превозмогая ее нерадивость и несовершенство. Это болезненный процесс.  И именно вот в этом преодоление: в этом погублении наших неправедных желаний, похотей и некое перебаливание этим – и есть вот это погубление.

Конечно, со стороны мирского человека, тот, кто живет жизнью христианской, выглядит как пропащий. Ну что – у него ничего нет. Он беден, скромен, ни к чему не стремится, не хочет власти, не желает высоты, знаний, не стремится к связям. Ну разве же это, с точки зрения мира, жизнь?

Но Писание говорит нам о том, что жизнь земная скоротечна. И никто не может остаться на этой земле дольше, чем это положено: «Семьдесят лет, а если и в силах восемьдесят лет, – говорит Священное Писание, – мы можем прожить на этой земле и в многих болезнях и трудах» (ср. Пс. 89,10).

И поэтому если человек сегодня, сейчас понимает: зачем ему дана жизнь, для чего соединились душа и тело воедино - что и сотворило человека, нас с вами каждого в отдельности, для чего это произошло; если отдает себе человек праведный отчет – то тогда его жизнь будет другой качественно.

И что самое характерное, человек, живущий праведно, превозмогая свои неправды внутренние, побеждая свое внутреннее неустройство и удобоприклонность ко греху, не только облагораживает свою душу и личность, но очень упрощает и облагораживает жизнь вокруг.

Человек, который борется со своими страстями, со злом, которое внутри  – не увеличивает зла, а значит, не является причастником того зла, которое сегодня в мире царствует.

Мы сегодня с вами в очередной раз вот этот маленький отрывочек можем и должны положить в свое сердце и наконец-то понять, что недостаточно просто бывать иногда на Богослужении – это необходимо, но недостаточно; что наша жизнь, она не должна ограничиваться какими-то подачками Богу, чтобы для себя как-то оправдаться.

Если мы действительно христиане, если мы действительно внемлем Словам Священного Писания, просто необходимо найти себе силы воспитать в себе решимость не позволять своему нерадению обладать нами совершенно.

Пора восстать от этого сна греховного, ведь многие из вас уже в преклонном возрасте, да и те, кто молоды, не знают, какое время земной жизни им отведено – может, и не так много, как мы думаем.

Неспроста святые отцы говорят о том, что смерть – она не за горами, а за плечами. И наш час, наша черта перехода в Вечность может приблизиться в любое мгновение.

Потому мы и должны быть внимательны,  потому мы и должны быть ответственны, чтобы не произошло непоправимого, чтобы наша душа не оказалась в ситуации, когда ее уже ничто и никто не может ни спасти, ни утешить.

И когда мы вновь и вновь открываем Священное Писание, а я надеюсь, что вы помните о том, что если мы не изучаем Евангелие, если мы не читаем эти Священные Строки – мы не знаем, как жить.

И потому мы просто обязаны его читать, Евангелие – читать не потому, что мы хотим насытить себя знаниями о том, что там написано только, а потому что нам необходимо знать: как праведно жить, как праведно мыслить, как праведно чувствовать – так, чтобы наша душа все же была с Богом, а не где-то находилась на стороне далече.
И вот, если мы будем читать Евангелие для того, чтобы его исполнить – вы увидите, как преобразится ваша жизнь; вы увидите ту свободу, которая забрезжит на горизонте - если вы найдете в себе силы заставить себя преодолеть привычную суету и служение временному и тленному.

И когда человек понимает – он как бы просыпается; он как бы воскресает из того греховного сна, в котором он находился. И его глаза духовные – очи, отверзаясь, дают ему возможность праведно жить в смиренномудрии, в целомудрии, в понимании Промысла Божиего, в понимании того, что есть наша жизнь и для чего она нам дана.

Сегодня воскресный день, и мы снова собрались в храме. И это хорошо. Это правильно. Это радостно. Но не только для радости мы с вами рождены.

Рождены мы для того, чтобы пронести свои труды, как явление верности Господу, потому что каждый, кто не трудится над своей душой; кто не созидает почву своего сердца для того, чтобы Слова Божии, попадая на нее, возрастали и приносили плоды – тот невольно противодействует Богу; тот невольно становится против Бога, потому что «не собирает с Ним, с Богом, а расточает без Него» (ср. Мф. 12,30).

И вот сегодня в очередной раз мы слышим призыв Бога для тех, кто хочет идти за Ним: что нужно научиться преодолевать себя; преодолевать свои слабости; преодолевать свои страхи; преодолевать свои неспособности и нежелания. И научиться в своем духовном организме находить способность через решимость веры, воспринимая Слова Священного Писания, исполнять их в каждом дне своей жизни.

С праздником вас, братья и сестры!

Помоги вам Господь в ваших трудах, в делании спасения вашей души!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье