Проповеди » 22 мая 2014 г. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

22 мая 2014 г. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар



(Продолжительность 11:55)
 
Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти перенесения мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца - святого, о котором излишне на русской земле много говорить, потому что нет, наверное, человека, который не знал бы его не только среди рода христианского, но и прочих вероисповеданий - тех, кто во всяком роде и дне, и часе почитает Святителя и обращается к нему в своих молитвах за помощью во всех обстояниях душевных  и житейских.

Сегодня мы вспоминаем событие, которое произошло далеко от нашего дня. Оно напоминает нам о том, что и во времена прежние были ситуации, когда силы чуждые, гонители христиан создавали такие условия, когда и мощи даже почитаемых святых были не в очень почитаемом состоянии, потому что находились под спудом, были сокрыты. И вот было откровение одному из барских жителей для того, чтобы перенести тайно мощи Святителя Николая в Италию, в город Бари, где они и поныне пребывают.  Но житие Святителя Николая, наверное, всем довольно хорошо известно.

 А сегодня мне хотелось бы сказать о следующем, что мы с вами привыкли получать от святых угодников Божиих по их ходатайству и заступничеству пред Господом нашим Иисусом Христом, пред Его Пречистою Матерью богатые щедроты и милости. Мы неустанно обращаемся к ним в молитвах, когда жизнь особо к этому располагает. И, конечно, каждый из вас наверняка способен признаться, что, увы, мы чаще обращаемся к Богу и к Его святым угодникам только во времена тяжелые, во времена скорбные, печальные, и когда нам действительно туго, и немощь наша выдает себя – и мы тогда уже не можем полагаться на свои силы и обращаемся за помощью к святым.  

Но мы, сами того не понимая, этими обращениями исповедуем следующее - что наши скорби и наши неприятности, наши сложности и трудности житейские как раз и располагают нас к пониманию своей немощи; как раз и располагают нас к пониманию того, что без благодати Божией, без Его помощи Свыше человеческому естеству, как бы оно не было гордо и как бы не надмевалось, по сути своей, мало что можно успеть в жизни и мало что можно быть способным совершить без помощи Божией  благого на этой земле.

И вот когда мы с вами воспоминаем святых угодников Божиих, которых особым образом многие столетия почитают христиане, мы с вами наверняка должны вспомнить и о том, что наше обращение к ним, а наипаче полученная от них помощь, констатирует нам Истину, которую необходимо усвоить, запомнить и которую нельзя выпускать из разума и сердца. Эта помощь по нашим немощным прошениям означает только одно – что милосердие Божие выше нашей немощи и нашего несовершенства, выше нашей грязи, мелкости, подлости, лукавства, лжи, которые мы в своей жизни часто привносим в бытие свое от несовершенства.

Милосердие Божие по молитвам святых спешит утешить, спешит помочь, спешит не дать погибнуть в унынии. Ведь вы же понимаете, что не по достоинству нашему мы получаем от Милосердного Господа помощь, а от любви Его проистекающее желание поддержать нас немощных. Бог Своей любовью не судит нас прежде Суда и любит нас, несмотря на нашу грязь, несмотря на нашу неправду и нечистоту.

Но это не означает, что мы должны быть спокойны по отношению к себе. Напротив, когда человек грешник, когда человек несовершенный, падший получает от Всевышнего помощь – он должен быть естественным образом обличен и призван к взаимной любви, призван к благодарению Бога всей своей жизнью, ответственным поведением, которое влечет человека к жизни чистой, к жизни не греховной для того, чтобы возблагодарить милосердие Божие, что оно не оставляет, не покидает нас во времена скорби нашей.   

И когда мы молимся пред образами святых угодников,  хотелось бы, братья и сестры, чтобы наши с вами моления были сердечно теплыми, не от любви к себе происходящими, не потому, чтобы мы приходили к святым, любя себя и переживая за собственную жизнь только. Но чтобы мы понимали, что наша жизнь без Христа, без Его святых угодников превращается в ничто, в пустое место, в набор страданий, переживаний, страхований, скорбей, которые невозможно преодолеть иначе, как только смирившись пред тем, что дано от Бога Свыше.

И поэтому моление наше пред святыми угодниками и пред святым Николаем Чудотворцем, которого угодником и называют - называют его угодником не потому, что он угождает нашим похотям, а потому, что он угоден Богу жизнью своей, которая подробно описана в его житии. И потому, когда мы обращаемся к нему, наша молитва должна быть смиренной и кроткой, ни в коем случае не дерзкой по гордыне - но дерзновенной по доверию к Богу.

Мы должны помнить, что милосердие Божие укрепляет нас, укрепляет наше несовершенство, не позволяет сгинуть в отчаянии, не позволяет опустить рук и впасть в крайнее маловерие. Именно поэтому Господь подает нам так называемые чудеса. Ведь то, что творит Господь – чудеса только для нашей немощи, но не для Бога по естеству. То, что Он творит добро и милость даже к грешникам падшим  - это для Него естественно. Это для нас только чудо. И мы это называем чудом именно потому, что мы понимаем где-то глубоко на подсознании, что недостойны этого принять, что если бы нас судили по-мирски, то скорей бы не помощь, не благодарение какое-то, не любовь бы на нас изливалась, а, наверное, возмездие или какая-либо казнь.

И потому, когда мы обращаемся к святым угодникам Божиим, когда чествуем их память, нужно задаться вопросом: что же будет истинным почтением к этому святому? Что же будет истинным празднованием его памяти? Неужели только прошения – неустанные и непрекращаемые прошения могут явить наши сердца?

Наши сердца могут явить и верность. Верность Тому, Кому служил всю свою жизнь верой и правдой Святитель Николай. Мы в благодарение ему за его предстательство, за его угодные Богу моления, можем стать добрее и чище, светлее и праведнее. Мы сможем привнести в мир, злой и забывший о Христе, тот Божественный Свет, который Святитель Николай совершает для нас  с вами, призывая на нас Божию благодать.

Мы можем эту частицу Божией благодати, сохранив в своем сердце, понести в свои семьи,   понести в свой коллектив, в мир, в котором мы живем. И чтобы каждый, кто окружает нас, увидел эту частицу Божией благодати и возрадовался той любви христианской, которая есть у Господа и которой мы, немощные и неумеющие, стремимся научиться. Ведь по тому, каково христианство, судят по самим христианам. Оттого сегодня так много несправедливых и горьких укорений в адрес христиан, что мы не являем собою тот образ, который должны являть. И мы сегодня должны понимать, что эти упреки не безосновательны, не беспочвенны. Мы должны принять их смиренно и постараться, не озлобляюсь на окружающих, изменить свой внутренний мир и сделать его поистине христианским.

Сегодня и в братских государствах, и в нашей стране идет тяжелая распря, когда человек, поругаемый сатаною, сам того не понимая, добровольно отдавшийся ему в лапы, становится похожим на него; когда наступает некая осатаненность и когда человек в безумии своем, по несчастью своему духовному начинает воевать против тех, кто ему по естеству и по вере близок; когда люди начинают ненавидеть родных; когда восстает брат на брата; когда восстает сын на мать, а дочь - на отца. Это тяжелые последствия того, что мы с вами остановились в нашей вере только на прошениях. Мы должны не только просить, мы должны себя понуждать, воспитывать внутренне себя, научить себя воздерживать от всего того, что противоестественно и чуждо христианскому роду.

И если мы хотим, чтобы мы были услышаны, действительно, Богом, услышаны в любви к Нему, то от нас требуется, от нас необходима внутренняя перемена, внутреннее изменение - изменение наших мыслей, наших чувств, наших сердец с тех греховных и страстных, в которых мы, увы, сегодня пребываем - на те праведные, христианские, которые своим образом и жизнью являет, как пример, Святитель Николай, память которого сегодня мы светло празднуем.

Дорогие братья и сестры, наш с вами Господь  наделил нас с вами всеми необходимыми возможностями для того, чтобы мы были поистине счастливы. Просто критерии нашего земного счастья не совпадают с тем видением Божественным, которое было заложено при творении человека. И единственный путь каждому человеку стать счастливым - это возвратиться к Богу, возвратиться к Его Истинам, критериям Его счастья, критериям Его блаженства, чтобы человек, наследуя это все, смог естественным образом стать счастливым и в этом мире, и в будущей жизни, соединяясь с Господом.

В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, дорогие братья и сестры, сердечно желаю вам милости Божией, Покрова Божией Матери и молитвенного предстательства нашего любимого святого Николая Чудотворца.

Да сохранит вас всех Господь!    
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье