Проповеди » 6 апреля 2014 г. Воскресная проповедь. неделя преподобной Марии Египетской

6 апреля 2014 г. Воскресная проповедь. Неделя преподобной Марии Египетской



(Продолжительность 16:04)
 
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день мы с вами вспоминаем преподобную Марию Египетскую. И на этой неделе мы с вами совершали  так называемое Мариино стояние, когда мы с вами молитвенно исполняли Великий канон прп. Андрея Критского. И этот день напоминает нам о силе покаяния и о возможности через покаяние исправить любую, даже самую греховную жизнь – к жизни праведной и святой.

Сегодня день воскресный, и за воскресным Богослужением мы с вами прочитали отрывок из Священного Евангелия (Мк.,10. 32-45), в котором говорится о том, что Христос, призвав Своих учеников, рассказал им о том, что предстоит Ему пережить в ближайшее время, потому что они восходят во Иерусалим. Он рассказал им о том, что приблизилось время, когда Его предадут и когда, надругаясь над Ним, избивая и оплевывая, распнут, и рассказал им о том, что через три дня Он воскреснет. Но в это время слушавшие Его ученики не вняли тем словам, которые говорит им Спаситель. Вероятно оттого, что они думали совсем о другом – не о том, о чем говорил Христос. И вот двое из учеников подходят к Нему – это Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, после того, как Он сказал им о том, какие Его ожидают страдания, обращаются к Спасителю с просьбою даровать им возможность занять место одесную и ошуюю Его в Царствии Божием, то есть сесть рядом с Его Престолом в Царстве.

И вот в этом моменте, братья и сестры, мы с вами можем увидеть, как мы часто не  слышим слова Христовы - слова Христовы, которые говорят нам о той самой необходимости, которую нам с вами всем нужно понять в первую очередь.   Ведь то, что сотворил для нас Господь милостью Своею: Его Жертва, Его Крестная Смерть, Его Воскресение – это основа для каждого из нас, основа нашей жизни земной, а главное – основа нашей жизни Вечной, основа нашего спасения.

И как часто мы, так же как ученики Христовы, еще не принявшие в полноте благодать – не слышим слова Спасителя, Который говорит нам о том, что Ему предстояло пережить ради нашего спасения. Ученики, так же как и мы с вами, часто в этот момент, когда читаются слова Евангелия, думают о себе, о том, что хотели бы они, что они хотели бы получить от Господа – а не о том, что Господь готов сделать для нас.

И вот мы, так же как и эти ученики, часто обращаемся к Богу только со своими просьбами – но не слышим и не помним о том подвиге, о той Жертве Святой, Священной, Непостижимой Жертве, Которую ради нас принес Господь. Мы чего-то просим у Бога для себя, мы хотим быть с Ним для того, чтобы было хорошо нам, но мы не помним, потому что не имеем той любви, которую должны иметь к Богу.

И вот эти двое из апостолов просят того же, что и все мы – мы хотим быть в Царствии Божием, но при этом не проходить тех путей, которые прошел Христос. Мы хотим попасть в Него, в эту Радость Вечную каким-то образом, через какие-то простые пути, не проходя по стопам Христовым: не претерпевая ни оклеветаний, ни избиений, ни заплеваний, ни распятия, ни смерти – значит, мы не хотим проходить путем Христовым, но хотим наследовать Царствие Божие.

Нам хочется быть с Ним рядом, но не хочется претерпевать то, что нам положено претерпевать в жизни для изменения нашей внутренней жизни, внутреннего состояния, исцеления нашей души. Мы не хотим этого претерпевать  – мы хотим получить результат сразу, так же как эти два, еще не опытных в духовной жизни апостола, обращающиеся к Богу с просьбою восседать рядом с Ним в Царствии Божием.

На что Господь милосердием Своим спрашивает у них: «Можете ли вы пить ту чашу, которую Я пью, и можете ли вы креститься тем крещением, которым Я крещусь?». Он говорит о Чаше Своих испытаний – о горькой Чаше принятия на Себя, Безвинного, вины всего человечества. Он говорит о крещении Собственной Кровью – Распятии на Кресте.

Но ученики понимают это иначе. И они говорят: «Да, мы можем пить эту чашу и можем креститься этим крещением», - потому что они поняли, что Христос говорит о чаше, которую они разделяют за Вечерей или о Крещении, которое они проходили у Иоанна. Но это непонимание апостолов говорит еще и о том, что они не были еще способны увидеть в своем Учителе – Мессию, Спасителя мира. Они еще не понимали, что никогда не будет второго Христа, что невозможно стать Христом – можно только ходить за Ним и стараться подражать Его жизни.

И тогда Господь не обличает их. Потому что знает, что придет время, когда наделенные Даром Святого Духа апостолы укрепятся в правде - и у них уже не будет ни малодушия, ни заблуждений. И тогда они действительно будут пить ту же Чашу, что и Господь, и креститься тем же Крещением. Апостолы еще не знают об этом, но Господу об этом известно. И большинство апостолов примут смерть за Христа – распятие, усекновение мечом, мучения, страдания ради Христа и в Его Славу. И Он им говорит: «Да, можете пить чашу, которую Я пью, и можете креститься крещением, которое Я принимаю, но не от Меня зависит, будете ли вы со Мною в Царствии Божием - это подобает только тем, кто этого достоин».

А кто же достоин быть в Царствии Божием? И почему Господь говорит, что не от Него зависит, ведь Он – Судия, Он будет судить всех. И Он будет решать – кому быть, с кем, где и когда. И здесь Он поясняет ту самую тайну Своего Суда, в котором нет подобия земного суда, в котором Христос не есть судия земной, который будет осуждать. Он говорит о Суде Своей милости и говорит о том, что только тот может быть с Ним, кто своею душою в земной жизни принял Его учение, Его Заповеди, исполнил их и отозвался на Его Божественную Любовь своей взаимной любовью. То есть, значит, нам недостаточно просто креститься в купели крещенской; нам недостаточно просто ходить и причащаться из одной Чаши – это необходимо, но этого мало.

Нужно всем сердцем, всем естеством быть преданным Богу, чтобы не было места ни лукавству, ни какого-то зла в душе нашей – и только тогда наша душа, принявшая Бога окончательно, может быть с Ним в Царствии Божием, потому что больше ничего не желает, ни о чем не мыслит и ни к чему не стремится, и самое главное, самое драгоценное, самое, что есть смысл жизни – является бытие с Богом.   Тогда только душа может быть с Господом воедино.

Господь, говоря об этом ученикам Своим, говорит о многом, что нам с вами нужно понять – о том, что недостаточно просто понимать какие-то малые, небольшие вещи; недостаточно просто жить церковной жизнью - не проживая духовный путь; недостаточно думать, что ты живешь духовной жизнью и, заблуждаясь, гордиться и тщеславиться этим деланием. Необходимо понять правду – Правду Божию, принять Ее в собственное сердце, сделать Ее собственной правдой и, отрекшись от своей злой воли, от своей правды, псевдоистины, и сочетаться со Христом через бесконечное доверие и преданность Ему.

Ученики возроптали - возроптали на своих двух братьев, которые дерзнули просить у Христа особого положения. Действительно, это было как-то неприятно наблюдать со стороны, когда двое среди равных просят себе особой чести. И это тоже показывает еще человечество апостолов, еще неочищенность, еще  неосвобожденность до конца от того человеческого, что в нас есть – ведь и мы, так же как эти двое учеников, часто думаем, что мы особо любимы Богом. Мы тоже, так же как эти двое, считаем, что мы особо избраны, и некоторые из нас дерзают это в открытую заявлять – и даже на людях, и даже на обществе говорить о том, что они наделены особой благодатью, даром прозрения и исцеления, и прочим - это человеческие заблуждения и страсти, которые восстают на душу и возобладают над ней.

Ученики возроптали, потому что не хотели уступать место первенства, и тогда Христос говорит: «Это здесь, на земле, есть владыки и князи, и они владеют людьми и делают с ними все, что хотят. Да не будет между вами так», - говорит Христос апостолам. Что это значит? Он говорит нам о том, чтобы у нас не было властолюбия между друг другом; чтобы кроме любви друг ко другу и заботе друг о друге – ничего не царило больше в нашей жизни и в наших сердцах.

Но так ли это сегодня? К сожалению, если человек приближается хотя бы к какой-то малой составляющей ответственности – он чувствует ее за власть. Он не понимает, что в Церкви, в служении Богу нет власти,  есть только ответственность – великая, благословенная ответственность. И часто смотришь на человека: был простой прихожанин, смиренный, кроткий, молился, но вдруг его приняли в клир или поставили на какое-то особое место, и что-то с человеком происходит, как будто его подменили - и он уже не мил с ближними, уже не добр, уже строг, требователен и как-то ведет себя так, как будто он выше остальных.

Это недопустимо среди нас, этого не может быть. И поэтому печально, когда существующая иерархия не любвеобильна к тем, кто ее окружает; когда те, кто приближены к сильным мира сего, считают себя особо облагодатствованными и позволяют себе все и вся. Это недопустимо, потому что пред Лицем Бога мы все равны и едины - мы все Его чада, возлюбленные дети. И может ли быть между братьями и сестрами какое-то пререкание, какое-то возвышение, какое-то высокомерие? – Это противоестественные вещи.

И поэтому Христос предупреждает нас о том, что если кто-то хочет быть  над кем-то главным – то только тогда можно иметь во Христе это главенство - когда ты будешь всем слугой; когда ты хочешь быть старшим над всеми, ты только тогда во Христе сможешь приобрести это старшинство – когда ты будешь всем раб.

И Христос открывает эту тайну, которая сегодняшнему миру человеков злых, самолюбивых, горделивых и тщеславных – недоступна. Недоступна к пониманию сердечному - и человек всячески противится и человек пытается изменить слова Христа, изменить словам Христа. И приходя в Церковь, вроде вот только дали право за подсвечником следить – и человек уже возомнил себя кем-то и уже пытается учить, наставлять, обижать тех, кто приходит в Храм.

Разве это возможно? Разве это правильно? Разве среди нас не должна царить любовь – среди нас, тех, кому сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»  (Ин. 13, 35).  Где она – эта любовь, заповеданная Христом? Она лишь к себе направлена, к собственному «я», которое конечно. Но тот, кто любит конечное – не сможет возлюбить вечное.

И посему в этот воскресный день, в предверии Праздника Благовещения Пресвятой Владычицы Богородицы нам с вами через Священное Писание словами Спасителя нашего Иисуса Христа, преподается знание и духовный опыт о том, чего в нашей жизни категорически быть не может, и  о том, к чему нам всем подобает стремиться.

Не будем глухими, братья и сестры. Не будем безразличными к тому, что мы услышали – это сказано нам, каждому в отдельности и всем вместе, а значит, услышав это, мы будем держать ответ пред Богом - как мы исполнили услышанное.

И дай вам Бог, в большинстве своем сегодня приобщившихся Святых Христовых Тайн – крепости духовной, правды Божией, веры крепкой, неотъемлемой ничем и никогда, чтобы вы все-таки смогли преодолеть свою слабость, малодушие, трусость, самолюбие – и стать христианами  не на словах, а в жизни своей.

Благослови вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье