Проповеди » 14 марта 2014 г. Родительская суббота

29 марта 2014 г. Родительская суббота



(Продолжительность 14:04)

Дорогие братья и сестры, сегодня родительский день, и мы с вами вновь под сводами Святого Храма. И сегодня мы с вами воспоминаем тех, кто был нам дорог при земной жизни. И, несмотря на то, что теперь их уже более нет рядом с нами -  в наших сердцах и душах сохранилась та малая часть любви и памяти, которая подвигает нас прийти сегодня в Храм и воздать, вознести свои молитвы о наших усопших сродниках.

Мы с вами живем в мире, который пытается уйти от памятования о смерти; который всяческим способом пытается нас увести от осознания того, что пусть и к сожалению – но наша жизнь конечна и имеет земные границы. Но для кого это сожаление сверх меры? Для кого это сожаление становится таковым, что человек уже не способен спокойно относиться к этому знанию? – Только для тех, кто чрезмерно привязан к земле и чьи смыслы жизни ограничиваются земными и временными ценностями, понятиями, стремлениями и желаниями.

Если же человек проживает христианской жизнью, если человек вникает в тайны Божественного устроения, если ему не безразличны Евангельские Истины, Заповеди Христовы – тогда отношение человека к смерти и к жизни кардинальным образом изменяется. Человек, знающий и помнящий Священное Писание, то, что сказано в Нем для нас с вами, ради нашего с вами спасения – проживает земной свой путь, полагая достойные труды, но не привязываясь ни к чему земному.

У человека правильного христианского устроения не складывается ни в разуме, ни в сердце, ни в душе ничего подобного тому, что бы бесконечно и безраздельно владело им на земле. Все, что свойственно христианской душе – это стремление к неземному и к невременному, стремление к Небесному и Вечному. 

Мы можем спросить сами у себя сегодня, придя в Святой Храм, так ли все в наших с вами устроениях внутри? Или по-прежнему молясь о наших усопших сродниках, мы забываем о том, что и наша душа обязана предстать будет пред Богом в свой срок для того, чтобы  понять окончательно  – быть ей с Богом вечно или этому быть не суждено. Эта молитва, которая возносится в Храме   об упокоении душ наших усопших сродников – это еще и память нам с вами, живущим, о том, что мы с вами обязательно придем в Вечность тоже.

И как бы ни прятался человек от знания того, что он временен на земле – эта временность его когда-нибудь обязательно настигнет. И пусть сегодня люди бездумно взирают на экраны телевизоров, на экраны кинотеатров, на экраны компьютера и видят там многократные смерти, и как-то поверхностно к этому относятся – человеческое сердце твердеет и каменеет, становится безучастным и бесстрашным в смысле страха Божиего.

Человек, закостеневая в мирском бытии, зацикливаясь на своем личном «я», забывает и о себе самом в плане своего духовного развития. Вот это безразличие к тому, что вокруг происходит, постоянная проповедь происходящего зла – делает человека безразличным ко всему, даже к собственной судьбе.  Человек ограничивается только тем, что заботится о повседневных мелочах, на которые, если взглянуть с высоты духовности, не стоит обращать и внимания. Ведь те самые мелочи, которые сегодня нами обладают, они делают нас не просто не совершенными – они делают нас зависимыми и неспособными иметь свободу.

Мы не понимаем часто, что за тем, что с нами происходит – нет никакой жизни в реале. И существует только некая иллюзия, которую нам навязали извне злые силы - и мы, будучи неопытными, приняли ее, как истинную жизнь. И тогда, когда это происходит, человек начинает все свои попечения и силы предавать совершенно не тому, ради чего он призван на эту землю, ради чего он рожден в эту жизнь.

Мы сегодня молимся о наших усопших сродниках. Мы молимся о них потому, что нам неизвестно, что за чертой этой жизни в точности. Как говорит  святой  апостол Павел: «Мы можем видеть только гадательно, как бы сквозь мутное стекло». Но придет час, когда нам станет откровенно все и в подробностях.

И хотелось бы, чтобы вы поняли, что Священное Писание, проповедь Христа, проповедь Церкви  направлена вовсе не на то, чтобы каким-то образом утеснить вашу земную жизнь; не для того, чтобы лишить вас каких-то радостей; не для того, чтобы отнять у вас что-то, что вам дорого на земном пути. Напротив, проповедь Христа и Его Святой Церкви  обращена к душе человеческой совсем для другого: для того, чтобы дать человеку шанс иного пути, способность и знание выбрать другой путь – путь, который подобает выбирать любому человеку, чья жизнь стремится к Богу и чья душа без Него обходиться не способна.

Святая Церковь обращается к каждому человеку не для того, чтобы обличить его в неправдах, а для того, чтобы помочь избавиться от заблуждений; чтобы человек проснулся от своего страшного греховного летаргического сна; чтобы он перестал в этой жизни думать, что живет, а начал жить по-настоящему: по-настоящему чувствовать, по-настоящему видеть, слышать правду, иметь эмоции, подобающие правильному человеку и связанными не со страстями греховными, а с радостью о Божией благодати.

Святая    Церковь взывает к каждому человеку, который приходит на службы Божии именно от любви, которая проистекает по Заповеди Божией - потому что Церкви не все равно, что происходит с душой человеческой. И в этом обращении есть только лишь отцовское и материнское сожаление о том, что чадо часто находится в бедах, болезнях и скорбях. И сожаление это выражается в желании и стремлении помочь всем, кто желает этой помощи, избавиться от этих никчемных нагрузок не духовной жизни, которые сам на себя по незнанию или неопытности возлагает человек.

Мы сегодня обращаемся к Богу, молясь за тех, кто перешел в Вечность. Это священный долг каждого из нас. Мы с вами, предстоя пред Богом, выражаем Ему и свое доверие, и свою преданность. Но недостаточно только просить у Бога, недостаточно только взывать к Его милосердию, ведь не бывает такого времени, когда Бог не творил бы добра – Бог постоянен в добре. И если люди этого не ощущают, это означает только одно – что они не развернулись еще к добру Божиему, еще не способны его принять. Всевременность Божиего добра, постоянство его проистекания на людей никогда не прекратится. Стоит только захотеть, только лишь постараться понять и измениться внутренне - чтобы наступило то самое чудо, о которых многие знают в своих жизнях. И чудо состоит не в том, что Бог изменился; не в том, что Он вдруг что-то сделал для вас, не делая прежде – нет. Это просто свершилось потому, что вы, наконец, обратили на Него внимание и смогли принять тот дар, который всю жизнь вам был предлагаем.

Мы сегодня в очередной раз молимся об усопших. Но молясь о них, мы не должны забывать и о себе, о своей душе, памятуя о том, что, возможно, за нас с вами не найдется кому помолиться. Возможно, придут времена, когда некому будет перекреститься и воздохнуть об упокоении нас в свое время. Но останется Церковь Христова, которую по Священному Писанию,  «врата ада не одолеют» (Мф. 16,18), и  никакое зло не сможет победить ее. И потому мы сегодня здесь, и потому мы доверяем сегодня свои чаяния о наших усопших Святой Церкви Христовой, имеющей право, возможность, силу и власть предстоять пред Богом за нас и за наших сродников.

И пусть в этот родительский день в наших сердцах воскреснут добрые чувства к ближним нашим, чтобы мы, дорожа каждым моментом нашего совместного пребывания, успели проецировать на них, воздать им свою любовь, которую мы можем не успеть воздать за суетою мира, который погрязает во лжи и зле.

Давайте постараемся понять, что жизнь слишком коротка и быстротечна, чтобы тратить ее на мелочи и пустяки раздоров и зла, которые часто бывает даже между ближайшими сродниками. Давайте, пока мы еще живы, пока бьются наши сердца, мы пока еще можем примириться с теми,  с кем мы пока еще не примирились, и воздать добро тем, кому мы еще не успели его воздать - чтобы потом, когда прекратится жизнь кого-то из наших близких, нам не было страшно, больно и стыдно за то, что мы так ничего и не сделали для них при жизни.

Спешите творить добро. Времени не так много, как кажется. Наша жизнь – она состоит из многих глупостей, пустяков, грехов и греховных склонностей. Но добавьте в нее иного, сорастворите ее  христианским деланием – не только памятью об усопших в день поминовения о них, но и во всей своей жизни. В любви и правде берегите своих родственников. Берегите своих близких, дорогих вашему сердцу и живите так, чтобы ваша душа предстояла пред Богом нелицемерно, не в потребительстве, не в пустом каком-то только внешнем делании – но в искреннем внутреннем стремлении к исполнению Заповедей Божиих, в которых все добро и вся правда.

В этот родительский день, вознося совместно со всею Церковью молитвы о наших усопших – верим, что Господь слышит нас, и в благодарении к Нему постараемся изменить нашу жизнь не просто внешним образом, а внутренне, изменившись духовно, став настоящими христианами. И дай вам Бог оставшийся путь Великого Поста пройти в делании постном ради спасения ваших душ; ради того, чтобы наше христианское звание несло в мир свет, добро, радость и любовь.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье