Проповеди » Притча о виноградаре и работниках

7 сентября 2014 г. Воскресная проповедь. Притча о виноградаре и работниках



(Продолжительность  18:42)
 
 
Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день за Божественной Литургией мы с вами слышали строки из Святого Евангелия (Мф.21,33-42), в которых Господь рассказывает нам притчею о том, как Бог, Создавший все необходимое, устроивый всяческое во благое для человека, вручил это в попечение роду человеческому и конкретно израильскому народу. И он в свою очередь не отнесся к этому с должным вниманием и ответственностью и не возделал тех плодов, которые ожидал Творец от рода человеческого, которому вверил в  попечение созданное Им.

И вот в этот день хотелось бы по этому поводу напомнить нам всем, что мы с вами, хоть и являемся представителями Новозаветной Церкви, Церкви Христовой Православной, мы являемся уже последователями, наследниками той благодати, которую нам с вами наш Господь и Спаситель принес.

Но, к сожалению, мы часто с вами бываем похожи в своей жизни и в своем отношении к ней на тех иудеев, которых  и сегодня в Священном Писании, как нерадивых рабов Божиих, которые избили пророков, которые многих из них умертвили. И когда послал Отец Сына Своего Возлюбленного, надеясь на то, что эти делатели усрамятся сына хозяина и воздадут ему должное – а те, между собою посовещавшись, решили, что они лучше убьют сына хозяйского, чтобы присвоить себе то, что им не принадлежит.

Вот и мы с вами в жизни нашей все, что у нас есть, как бы мы этому ни сопротивлялись нашей гордыней, в общем-то обязаны Богу: все, что есть у нас хорошего – это вовсе не наша заслуга. И, пожалуй, как бы ни прискорбно это прозвучало, все, что мы имеем своего – так это только лишь добровольные наши прегрешения; тот, скажем так, внутренний мир, в котором мы повреждены своим неправильным устроением.

И вот ведь даже сама жизнь – это есть дар Божий. Никто не может сам себе, как сказано в Писании, прибавить ни сантиметра роста, никак себя изменить иначе, поскольку вот как Господь создал человека, таким ему и быть. Конечно, можно каким-то образом маскировать свою натуру, но ведь для Бога нет ничего сокровенного. И когда человеческое сердце исполнено нечистотами зла, греха – это может быть не откровенно людям, но это откровенно Богу.

И вот когда человек в своей жизни забывает о Боге; когда человек в своей жизни начинает думать, что он может полагаться только на свои скромные и несовершенные силы, происходит нечто подобное, что когда-то произошло с  иудеями.

Человек начинает думать, что именно он – хозяин жизни. Он начинает думать и очевидно, что он заблуждается на свой счет, что он действительно владеет тем, что у него есть, и способен приумножить  это искусственным образом.  Но даже если мы вглядимся в эти прелестные наши чаяния, то мы поймем, что за этими всеми нашими, скажем так, прелестными мнениями о себе, только лишь скрыто наше с вами самолюбие и самомнение. Потому что ни один человек в этой жизни ничего не может добиться, если он не будет благословлен  Свыше; если Господь не наделит его этим.

Многие стремятся что-то получить в этой жизни, получают это путем незаконным, нарушая все видимые и невидимые законы - законы Божественные и законы человеческие. И при этом то, что они приобретают, в конечном итоге становится не в радость, а в обузу. Но самое страшное даже не это, а то, что человек потом приходит к тупику логическому и понимает, что вся его жизнь, она прошла в какой-то пустой суете, ни к чему не приводящей. И те мнимые высоты, которых он достигает в жизни, в конечном счете оказываются пустым звуком, ничего не дающим ни ему лично, ни тем, кто его окружает.

Потому что душа без Бога – это все равно, что выжженная пустыня, в которой нет ничего произрастающего и ничто не радует взгляд  – и только лишь уныние,  пустота и безнадежность. И вот когда мы с вами живем, будучи сотворенными Богом, в сотворенном Богом мире и начинаем с вами присваивать  то, что нам не принадлежит, мы действительно становимся похожи на тех, о которых сегодня говорит наше Священное Писание, о котором мы сегодня с вами вспоминали за Божественной Литургией.

Мы действительно похожи на людей, которые пытаются украсть у Бога то, что нам не принадлежит:  украсть свою жизнь и потратить ее неправедно; воспользоваться всеми благами, которые нам эта жизнь подает для совершенно иных целей – не тех, на которые они были задуманы, когда сотворены были.

И поэтому я хотел бы сегодня сказать вот о чем: ведь когда мы с вами живем в нашей жизни и к нам с вами обращаются, скажем, некие люди за помощью, они обращаются, по большому счету, ведь к нашей душе. Скажем так, они приходят для того, чтобы получить те самые плоды, которые мы с вами и должны принести в своем покаянии. И когда человек живет неправедной жизнью, когда человек живет жизнью самолюбивой, корыстной, тогда он, к сожалению, внутри себя формирует лишь недовольство, нетерпимость, ропот, зависть, жадность, алчность  и прочее.

И когда приходит некий человек, посланник Бога, а по-другому не бывает, в нашей жизни не бывает никаких случайностей и мелочей. И если вдруг кто-то с кем-то в жизни встретился, вольно или невольно – это лишь означает то, что это очередная встреча благословлена Свыше. А для чего? Каждый из нас с вами должен разуметь.

И вот когда мы встречаем кого-то на пути, на пути нашей жизни, мы всегда думаем о себе и поэтому часто глухи бываем к тем, кто к нам обращается. И мы начинаем думать о человеке неправильно и как бы побиваем его камнями нашего осуждения. И в конечном итоге мы его изгоняем и не даем ему тех плодов, которые как христиане, должны были бы принести.

Каковы же эти плоды? Это не только те материальные блага, которыми мы можем поделиться с ближними. В первую очередь, плоды нашего доброго сердца, из добра, из которого должно состоять христианское сердце. И это добро, оно состоит в милости, умении сострадать, сочувствовать; иметь, ну скажем так, нелицемерное, простое устроение, которым человек способен увидеть в том, который рядом с ним живет или который к нему обращается, образ и подобие Божие.

Вы, конечно, подумаете внутри себя, что «где же теперь образ и подобие-то»? И в зеркале-то его редко видно, практически никогда,  даже если опираться на все свое самолюбие. Так где же в мире теперь встретить тех, которые действительно могли бы отобразить эту чистоту и святость Христа? Но дело не в этом.

Дело в том, что любой человек, который живет на земле, Богом любим. Именно поэтому, если мы христиане и последователи Его - Христа последователи, то мы должны поступать так же, как это делает Бог. Он любит человека, нас всех с вами, вместе взятых и каждого в отдельности, не разделяя по признаку какого-то, ну скажем, мирского богатства или мирской значимости. Мы все для Него одинаковые. Одинаковы в том смысле, что на всех на нас одинаково распространяется Его Божественная Любовь.

Почему мы все живем по-разному? Потому что мы все по-разному ее воспринимаем: кто-то ее приемлет и живет, облагодатствованный этой Любовью, а кто-то отвергает и поэтому сам себя в темноту безбожия и часто следственных за этим мучений и повергает. Потому что если человек не с Богом, то он автоматически попадает в поле действия, в поле зрения, в поле власти тех недобрых сил, которые  направлены, нацелены на то, чтобы душу нашу уничтожить.

И вот когда человеческая душа не понимает, что самая главная жизнь ее состоит в том, чтобы принести те самые плоды, которые были угодны Богу, то она начинает заблуждаться и отпадать от Бога. И тех посланников, которые приходят и спрашивают у души: «А все ли ты сделала, душа, для того, чтобы быть христианкой?   А все ли ты сделала для того, чтобы твоя жизнь действительно была похожа на Того, за Которым ты должна стремиться и Кому ты должна подражать?». И душа начинает раздражаться, потому что властвующее в ней самолюбие начинает пытаться через саможаление защитить себя. И так может дойти до того, что наступит момент, когда придет Сам Христос, и душа, привыкшая жить в самолюбии, не примет и Его, не примет и изгонит вон, а, возможно, смертными грехами и распнет Его.

И вот чтобы мы ни в коем случае не впали в это безумие, нам сегодня с вами нужно понимать, что невозможно на этой земле жить праведно и жить по-Божиему, по Его заповедям, если жить, только думая о себе – о своей семье, детях, благополучии, чтобы все были сыты, одеты, главное здоровы, как сейчас это принято.

Тогда это становится не жизнь. Тогда мы уже приходим в этот мир не по задуманной Богом Правде, а по правде своей какой-то собственной. И мы, украдывая эту жизнь у Бога, посвящая ее своему эгоизму, в конечном итоге делаем ее пустой и бессмысленной. Ведь жертвенность и самоотречение – это те две вещи, которые самые главные  в христианстве, но почему-то сегодня очень трудно приемлемы людьми и очень трудно усвояемы организмом духовным.

И поэтому сегодня, когда мы говорим о том, что когда-то иудеи, ожидавшие Мессию, Его не приняли и распяли, нам нужно очень сильно опасаться, бояться, быть осторожными, чтобы не уподобиться им, живя и думая о себе, как когда-то те фарисеи, ветхозаветные праведники, что мы хороши сами по себе. Чтобы так не получилось, чтобы костенея в своем эгоизме, мы однажды, ослепленные им, не распяли Христа, не предали Его.

Вот почему и необходимо слушать Слова Евангельские, в которых однозначно и четко говорится Христом: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя, возьмет крест свой и следует за Мною» (ср. Мф. 16, 24). Почему необходимо это самоотвержение? Потому что без него невозможно принять жизнь, которую благословил Бог, а не приняв эту жизнь – невозможно быть Его последователем.

И тот, кто не принимает данное в жизни как горькое, но лекарство, как испытание, как то, что делает человека крепче, сильнее, мудрее, опытнее, ответственнее; тот, кто этого не принимает, вольно или невольно, но становится богоборцем, противодействующим той спасительной воле, которая на душу направлена с одной только целью – исцелить ее и спасти.

И вот в этот день, вспоминая этот отрывок из Священного Писания, хотелось бы всем вам напомнить, чтобы вы были очень внимательны к своей душе, к своей жизни, к тому, что в ней происходит; к тому, кто вас окружает, чтобы случайно, по нерадению, неведению, несовершенству в ответственный момент не оттолкнуть Самого Христа, Который может прийти в облике любого человека для того, чтобы спросить с нас - как мы возделали виноград нашей жизни, который Он нам, сотворяя нас, даровал?

И поэтому, когда мы сегодня в храме Божием говорим об этом, мы должны понять, что Христианство, Православие – это не какое-то абстрактное, удаленное от человеческой жизни понятие; это не какой-то набор обрядовых вещей, исполняя которые человек может оставаться самодовольным. Прочитав какие-то вещи, исполнив какие-то деяния, человек как бы считает себя уже самодостаточным в христианстве.

Но Христианство – это не какой-то короткий промежуток жизни; это не только Богослужение, в котором вы участвуете; Христианство и Православие – это вся жизнь человеческая, и по-другому быть не может – либо это не православие и не христианство.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение нашей жизни должно быть пропитано, пронизано памятью о том, что мы христиане;  что мы – «свет мира», как говорит Господь; что мы не должны вот это высокое звание марать своими меркантильными, мелкими, временными интересами и чаяниями.

Мы должны понять, что Христианство, которое нам даровал Господь как величайшее благо – это то, что делает нас надмирными; то, что может избавить нас от тех корней, которые проросли во грех. Христианство – это то, что оживотворяет душу человеческую, что наделяет ее крыльями и способностью взлететь в Небеса по естеству, наяву, а не во сне.

И жизнь Вечная – это не сказка, не вымысел. У души нет конца. И мы не можем умереть, если даже ждем смерти, как избавления. И посему давайте будем мудры и не будем повторять тех страшных ошибок, которые нам с вами открывает история Евангельская, чтобы, когда настанет наш с вами час, наш с вами Судный час, мы смогли с радостью встретить Христа как Того, Кого мы действительно всю жизнь искали и по-настоящему любили; чтобы смертный час наш, наш переход в Вечность не стал для нашей души нестерпимым ужасом, нестерпимым страхом - непереживаемым и непереносимым; чтобы наша с вами жизнь и земная, и Вечная была освящена праведной любовью ко Христу – мы сегодня должны учиться и уметь забывать о себе, и не служить своему «я», в противном случае наше христианство не состоится.

В этот воскресный день по окончании нашего Богослужения мы отслужим панихиду, в которой сегодня молитвенно помянем тех, кто погиб от рук террористов: это и события в Беслане, и события в Москве, и многие другие события, в которых огромное количество людей пали от рук тех, кто думает, что они хозяева жизни. И мы молимся и поминаем сегодня души усопших в этих тяжелых обстояниях, чтобы понять, что вот эти проявления терроризма – это есть ни что иное, как проявление терзания бесами человеческой души в Вечности. Так же, как эти уже не совсем люди измываются, издеваются над детьми, над безззащитными стариками и женщинами, так же и бесы издеваются над душами людей.

И давайте сегодня, молясь о тех, кто когда-то погиб в этих тяжелых ситуациях, умягчим свое сердце и, соединяясь памятью об отрывке Евангельском, о котором мы сегодня поговорили, возрастим в своем сердце  так необходимые всем нам милосердие, сочувствие, сострадание и христианскую любовь.

Храни вас всех Господь!      

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)


 
 

        
 
 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье