Проповеди » prop_140927

27 cентября 2014 г. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

(Продолжительность  13:22)

Дорогие братья и сестры!

С праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!

Мы сегодня с вами воспоминаем орудие нашего спасения, мы воспеваем сегодня Честный и Животворящий Крест Господень и невольно переносимся своей памятью в те времена, когда Спаситель соблаговолил нас ради, нашего ради спасения, добровольно, Любовью Своею взойти на спасительное орудие Креста для того, чтобы освободить человеческий род от работы вражия, от работы темным силам.

Господь милостью Своею совершил величайший для нас пример - пример неизреченного смирения и, приняв на Себя образ человеческий и взойдя на Крест, тогда еще как на орудие позорной казни, и преобразив его вот в это светлое Оружие, Орудие нашей с вами победы над врагами, над злом, над грехом, над вечной смертью.

Мы сегодня воспоминаем то, что сделал для нас Спаситель. И в очередной раз наша душа должна отреагировать на это праведно. Но есть ли эта реакция? Каждый из нас должен ответить сам себе. Мы часто говорим о том, какое великое благо и какую великую милость сотворил для нас Спаситель. Мы часто слышим это и за Божественной литургией, и в проповедях, сами читаем в Священном Писании и у святых отцов.

Но касаются ли нашего сердца подробности жизни и Крестной Смерти нашего Спасителя? Не остаемся ли мы холодны и безразличны к тому, что сделал для нас Господь? Не разумом ли только мы осознаем, что это происходило когда-то ради нас? Нет ли недостатка благодарности в нашем сердце? Нет ли в нашем сердце затаенной холодности и непонимания важности произошедшего?

Ведь если кто-то в нашей жизни сделает для нас такое, что избавит нас от смерти, спасет, выручит нас в трудную минуту, то мы, по естеству своему, благодарны бываем этому человеку. Но почему-то мы так не отзываемся на память о том, что сотворил для нас Господь.

И как-то обыденным и повседневным стали эти фразы о Спасителе нашем, Который сошел с Небес и воплотился, и принял Крестную смерть без вины за нашу с вами вину.

Почему мы такие теплохладные? Почему наше сердце не ужасается и одновременно не восхищается этой Любовью? Кто из нас готов отдать свою жизнь ради того, чтобы кто-то был счастлив? Таких единицы. Особенно в наше время, когда сердце человеческое окамененно и душа черства, потому что дух мертв.

Потому мы и не помним, и наше сердце не бьется в умилении и в сокрушении оттого, что мы воспоминаем эту Великую Милость и этот Великий Подвиг Любви. Мы не готовы подражать этому. Мы часто слышим, что Господь сделал для нас все возможное. Он совершил все необходимое для того, чтобы мы были спасены.

Но кому из нас важно это спасение? И кто из нас этот вопрос спасения праведно понимает? В чем заключается для нас, живущих сегодня, ценность этого спасения? И существует ли она в принципе? И так ли она действительно важна в нашем разуме, в нашем сердце, в душе нашей?

Или все-таки человеческий род, пользуясь дарами Бога и Жертвой Христа, продолжает делать свое, не оглядываясь на то, что было много веков назад; забывая об этом Величайшем Событии, без которого бы все было бессмысленно - и рождение, и смерть каждого из нас были бы бесполезны.

И вот сегодня, воспоминая Святой и Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа, Который дал нам его, как ключ к Царствию Небесному, давайте вспомним о том, что же нам с вами необходимо сделать. Какой Крест нам с вами необходимо понести? Если Он Сам принял на Себя грехи всего рода человеческого, не имея ни единого Собственного. 
 
Что для нас с вами Крест? И кто этот Крест нам с вами формирует? И что значат слова Евангелия, когда Господь говорит: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвержется себя, возьмет крест свой и следует за Мною» (Мф.16,24). О каком кресте говорит Господь? О каком хождении по Его стопам мы слышим в Священном Писании? Разумеем ли мы это? Или, слушая эти драгоценные, бесценные слова, мы остаемся безразличными и непонимающими и прозябаем в неведении того, что нам подобает делать и как нам подобает жить?

Сегодня, когда мы воспоминаем Крест Христов, мы должны понимать, что Сам Господь сказал, что только тот способен взойти на Крест, только тот способен его понести, кто истинно готов забыть о себе.

Что это значит? Это означает - не служить своей гордыне. Это означает – не потакать своему своеволию. Это означает – не быть рабом самолюбия. Это означает – не заниматься самооправданием. Это означает – не заниматься саможалением.

И когда человек поймет, почему ему необходимо освободиться от всех этих вещей, он познает, в чем его рабство, и познает, в чем состоит истинная свобода. Потому что ни один из нас не способен будет пожертвовать чем-то ради Бога или ближнего, если не поймет, что рабство самолюбию и гордыне  - это стена непроходимая между человеком и Богом.

И только тот способен быть Христовым, только тот способен быть православным – не по букве, а по жизни – кто действительно не просто понял,  а принял как личную жизнь вот эту борьбу с самим собой; кто взял за основу желание не позволить гордыне и самолюбию царствовать в нашей душе; кто понял, что смысл жизни человеческой состоит не в самоугождении и не в служении своим грехам – напротив, в служении Богу и ближнему.

И когда человек освободится от этого яда, от этого мучения, от этого издевательства над самим собой, от этого яда самолюбия, тогда он поймет, в чем ценность Креста, прогоняющего все нечистое – все то, что мешает нам быть с Богом, соединяясь с Ним в Его Божественной благодати.

Для нас с вами и есть этот малый Крест – переступить через свое «я», сделать свое «я» Божиим, отдать Богу свое «я».

И чтобы мы жили не ради того, чтобы угождать себе, а ради того, чтобы угождать Богу. Чтобы Его Заповеди, чтобы Его наставления, Его предостережения, которые нам в этих Заповедях даны, как любящие дети, мы с трепетом воспринимали, веруя, что Отец Небесный в Своей абсолютной, совершенной Любви никогда не солжет.

И если Он предупреждает нас об опасностях, и если Он говорит о том, что самость, самолюбие, самооправдание, саможаление, сластолюбие и гордыня – это страшные вещи, которые уродуют человеческое естество – значит мы не должны оставаться глухими.

И до тех пор будет царствовать зло на земле, до тех пор мы будем удивляться и трепетать от происходящего вокруг, пока мы не поймем,  что главное зло человечества заключается в том, что человек не подражает Христу; в том, что он не берет с Него пример; в том, что человек не ходит по Его Стопам.

В сегодняшний день, когда мы воспоминаем Животворящее Древо Креста, Его Воздвижение над всем миром; когда Крест Христов освящает и благословляет все концы, все источники водные, все хляби небесные, все, что есть на земле и под землей; каждого из нас Господь благословляет этим Крестом для того, чтобы мы, сумев взять его за основу в памяти своей - за основу любви, за основу жертвы, за основу способности этой любовью служить Богу и людям, отрекаясь от себя, если это потребуется, мы можем все-таки сделать то, что подобает делать православному человеку – быть последователем Христа во всем, в каждом дне нашей жизни.

И эта борьба, к которой нас сегодня призывает Честный и Животворящий Крест Господень, она укрепляема благодатью Божией. Каждый, кто встает на этот путь, не просто может рассчитывать, а может быть уверен в том, что Господь поможет и укрепит.

Тот, кто верен Богу; тот, кто открыл Ему свое сердце – никогда не будет посрамлен. Ибо сказано Богом: «Грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37). А это значит, что нам только стоит встать, подняться с колен, перестать служить греху, взять крест свой и безропотно, с благодарностью идти за Богом. Уметь благодарить за то малое, что имеем, понимая, что недостойны и этого. И уметь не роптать против того, что у нас чего-то нет, потому что должны доверять Богу и веровать в то, что Он лучше нас знает, что для нас полезно и спасительно.

Чествуя сегодня Честное и Животворящее Древо Креста, мы, воспоминая страдания Спасителя, да будем готовы не посрамить Святую Православную веру и не только во времена гонений и тяжких испытаний, но в каждый день, когда перед нами встает выбор:  согрешить или удержаться; осудить или нет; сделать какое-то неправильное, не христианское дело или сделать дело честное и благостное. Мы должны сегодня делать этот выбор, и сегодня в небольших, малых делах, малых поступках каждый в своей жизни должен учиться быть верным Богу; учиться исполнять Его Святые Божественные Заповеди.

С праздником вас, братья и сестры! Пусть сила Честнаго и Животворящего Креста, осеняя вас всех, благословит вас на дела благие, на жизнь праведную, на тот путь, который каждому из нас подобает – путь хождения по Стопам Господа нашего Иисуса Христа.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье