Проповеди » Усекновение главы Иоанна Предтечи

11 сентября 2014 г. Усекновение главы Иоанна Предтечи

 

(Продолжительность  20:01)




























                                                 Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами празднуем день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот день постный, потому что мы с вами в этот день, солидарные друг с другом в понимании того преступления, которое было совершено по отношению к великому праведнику как раз в состоянии опьянения и разгульных обстоятельств – потому и мы сегодня в этот день возлагаем на себя добровольный пост, добровольное воздержание.

Конечно, для человека, стороннего церкви  и веры, наверное, странно: что это за такой праздник, когда воспоминается, как погиб от рук нечестивых, принял мученическую кончину величайший из праведников. Но нужно сказать, что понятие праздника само по себе во христианстве и в миру, где нет веры и Бога, кардинальным образом отличается.

Празднование по-христиански – означает, что в этот день христиане отлагают все попечения житейские и, находясь в праздности, но не в безделье, находятся в храме Божием и чествуют того праведника, которого мы сегодня воспеваем и воспоминаем. Воспоминаем и его благочестивую и святую жизнь, и его святую кончину.

Иоанн Креститель – Пророк и Предтеча Христов, был «величайшим из рожденных женами»,  по словам Господа нашего Иисуса Христа. Это человек, который обладал всеми добродетелями, которые сегодня нам с вами предложены к исполнению и является для нас основным из тех, кому следует подражать в своей жизни.  Он был праведен. Он был воздержан. Он был абсолютным постником. Он совершенно не вкушал ни вина, ни нечто подобного ему. Он проживал в пустыне и, как нам всем хорошо известно, одевался в грубую одежду из волоса верблюда, которая была подобна некой проволоке. И питался он только диким медом, кореньями, которые находил в пустыне. Это человек, который явил нам все стороны праведного жития в Боге, принял и мученическую кончину от рук нечестивых. Каким же образом это произошло?

Евангельское повествование, которое мы сегодня слышали за Божественной литургией (Мк. 6, 14-30), подробно излагает нам, как это все происходило. Тот самый царь Ирод, который праздновал свой день рождения, он предварительно заточил в темницу величайшего пророка, которого уважала вся Иудея и окрестные государства. Он заточил его в темницу только лишь потому, что он своей праведностью обличал царя в смертном грехе прелюбодеяния.

Нам с вами важно заметить, как, скажем так, не Божий мир извращает заповеди Божии. Он, как бы восставая на Бога через верных греху людей, проповедует вещи прямо противоположные заповедям и считает прелюбодеяние нормой; убийство – обыкновенным делом; воровство – как будто это так должно и быть. И прочие грехи, как постулаты своего бытия, безбожный мир навязывает людям.  И люди, не имеющие твердой веры, например, как этот царь Ирод, о котором говорит Священное Писание, не могут устоять в вере. И потому, поддаваясь безбожным законам, совершают страшные преступления.

Мы с вами слышим в Священном Писании о том, что сам этот царь этого праведника почитал и многое делал так, как он говорил, и слушал его проповедь с удовольствием. Но как только его страсть, царя, потребовала иметь что-то, что запрещает праведная жизнь - он тут же легко отступил от всего того, что было принято для человека верующего и слушающего пророка Божиего.

Это совершилось неспроста. Эта распущенность и преданность греху – она приходит не сразу. И, как говорят святые отцы, дьявол больше всего любит распутных и пребывающих в достатке и сластолюбии. И поэтому человек, который не воздержен в пище, в питие, не воздержен в праздновании, в гуляниях своих житейских, он естественным образом теряет благодать Божию и не может поступать по Его заповедям.  Вот и здесь мы с вами видим, как на пьяном пире, посвященном рождению этого царя, совершаются непотребные вещи, непотребные танцы, которые услаждают взоры опьяненных, одурманенных людей – и вы видите, какова реакция этих одурманенных людей: они прельщены лукавством и непотребством. Они восхищаются не праведностью и не честностью, а распутством и греховностью той танцовщицы, которая перед ними плясала.

Царь, опьяненный дурманом, винопитием опьяненный, обещает этой девице все, что она попросит. Вы посмотрите: во что превращается человек? - Он теряет здравый смысл, когда опьянен. Он берет на себя обязательства, которые не способен исполнить, и дает обещания, за которые не может отвечать. Он готов отдать даже полцарства. Он не ожидал, что, предложив такие большие сокровища, он услышит весьма иную просьбу – просьбу неожиданную, с его точки зрения. И девица, испросив у матери, что же попросить у царя, просит у него обезглавить пророка.

Почему это прошение состоялось? Потому что этой блуднице не хотелось упускать своего шанса стать женой богатого и властного царя. И ради этого своего беззаконного желания, ради этого своего греховного устроения, будучи также опьянена страстью, она вместо того, чтобы признать обличение праведника, решается на то, чтобы воспользоваться случаем и избавиться от него на своем пути.

Царь, услышав прошение о том, чтобы сюда на блюде принесли главу Иоанна Крестителя, был очень опечален, потому что он уже дал клятву. И ему было неудобно перед теми, кто возлежал рядом с ним – перед этими мирскими авторитетами:  князьями и прочими состоятельными людьми. Ему было неудобно отступить. И он по гордыне своей, также опьяненный страстью, решает, что лучше исполнить то, что обещал – нежели чем отступить от своих обязательств. 

Как часто и люди в нашей жизни идут на поводу у мнимых каких-то ценностей, у мнимой порядочности; идут на поводу у греховных привычек мира и, стесняясь выделяться из общего контекста, идут и падают в яму греха, притом греха страшного, греха необратимого.

Мы с вами видим, что великий праведник, который являл миру всю чистоту и истинность веры, был умертвлен безчинными, опьяненными страстями и вином людьми. И теперь мы понимаем, что происходит вокруг нас, когда люди теряют веру; когда люди, ведомые своими греховными желаниями, порабощенные дьявольскими страстями,  отрекаются от всего - не только духовного, но и от всего нравственного.  И поэтому мир вокруг нас превратился из мира человеческого в мир сатанинский, потому что люди предпочитают выглядеть пред людьми высоко и праведно – но не перед Богом.

И потому сегодня, в этот день, когда мы воспоминаем Усекновение главы Пророка и Крестителя Предтечи Христова Иоанна, установлен день трезвости. И это не случайно, потому что в нашей жизни очень много преступлений и страшных деяний совершается в состоянии алкогольного опьянения или наркотического опьянения. Все эти вещи – это уловки дьявольские; это орудие сатаны, которое призвано уничтожить и душу, и тело человека, и не только его самого, но и все, что с ним соприкасается.

И сегодня мы видим, как часто человек, одурманенный, обезумленный винопитием или употреблением наркотиков, может наносить не только оскорбления окружающим, но также по навету дьявольскому, ведомый темной силой, может совершать убийства, беззаконные и страшные.

И доказательство тому – все, что мы сегодня видим происходящее и в нашей стране, и за ее пределами. И потому трезвость – это не пустые слова. Трезвость необходима для того, чтобы сатана не смог возыметь власть над нашей душою. Трезвость нужна для того, чтобы трезвясь телом, человек смог трезвиться духом. Потому что человек, опьяненный телесно, не может быть трезвым ни душой, ни разумом.

Это только кажется безобидным: употребление вина по праздникам и прочее. Это только кажется, что небольшое количество алкоголя не вредит в жизни – но такова уловка бесовская, таково действо дьявольское, что человек не из силы в силу в духовной жизни восходит, а в употреблении алкоголя или наркотиков восходит из силы в силу, увеличивая и дозы, и продолжительность употребления.

Мы сегодня должны понять, что то, что происходит вокруг – это прямое следствие того, что человеческий разум и человеческая душа отравлена теми суррогатами, которые сегодня предлагаются обильно человеку. Потому что человеком пьяным или находящимся в наркотическом опьянении гораздо проще управлять, им проще манипулировать, из него проще сделать погремушку в лапах недоброй и нечистой силы.

И потому сегодняшний день и называется днем трезвости, чтобы те, кто прикоснулся в своей жизни к этой беде, познали хотя бы раз, каковы страшные последствия, и, познав это, воспротивились бы всем своим естеством этой так называемой общепринятой норме: когда люди, собираясь за праздничным столом, заставляют друг друга употреблять алкоголь под предлогом неуважения к окружающим. Это то же самое, что на этом бесовском пире у царя Ирода: когда человек ради того, чтобы угодить греховным желаниям окружающих, общепринятым неправедным установлениям, преступает законы Божии и разрушает и себя лично – физиологически, психологически, душевно, духовно, и разрушает и свою жизнь, и жизнь своих близких.

Поэтому свт. Василий Великий и называет пьянство как богоборство. А другие святые, такие как свт. Иоанн Златоуст, называет пьянство как одержание бесами. Нам с вами это важно помнить и понимать, потому что наша с вами страна сегодня медленно теряет уже не только духовные корни, но и какой-то стержень нравственности и патриотизма. Потому что через алкоголь, через пьянство беспробудное и через употребление наркотических средств человек теряет свой человеческий образ – образ и подобие Божие - и становится не способен отстаивать ни собственные интересы, ни интересы своей души, своей жизни, ни интересы общества и ни интересы государства.   Он становится безвольным и бессильным, потому что по рукам и ногам связан этой пагубной страстью.

И не нужно бояться возразить общепринятым греховным установлениям, общепринятым заблуждениям, потому что с кажущейся безобидной выпивки начинаются страшные преступления как в масштабе одной личности, так и в масштабе государства.

И потому в этот день, хоть это и церковный праздник, мы с вами возлагаем на себя воздержание в знак того, что мы понимаем, каковы последствия распущенности и невоздержанности; в знак того, что мы понимаем, какое страшное деяние, какие страшные поступки человек способен совершать, будучи невоздержанным.

И поэтому сегодня, молясь Иоанну Крестителю, Предтече Господню, тому, кто сподобился прикоснуться Главы Самого Спасителя; тому, кто после своей мученической кончины и во аде проповедовал о пришествии Спасителя - молясь Ему сегодня, испросим для нас самих, для наших знакомых, для наших сродников, для наших окружающих - крепости сил, твердости духа, веры и способности противостоять этому жестокому натиску греха, который совершается ежедневно на человека.

Пусть Милостивый Господь молитвами Своего возлюбленного Крестителя Предтечи Иоанна укрепит нас с вами в борьбе против пагубных страстей и в делании христианских добродетелей, чтобы каждый из нас мог принести в этот падший, падающий мир хотя бы частицу света, добра, правды, мира и любви.

Храни вас всех Господь!  

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

 
 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье