Проповеди » 15 марта 2014 г. Суббота родительская 2-й седмицы Великого поста

Суббота родительская 2-й седмицы Великого поста



(Продолжительность 12:31)

Дорогие братья и сестры, сегодня родительская суббота. И мы с вами вновь собираемся под сводами храма для того, чтобы вознести наши молитвы о тех, кто был когда-то рядом с нами, а ныне пребывает в Селениях Вечных.

В нашей жизни мы уделяем очень мало внимания и значения тому, что ожидает нас после нашей земной жизни. И ни для кого не секрет, и каждый может убедиться в этом, глядя на себя – что человек практически полностью предан своим земным переживаниям, своим земным заботам, стремлениям, мыслям, мечтам. И за этим всем, за этой земной суетой часто забывают напрочь о том, что земной путь человека имеет свое окончание. И если вы спросите сами себя, как часто в своей жизни вы вспоминаете о том, что вы не бесконечны на земле – вы поймете, что вы на подсознании бежите от этого; бежите, потому что для вас страшно думать о том, что когда-то закончится наш земной путь.

Но как бы ни было страшно для плотского человека осознание этого момента, хотим мы этого или нет – мы не можем этого избежать. Рано или поздно, каждый в свой срок придет в Вечность. И каждому придется предстать пред Богом со всеми своими устроениями, со всеми своими переживаниями и, увы, со всеми своими грехами.

Именно потому мы сегодня с вами в этом храме в таком большом количестве и  собрались – потому что где-то на подсознании каждый из нас понимает, что там нет возможности что-то изменить самому. И есть надежда только на тех, кто остался на этой земле; на тех, кто пришел сегодня в храм, кто доверяет Церкви, как устроению Божиему - которое имеет право и силу возносить свои молитвы Богу за тех, кого мы с вами лично любили, знали и  помним.

И еще великая беда сегодняшнего дня, наряду с тем, что многие не помнят о Вечности, многие потеряли веру – потеряли веру в то, что Бог Милосерд, Человеколюбив; потеряли веру в то, что без Бога жить невозможно; потеряли веру в то, что без Церкви - нет спасения.

И конечно, было бы гораздо больше людей сегодня на молитве, если бы не было этого тяжелого духовного повреждения, которое враг рода человеческого, опираясь на наше несовершенство, на нашу приземленность, на нашу страстность - внедряет в наш разум, в наши сердца и в наши души. И вот мы видим, что происходит сегодня вокруг, что является результатом потери этой памяти о том, что мы смертны; результатом потери веры в Бога и веры Церкви  - мы видим, во что превращается человек, теряя свои основы, когда его плоть, часто безумная во грехе, превозносится над здравым смыслом – не только над заповедями Божиими, но и над любым  человеческим пониманием меры и порядка.

Мы сегодня с вами предстоим здесь, в храме, вспоминая своих усопших сродников. Почему мы не оставляем их своим вниманием? Ведь не только по гордыне своей мы это совершаем. Конечно, в нашем приходе в храм есть и личностное приложение, потому что нам  не безразлично - мы не можем прийти совершенно бесстрастно, потому что не имеем такого устроения. И, приходя в храм, мы приносим не только память, но и свои чувства, свои эмоции, свои переживания. Но все же мы приносим их сюда и повергаем их пред Богом, на Его благой и милостивый Суд, понимая, что без Него ни нашим сродникам, отошедшим в вечность; ни нам, живущим на земле – не будет ни мира, ни покоя, ни блага, ни счастья. И горе тому, кто позабыл о том, что человек всего лишь творение, пусть возлюбленное - но творение; пусть венец творения Божиего – но творение. И горе, когда творение восстает на Творца; горе тому, кто восстает на Отца Своего, кто противится воле не земной, страстной – а Высшей, Небесной.

