(Продолжительность 08:42)
С праздником, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с Преображением Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Сегодня мы с вами воспоминанием событие, когда Господь, взяв с Собою учеников, восшел на гору Фаворскую и беседовал прежде с Моисеем и Илиею, а после чего явил Своим ученикам значение Своего Божества, Которое было сокрыто от человеческого взора. Своим Преображением Господь маловерному роду человеческому, несовершенному и еще не вполне готовому принять Его как Бога Истинного, являет ученикам Своим - тем, которые хоть в малой степени были готовы к этому Откровению - Свое Истинное Божественное Естество.
Что же для нас с вами означает сей день и сие празднование? Конечно, в бытующем мнении обычно люди концентрируют, акцентируют свое внимание на освящении плодов, которое обычно производится в этот день. Но это всего лишь традиция, с самим Праздником условно связанная, а связанная скорее со временем года, в которое поспевают плоды. И как и прежде, и ныне принято: всякое дарование, данное человеку от Бога, молитвенно освящать, дабы это все принималось во славу Божию и во спасение души человеческой. Но поистине праздник Преображения означает для человека гораздо больше, и его смысл очень глубок и спасителен для каждого православного христианина.
Мы, конечно, далеки от понятия того, что есть Царствие Божие. И начатки этого Царствия - именно то, что мы готовы вместить и понять, Господь на горе Фаворской и являет Своим ученикам, показывая тот Истинный Свет Неземной и то величайшее благодатное устроение, и ту неисчерпаемую радость, которая ожидает праведников в Вечности - тех, кто стремится в это Вечное общение с Господом Иисусом Христом.
Но мы также видим, братья и сестры, что мы сильно привязаны к земле. И порой наша жизнь настолько приземленная и настолько фундаментирована на земных интересах, что даже наша вера далека от того, что она должна являть собою.
И вот сегодня мы видим, как ученики, взирая на Господа, беседующего с Моисеем и Илиею, изумились этому странному событию - событию, в котором Господь соединяет Ветхий и Новый Завет и показывает тем, что Он - Глава и тому, и другому, и Основоположник обоим.
Но что же видят в этом апостолы? Апостолы видят только то земное благодатное чувство, которое им сегодня понятно и близко. Именно поэтому они предлагают Господу в этом благодатном, добром, хорошем, радостном состоянии остаться навечно - но на земле. Посему они предлагают Ему построить несколько строений для того, чтобы они могли вместе с Моисеем и Илией вечно пребывать на этой горе, на этой земле вместе с нами в лице тех апостолов, которые об этом просили.
Но Господь являет Своим Преображением на горе эту гору - эту Гору Царствия Небесного, в которую каждому нужно восходить. Но хотим ли и готовы ли мы сегодня к этому восхождению? Хотим ли мы этого восхождения? - Вряд ли, потому что мы часто довольствуемся только земными своими потребностями.
Именно потому и пали на лица свои апостолы, когда услышали глас громоподобный Господень, который говорил о том, что «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте, о Нем благоволю» (ср. Мф. 17, 5). Именно потому они испугались и дрогнули, поскольку нет в человеческом естестве этой крепости Богообщения, без "но" и без "если" преданности Богу. Всегда и во всем человеческое естество больше клонится к тленному, нежели чем тянется к Вечности.
И вот сегодня мы видим с вами в этом празднике то, в чем нам с вами необходимо преобразиться; то, что нужно нам с вами изменить в собственной душе. В чем же заключается радость этого праздника для нас?
Господь явил нам Свое истинное значение, истинный смысл Своего прихода на эту землю. Обсуждая с Моисеем и Илией подробности Его Крестной смерти, Он как бы сообщает нам о том, что нет никакого принуждения и что Его восхождение на Голгофу добровольное.
Таким же добровольным должно быть и наше движение за Богом. Никто не имеет права нас принуждать к этому. Более того, это бессмысленно. Только лишь личное желание, внутренний мотив, который подвигает человеческое естество на жизнь христианскую от искреннего желания быть с Богом и понимания того, что это значит, может иметь смысл в делании правом.
В этот сегодняшний праздничный день для нас с вами важно понять, что когда Господь гласом Отцовским говорит нам о том, что «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте» (Мф. 17, 5), Он говорит нам не только о том, что мы должны просто слушать. Он говорит нам о послушании Богу - о том послушании блаженном, которое позволяет человеку преодолеть свою самость и низменность, превозмочь свое сластолюбие и пригвожденность к земле и через это воспарить душою туда, где и подобает быть сотворенной Богом человеческой душе - в Царствие Божие в Вечном Богообщении.
Сегодняшний праздник призывает нас, братья и сестры, увидеть во Христе не только некую Фигуру, которую мы исторически признаём или Евангельски почитаем - принять Господа, как личного Спасителя; как Того, в Троице Единой и Нераздельной Пребывающего, Кто пришел на эту землю ради спасения каждого из нас, души каждого пребывающего на этой земле и здесь сегодня молящегося.
Мы сегодня должны помнить о том, что от нас с вами, ни от кого более, не зависит делание нашего спасения. Поскольку Богом, как вы знаете, все уже сделано и предложено, все закончено. Осталось только нам принять или отвергнуть; стать последователями или заблуждаться по-прежнему.
И вот сегодняшний день, сегодняшний праздник, сегодняшнее торжество призывает каждую христианскую душу, подражая Господу Иисусу Христу, преобразиться - стать не земной, а небесной; преодолеть свою корысть и выгоду и обрести ту легкость и свободу Правды, которую принес на землю Господь.
В этот торжественный и праздничный день желаю вам всем душою своею взойти на гору Фаворскую и быть свидетелями этого Божественного Света не только в этой жизни, но и в Вечности.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)