(Продолжительность 13:26)
Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в день отдания праздника Преполовения Пятидесятницы, мы с вами совершаем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И вот ежегодно его день памяти предшествует дню памяти Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. И вот из года в год нашему взору представляется печальное зрелище: когда на празднование Николая Чудотворца в храме невозможно пройти, и он полон народу, а на день празднования святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который носит название апостола любви, храм бывает обычно пуст.
И это, конечно, великая скорбь, потому что это являет нам то, что человечество не знает и не понимает ни иерархию духовную, ни значения святых, которых мы должны почитать; ни смысл почитания святых, в принципе. Вот если даже мы понимаем, что в Небесном Царствии, где вечно празднуют и радуются праведники, не существует каких-то определенных иерархий. Но мы прекрасно понимаем, что даже по-земному, вот по-нашему с вами, понятно, что апостол и евангелист – он выше любого святителя по своей духовной иерархии. И мы знаем, что это был возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что он был попечителем Матери Божией всю Ее жизнь от момента распятия Господа до Ее блаженной кончины и перехода в Вечность. Мы с вами это знаем и помним, но тем не менее наше почтение к этому величайшему из христиан, живущих когда-то на земле, почему-то очень мало и незначительно.
Неужели мы думаем, что вот если мы будем обращаться к одному какому-то святому, который особо популярен в народе, то мы заслужим особое расположение Господа? Это ведь человечеством придумано, что существуют какие-то святые, которые особым образом могут влиять на Бога. Я вам должен сказать, возможно, для вас это откровение – но на Бога влиять не может никто. И, обращаясь к святым, мы обращаемся к ним, как к ходатаям, как к просителям за нашу немощь. Потому что не чувствуем, не видим в себе ни достоинства, ни способности обращаться напрямую к Спасителю.
По смирению своему мы обращаемся к святым, как к тем нашим братьям-святым, которые жили когда-то на этой земле, а ныне пришли в Вечность и сподобились блаженства пребывания со Христом. Мы обращаемся к ним, потому что они имеют право, они имеют дерзновение, они имеют ту любовь, которую мы не имеем. Они могут дополнить этой любовью прошения, которые мы не можем наполнить той любовью, которой подобает наполнять прошения христианам. И поэтому мы обращаемся к святым. И не существует такого святого, который не мог бы помогать.
Но помогают святые тем, кто действительно своею душою расположен к жизни праведной, кто действительно расположен к любви к Богу, а кто не просто пытается воспользоваться благодатью Божией для того, чтобы построить свою земную, временную, греховную, страстную жизнь.
Мы не можем изменить Бога своими молитвами,мы не можем выменять у Него что-то, выкупить. Царствие Божие даруется Богом, даруется по Его милосердию, по Его человеколюбию. И когда мы думаем, что именно какой-то святой, а сегодня так часто принято думать, так часто принято заблуждаться, в отрыве от Бога может каким-то образом помочь человеку – это действительно печальное, а главное – страшное духовное затмение.
Многие обращаются к святым не понимая, что только благодать Божия, только Сам Господь по их молитвам и прошениям, откликаясь на их праведную любовь, снисходит к нам Своей любовью и врачует наши духовные и телесные язвы. И ни в коем случае нельзя забывать, что всякая слава, честь и поклонение подобает всегда и во всем Пречистому Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу. И та иерархия святых, которая сегодня существует и известна нам – это нам дано в помощь, нам дано в награду за наши труды, в укрепление наших стараний, если мы, конечно, стремимся быть с Богом и хотим праведной жизни.
Иоанн Богослов – целомудренный девственник, с юного возраста и до последнего издыхания послуживший Христу. Он не нуждается в человеческом поклонении или почитании. В этом поклонении и почитании праведника нуждаемся мы. Ибо и тело его по успении не обретено. Ибо когда открыли, по преданию, гроб, его тела во гробу не было, и лишь только тонкое благоухание издавала могила. Мы даже не можем себе представить величину праведности, святости этого человека, но мы не стремимся познать это. И это печально.
Мы читаем Евангелие, написанное святым апостолом Иоанном Богословом, духовным апостолом, апостолом любви. Почему мы говорим о нем, как о Богослове? Ведь в истории наших святых даже существует только три Богослова: апостол Иоанн Богослов, день памяти которого мы сегодня совершаем; вселенский учитель и святитель Григорий Богослов, которого мы почитаем, и преподобный Симеон Новый Богослов. Только трое людей в истории человечества сподобились этого величайшего звания. Но мы не вдаемся в подробности.
Что значит Богослов? Мы привыкли воспринимать это слово в мирском понимании. Мы привыкли видеть богословами тех, кто изучил науки духовные и преподает нам эти науки в учении. Но Богословие истинное происходит от преданного сердца – преданного сердца Богу. Потому Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, назван Богословом. Потому что он Слово Божие нам передал – не слово свое человеческое, а Духом Святым водимый и питаемый, он передал нам слово Божие, чтобы мы его восприняли, впитали сердцем и жили бы им, подражая Христу.
Апостол Иоанн Богослов является автором Откровения, которое называется Апокалипсисом. Это часть Священного Писания, которая многих приводит в благоговейный ужас. Потому что человеческий разум, мелкий и греховный, не способен понять тех тонкостей духовных и той истинной духовной глубины, которая явлена в этом духовном произведении, являющемся пророческим. Когда мы читаем его, мы приходим в благоговейный ужас справедливо, потому что мы видим не только предреченное греховному человечеству, не только предстоящее праведникам - но мы видим и свою немощь; мы видим и свое неправильное устроение, которое не способно даже на йоту приблизиться к тому величайшему знанию, которое было открыто этому апостолу Иоанну Богослову.
В этот день, когда мы обязаны его почитать, я хотел бы вас, тех, кто сегодня в небольшом количестве пришел в Храм почтить его память, попросить - передайте своим близким и своим знакомым, чтобы они не забывали об этом великом праведнике, об этом угоднике Божием, об этом апостоле, величайшем апостоле Христовом, который единственный сподобился блаженной кончины – он один не принял мучительной смерти, потому что был абсолютно чист.
И мы сегодня собирались в Храме Божием для того, чтобы воспеть его память; чтобы обратиться к его целомудрию, к его мудрости духовной, к его неизреченной любви, которую он носил в своем сердце. Потому что он, как возлюбленный ученик Христа и как попечитель Божией Матери - ведь именно в его лице, в лице Иоанна Богослова Господь на Кресте усыновил нас Матери Божией - именно он воспринял от Господа право умолить Матерь Божию за весь человеческий род. Разве же не в наших духовных интересах почитать этого праведника и возносить ему свои молитвы?
Мне бы очень хотелось, чтобы духовная справедливость восторжествовала и на земле: чтобы люди учились поклоняться не брюху своему, не своим корыстным интересам, обращаясь к каким-то «модным» святым, которых рекламируют активно - а мне бы хотелось, чтобы люди-христиане понимали истинный духовный смысл и понимали, в чем пример этого великого праведника. Нам не доступен этот пример к исполнению, но мы можем умолить его, чтобы он нам помог хотя бы начать приближение к этому совершенству, которое он сумел стяжать благодатью Божиею, еще живя на земле.
Я желаю вам в этот день молитвами великого праведника святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Господского, попечителя Матери Божией, Иисусом Христом нареченный в сыновья Ей - я бы пожелал вам его молитвенного заступничества, его непосредственного молитвенного участия в вашей жизни. И хотел бы пожелать вам, чтобы вы имели желание и духовный мотив всегда обращаться к нему с благоговейной, кроткой, смиренной молитвою, прося у него научиться покаянию, смирению, терпению, любви – всем тем добродетелям, которые так необходимы каждому из нас, чтобы идти по стопам Христовым, чтобы быть хотя бы в чем-то издалека напоминающими христиан.
И дай вам Бог, чтобы в попразднество Пасхи Христовой вы задумались об этом серьезно, чтобы вложили это в свое сердце и чтобы результатом вашего размышления стала не просто искренняя молитва к праведным, но и искренняя праведная жизнь ваша.
Да сохранит вас всех Господь!
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)