Проповеди » Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2014 г. Успение Пресвятой Богородицы



(Продолжительность 16:44)
 


























 

С праздником, дорогие братья и сестры!
 
Вот подошел к концу еще один пост – пост Успенский, который был посвящен именно памяти о блаженном Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Хоть Пост и заканчивается, но заканчивается он для любого православного человека только лишь в трапезе, пожалуй. Ведь каждый из нас призван находиться на посту своего сердца и своей души неотступно, ежедневно во все дни жизни нашей. И, конечно, сугубые посты, которые благословлены и установлены Святой Православной Церковью, помогают человеческой немощи укрепиться в делании, которое подобает иметь всякий день жизни православному человеку.

Мы с вами каждый по силам проходим поприще поста для того, чтобы понять смысл хотя бы того Праздника, который этот пост предваряет. Часто Великий пост, когда мы совершаем строгое воздержание, многим это дается с трудом. Вот и Успенский пост тоже строг по своему устроению. И часто люди относятся к посту довольно неоднозначно. Неоднозначно по той простой причине, что непонятно: почему, для чего, не только от чего, но и для чего необходимо воздержание в посты. И вот когда мы приходим к логическому завершению, к финалу поста, мы вступаем в тот Праздник, которому этот пост, в общем-то, и был посвящен. Если это Великий пост - то это Святая Пасха Христова. А вот Успенский пост - который посвящен блаженному Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Со стороны светского человека, пожалуй, странно выглядит празднование Успения. Потому что в понимании человека нецерковного Успение – это обыкновенная смерть. Но в том-то вся и тонкость, и главный смысл, почему и называется этот день Успением, а не смертью. Поскольку это не просто красивая фраза, а она передает смысл и содержание самого явления и чуда, которое нам с вами Господь через Свою Пречистую Матерь в этот день торжественный и праздничный дарует. Дарует Он нам этот день для того, чтобы мы наконец-то поняли, что все, что заповедано нам во Святом Евангелии; все, что нам с вами проповедуют святые отцы – это не отвлеченная и не оторванная от жизни человеческой Истина. На самом деле это не что-то недостижимое или непонятное для нас, невзирая на нашу немощь. Это все то возможное, а главное – единственно необходимое, что следует иметь нам главной целью своей земной жизни.
Мы с вами сегодня воспеваем в очередной раз Ту, Которая является Заступницей всего рода христианского, каждого из нас с вами. И вряд ли найдется на земле человек среди христиан, который бы хотя бы единожды не прибегал к Ее благодатной помощи и молитвенному покровительству. Но что же мы с вами выносим из этой благодатной помощи?

Сегодняшний праздник показывает нам ту чистоту, ту святость, ту совершенно непередаваемую человеческим языком чистоту Матери Божией, которую в Празднике Успения Ее мы с вами видим. Мы с вами видим, как Она, принимая известие от уст Благовестителя Гавриила об Ее кончине, радуется - в отличие от нас с вами, боящихся смерти, как самого страшного, что только может быть на земле. Ведь на самом деле Ее отношение к смерти показывает то самое истинное отношение, которое должно быть у человека. Человек должен быть также безумно, бесконечно, искренне рад переходу в Вечность, надеясь на то, что он будет в ней с Богом.

Вот мы поем в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Но чаем ли? Ожидаем ли мы этого действительно сейчас в своей земной жизни? Не погрязли ли мы все, каждый в отдельности и вместе взятые, в каких-то временных, суетных, часто бесполезных и греховных делах? Чаю воскресения мертвых... Вот и Пресвятая Владычица в поклоне пред Сыном Своим Божественным безболезненно, как Рождение Господа, передавая Свою душу в Его Пречистые руки, являет нам тот идеал христианского перехода в Вечность, к которому всем нам с вами неукоснительно, обязательно необходимо стремиться.

Мы с вами видим то самое чудо, которое, может быть, для тех, кто взирает со стороны, кажется сказкой, небылицею. Именно для тех, кто имеет веру, эта Истина открыта на земле. Потому что через веру Дух Святый, действуя на сердце человеческое, превозмогая его косность и порабощенность греху, вкладывает убежденность в том, что сказанное нам Святым Преданием – есть не что иное, как абсолютная Истина.

Конечно, для человека стороннего веры и Церкви невозможно поверить в то, что в один миг апостолы с разных концов света явились к одру Пресвятой Богородицы. Но это невозможно только для тех, чья душа не способна воспарить в Небеса Правды Божией. Это невозможно только для тех, кто погряз во грехе, как в благе, и, обманывая себя этим, утверждает невозможным то, что сегодня являет нам Успение Пресвятой Богородицы. Именно потому апостолы и смогли в один миг по молитве Пречистой явиться к Ней, что их душа была не земной уже, и она управляла их телами, любовь управляла этими душами – любовь к Богу, любовь к Его Пречистой Матери.