Мы сегодня здесь с вами, потому что на собственной душе, на собственной жизни понимаем, чувствуем, испытали, что мы во многом заблуждаемся; многое не успели, не можем изменить. И мы примерно представляем, мы можем допустить себе представление о том, каково же душе, находящейся вот в такой трудной  ситуации, не очищенной от греха, зависимой от многого – пребывать в Вечности.

Для нас Вечность – это нечто непонятное. Мы привыкли верить в то, что можно пощупать, увидеть, но то, что предстоит нам – это выше нашего понимания. И это  –  предмет веры. И только верующий человек, верующий Богу, доверяющий Богу – может прийти в храм и изъявить свою любовь. Почему любовь? Потому что в каждом человеческом естестве она изначально заложена как способность. Хотя мы и склонны ко греху, но это не значит, что в нас нет начатков того Божиего добра, по образу и подобию которого человек создан. И сегодня мы пришли для того, чтобы эту малую, несовершенную, но любовь – явить, исповедать пред Богом и пред теми, за кого мы пришли просить у Него, за кого мы хотим Его умолить.

Что значит умолить Бога?  Разве Любовь нуждается в том, чтобы ее просить быть любвеобильной? Нет. Мы своей молитвой не упрекаем Бога в том, что Он не любит нас; мы своей молитвой вовсе не говорим Богу о том, что Он сделал что-то неправильно – мы своей молитвой говорим Богу о том, что мы приносим глубочайшее покаяние пред Ним за то, что неправы, неполноценны, несовершенны; за то, что повреждены. Мы сожалеем пред Богом в любви, потому что нам совестно, ведь противоестественно: любя  –  отпадать от любви; ведь противоестественно: любя –  предавать любовь. И мы, понимая это и видя немощь естества, в смирении и кротости должны, можем припадать к Богу в молитве о наших близких и о прощении собственных грехов.

Мы сегодня собрались с вами в очередной раз в течение Великого поста. Позади почти две недели -  но это только лишь начало.  Но эта родительская суббота – она, наряду с прочими Великопостными установлениями и событиями, позволяет как никогда еще глубже почувствовать необходимость этого поста, необходимость этого воздержания хотя бы на короткое время, на малый срок – быть свободными от того, что постоянно нас подавляет; что постоянно владеет нами; что делает нас несвободными. Это короткое время, в которое человек может рвануться изо всех сил из тех оков, которые он сам себе в жизни создал и, расправив крылья души, вознестись естеством своим  к Богу, чтобы малым деланием послужить Ему.

И потому, как результат одной из недель: мы с вами собираемся в храме и молимся всей Церковью – и Небесной Торжествующей, и земной странствующей – исповедуя свою любовь к Богу и к ближнему. И в этом есть то малое исполнение главных заповедей, которые даны нам в Евангелии. Это малое семя, малый образ нормального, праведного бытия человека на земле.

Пусть эта любовь к Богу и любовь к ближнему никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах – не оставит наших сердец. Пусть идут времена, пусть проходят годы, пусть приходят беды и скорби, но пусть не придет такое время, когда в сердце перестанет быть любовь к Богу и к ближним – вот тогда наступит настоящий конец.

Мы сегодня с вами здесь и пред  Богом в молитве, от всего сердца обращаясь к Нему, можем дать Ему обещание - что не только остатки времени поста, но и остатки своей жизни мы будем проводить, не умножая зла, не давая злу права царствовать внутри нас и вокруг; делать все, что от нас зависит, чтобы звание христианина было не номинальным, чтобы оно было исповеданным жизнью; чтобы каждый удар сердца, каждый помысел, каждое деяние – было во славу Того, к Кому мы сегодня припадаем с молитвою.

В этот родительский день да подаст Милостивый Господь Своей благодатью и человеколюбием всем нашим усопшим сродникам, всем нашим усопшим знаемым, всем, в вере почившим православным христианам, Царствия Небесного и отпущения грехов их. Вам же, живым, да преподаст Милостивый Господь доброго здравия, долгоденствия и духовных благ.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
                



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье