(Продолжительность 10:50)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами по традиции накануне Праздника Святой Троицы собрались для того, чтобы помолиться об упокоении душ усопших сродников наших и тех, кто нам был знаком в этой жизни, но ныне пребывает в Селениях Вечных.
Каждый из нас, живя на этой земле, понимает, по крайней мере, должен это помнить, что его земной путь конечен и невозможно, чтобы он продолжался без конца. Каждый из нас когда-то должен будет пересечь эту неведомую нам доселе черту и прийти туда, откуда в этот мир возвращаются только лишь для того, чтобы благовествовать ангельским чином.
Но я не знаю, какова будет участь каждого из нас. И поэтому сегодня, когда мы обращаемся к Богу и молимся о наших усопших сродниках, нам стоит задать вопрос и себе самим: насколько мы представляем то будущее, которое ожидает нас за порогом жизни сей?
Я думаю, что далеко не многие представляют себе то, что ждет нас в будущем. Потому что сложно человеку земному, который живет сегодняшним, обыденным, повседневным представить то, что будет после того, как душа разлучится с телом.
Разве мы действительно чувствуем свою душу? Задайте вопрос каждый сам себе: неужели вы действительно можете с уверенностью ответить, что чувствуете душу свою? Вы чувствуете некоторые чувства и движения, вы понимаете некоторые эмоции, происходящие внутри – но душа, к сожалению, задавлена телом и его земными потребностями.
За пределом этой жизни, когда уже не будет тела и будет жить только душа, что же будет интересовать ее? И что же для нее будет важным и значимым? Вот об этом стоит нам всем помнить и задумываться. Даже тем маловерным, кто не особо верит в то, что жизнь души существует вечно, стоит все же, чтобы не разочароваться впредь, подумать об этом серьезно. Поскольку верует человек в это или нет, он однозначно станет свидетелем того, что это именно так, а не иначе.
И доказательством тому является то, что мы с вами сегодня здесь и молимся об упокоении душ тех, кто перешел в Вечность. Если бы эти души не были бы живы, а, как известно, у Бога живы все, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22, 32). Мы бы не собирались с вами здесь и не возносили свои молитвы о том, чего не существует. Следственно, мы понимаем, что эти души пребывают где-то в ином измерении, недосягаемом для нашего видения и понимания.
Ну как же может жить душа без тела? Так же как и тело без души – жизнь для него кажется невозможной. Мы видим тело, лежащее на смертном одре, которое испустило дух, и думаем, что жизнь на этом закончена. Потому что это тело уже не может видеть, слышать, не может произносить речей и не может каких-то эмоций выдавать. И мы считаем, что раз тело недвижимо и не живет, то уже и жизнь этого человека, этой личности закончена.
Но о чем же мы тогда молимся, если все же мы понимаем, что жизнь продолжается? Мы понимаем, что жизнь души иная, что жизнь души в том мире, куда всем нам придется прийти – категорически и однозначно отличается от той, которую мы с вами проживаем здесь и сейчас. И если об этом не помнить, можно совершать много разных ошибок, не останавливая себя памятованием о том, что душе когда-то придется за это тяжело и скорбно ответить.
Дело в том, что, живя на земле, человек не понимает, что в мире ином нет ничего подобного тем земным сластям и земным удовольствиям, которые мы здесь ищем и к которым стремимся. В мире Вечности, в мире Божием не существует греха, не существует страсти, не существует возможности ее реализовать. Следственно, там иные радости, иное счастье, которое земному человеку часто, к сожалению, непонятно.
И вот, чтобы потом жестоко не покаяться, когда будет уже поздно и когда уже нельзя будет что-то поменять в своей жизни, стоит сегодня об этом задуматься. Чтобы потом, когда душа отделится от тела и во Свете Божием будет просвещена, а именно так происходит суд - не то, что как мы представляем его себе в миру, что будет сидеть некий судья и будет судить нашу душу - а душа сама увидит себя в свете Божественной правды. Она попадет туда после того, как оторвется от тела и перейдет в новое состояние, доселе ей неведомое.
Сам этот переход – это уже страшно для души, потому что она не привыкла быть вне тела и не способна мыслить и чувствовать отдельно от него. Это уже сложно. Это уже трудно и больно для души. А далее… Далее, когда во Свете Бога мы увидим всю свою неправду, когда вскроются все наши заблуждения и все наши самооправдания станут бессмысленными, тогда мы поймем, что мы много упустили зря и не успели исправить то, что реально могли. И не смогли принести покаяние за то, что действительно могли бы принести пред Господом, будучи еще в теле.
Но тогда душа уже не сможет что-то изменить. И мучение наступает уже оттого, что безысходность и невозможность что-то поменять. И томится, и мучится душа этим. И наступает мучение оттого, что во свете Божественной правды обличенная душа не хочет согласиться с тем, что она так мерзка и от этого страдает. Она как бы начинает богоборствовать. Она как бы не согласна с этим Светом Божественной Любви, который вдруг неожиданно ее обличил, а она всю жизнь пряталась за свое «я», она все время лгала, изворачивалась и считала себя хорошей и доброй, не так, как другие. А теперь она увидела, что она представляет из себя, и ей стало страшно. Это еще одно из мучений.
А еще есть такие состояния, когда душа была страстной и желала земного наслаждения, когда она хотела какой-то земной благости. И она стремилась изо всей силы, и была к ней привязана страстно. И вот теперь, когда нет тела, она не может реализовать эту страсть и мучается оттого, что желает, но не способна этого получить.
И многие другие состояния будут разделять душу нашу, когда она отделится от тела и придет в Вечность. Именно потому мы собираемся в Храмах Божиих, чтобы от любви своей умолить Бога: «Господи! Ты знаешь нашу немощь. Ты знаешь нашу никчемность. Ты знаешь нашу слабость, неразумие порою. Ты знаешь наше закостенение во грехе. Смилуйся, о Всеблагий! Не потому что, что мы не верим в Твою милость и любовь – мы знаем, что Ты Такой. Мы знаем, что бесконечно прощал и миловал нас, но просим Тебя: Ты же видишь, как мы страдаем еще на земле, будучи неправедными. Каково же тем, кто уже не может изменить свою участь и повлиять на свою душу?».
Именно потому мы с вами здесь и собираемся, чтобы самим не быть нерадивыми. Не потому, что Божией Любви недостаточно, чтобы спасать наших близких. А потому что мы понимаем, что в нас недостаточно христианства, в нас недостаточно труда, недостаточно силы, чтобы приложить ее к исполнению заповедей, которые помогут нам очистить наши сердца и освободить души от тех страстей, которые ею владеют.
И в этот день родительский мы с вами собираемся для того, чтобы исполнить заповедь Божию о почтении к нашим родным. Для того, чтобы явить Богу и ближним нашу искреннюю любовь, которая еще, слава Богу, несмотря на зло мира, не умерла. Слава Богу, еще осталось в душе человеческой место для сострадания даже к тем, кто ушел, и любви даже для тех, кого не видим.
И мы сегодня собрались для того, чтобы в молитве гармонично предаться в руки воли Божией, предаться в Его милосердие и человеколюбие. И чтобы, получив эту благость, в ответ протянуться взаимной любовью и стремлением; изменить то, что еще можно; исправить то, что еще подвластно и сделать иным то, что еще возможно преложить во благое.
И дай вам Бог в этот день родительский, когда мы с вами вспоминаем наших усопших сродников и молимся об упокоении их душ в Царствии Божием, и вам сподобиться милости Божией и в этой жизни, и в будущей познать радость общения с Богом.
Храни вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)