И не знали бы возможно мы, если бы по Промыслу Божию апостол Фома не был в тот момент, когда исходила душа Пречистой и Ее погребали в Гефсиманском саду. И он, явившись позже, плача и рыдая о том, что не смог проститься с Матерью Божией, сподвиг апостолов отвалить камень от гроба для того, чтобы дать возможность утешиться апостолу. И в тот момент они увидели, что нет тела Пречистой во гробе, которое они три дня назад положили туда и все три дня, не отходя от него, молились, воспевая псалмы и молитвы. Они увидели, что Матерь Божия оставила только Свою плащаницу, Свои одежды, и телом, вслед за Своей Пречистой душою вознеслась в обители Вечные, в Царствие Божественного Своего Сына.

Мы с вами понимаем то, что каждый из нас может перейти черту, черту жизни земной. Но чем продлится этот переход?

В сегодняшний день мы видим идеальное, праведное, абсолютно православное состояние Матери Божией, Которая является для нас всех примером, примером для подражания. Ее жизнь, Ее чистота и святость, непорочность, любовь, милость безграничная и бесконечная – для нас с вами пример. Пример, потому что, подражая Ей в жизни своей, проникая в тайну Ее чистоты, мы можем с вами надеяться, что хотя бы отчасти сподобимся этой величайшей тайны бытия с Богом и на этой земле, а главное - в Вечности.

Но пребывание с Богом в Вечности невозможно, если человек был разорван с Ним на земле. И этот Праздник, это событие, которое мы сегодня воспоминаем, нам об этом с вами и говорит. Только тот свободно и безболезненно переходит в Царствие Божие, и его встречает Господь, только тот этого может сподобиться, кто здесь, сейчас, в этой жизни чист, светел, свят; кто стремится к добру и к правде; кто пытается скинуть с себя оковы самолюбия, корысти и искания выгод; тот, кто может любить любого человека, как образ Божий, кто стремится к этому; кто старается не судить, прощать, быть милосердным.

И сегодняшний день, и событие, которое мы с вами воспоминаем, для всех для нас – это образ того, как нужно жить, веровать и любить. И если мы с вами христиане, то во что бы то ни стало должны запечатлеть на своем сердце, в своем разуме, в своей душе, что главный смысл нашего пребывания на земле это только один - вернуться к Тому, Кто нас создал, создал для Вечной радости, для Вечного счастья, но счастья не земного, униженного и оскорбленного грехом, не страстного в переживаниях своих, а счастья блаженного, абсолютного, очищенного, совершенного, а главное - вечного и нескончаемого.

Пресвятая Богородица явилась апостолам спустя некоторое время после того, как они увидели, что Ее Пречистое тело уже больше не находится во гробе. Будучи за традиционной трапезой, они, вознося хлеб и вознося благодарение Господу, увидели Ее, стоящей на Небесах и обращающейся к ним со словами: «Я с вами во все дни жизни вашей». И апостолы так же, как до сих пор и священники за Божественной Литургией, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». И Она помогает - неотступно, всегда и во всех благих начинаниях и стремлениях. Она держит Свое слово зело крепко. Потому что Ее любовь неизменна, и вера непреломляема.
И если мы с вами имеем такую Заступницу, Утешительницу, Путеводительницу, Помощницу – разве мы не способны исполнить то, что нам повелено Богом? И лишь одна причина неисполнения этого всего - в нашем нерадении, лености, в наших заблуждениях, которые гнездятся в сердцах и душах, от которых нам с вами за период нашей земной жизни просто необходимо освободиться и очиститься.
Гоните прочь из душ своих самолюбие, которое яд для души и тела. Гоните прочь из души своей всякое искательство выгод, всякую корысть, в чем бы это ни было. Помните, что самое главное для души человеческой, которая ищет Бога – научиться любить то, что дал Бог ; то, что создано Богом ; и то, что Самим Богом является. Потому как душа не способна быть, жить по-настоящему, если она разорвана с Богом, если она в разлуке с Ним.

В сегодняшний день, в этот великий Праздник, я желаю всем вам радости не только об окончании воздержания телесного – но радости о том, что мы с вами являемся свидетелями возможности праведной жизни, праведного пути, православного бытия здесь, на земле, несмотря ни на что: ни на какие испытания, скорби и беды.
Матерь Божия показала, что каждый человек, имеющий искреннюю любовь к Богу; каждый человек, пребывающий с Богом, укрепляемый Его Божественной благодатью, способен пройти этот путь и вернуться в конце его к Богу так же, как и сегодня Матерь Божия в конце Своего земного пути возвращается к Своему Возлюбленному Сыну.
Надеюсь, что и мы в конце этого Поста не пришли в никуда, а пришли к Богу, пришли к почитанию праведному Его Пречистой Матери и с сего дня, и до дней наших последних будем хранить в памяти и сердце этот Пречистый Образ Матери Божией, Который мы с вами сегодня с любовью и нежностью лобызаем в храме.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 


 
 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье