Проповеди » 9 марта 2014 г.Воскресная проповедь.Торжество Православия

9 марта 2014 г. Воскресная проповедь. Торжество Православия



(Продолжительность 17:38)

                             С праздником, братья и сестры!

Сегодня в  первое воскресение Великого поста по традиции мы с вами празднуем Торжество Православия. Каждый год совершается это празднование и, наверное, у многих людей возникает вопрос: а в чем же собственно состоит это Торжество и что же все-таки мы празднуем?  

Вероятно, взирая со стороны на происходящее сегодня в мире, на происходящее сегодня с людьми, на происходящее сегодня в Церкви, многие с сомнением  слушают эти фразы  о Торжестве Православия. Многим кажется этот чин Торжества Православия, который мы сегодня совершаем, каким-то неуместным или каким-то обрядовым; каким-то ненаполненным тем жизненным пространством, в котором это моление должно быть утверждено. Много сегодня сомневающихся.  Много сегодня тех, которые критикуют и противостоят. Много сегодня тех, которые не верят и поносят веру Христову. К сожалению, так было практически всегда.

Еще в самом начале христианского бытия, когда только на земле начала распространяться и утверждаться Православная вера, было не легче. И первые мученики, которые принимали смерть лютую за веру Православную, они своей кровью выкупили нам право быть православными людьми, носить это высокое звание, исповедовать Христа Господа Иисуса - Богом Спасителем нашим; даровали нам возможность молиться во святых Храмах Божиих, в Церкви Православной.

Но после того, когда в начале IV века был издан эдикт, по которому христианская вера дозволялась, когда прекратились открытые и повсеместные гонения, тогда в Церковь хлынули разного рода люди, которые не очень хорошо понимали -  что такое христианство, что такое Православие и в чем состоит вера. Именно тогда, когда из числа язычников многие приходили   и крестились во имя Иисуса Христа, но большинство из них не понимало - что же есть веровать в Иисуса Христа, что же есть «облещись в Его», что же значит жить по Его Святым Заповедям. Много тогда пришло людей, которые номинально приняли христианство, но по сути своей остались язычниками.

Именно тогда началась проблема, которая родилась не где-нибудь в стороне, а именно среди церковных людей - когда те, которые пришли вновь в Церковь, не боясь гонений; когда уже не было смертельно опасно быть христианином, те, кто наводнили Церковь, стали вносить в ее внутреннюю жизнь некий разброд собственного мнения и использовать то, что было дано на благо духовного спасения, духовной жизни - использовать эти дары для других целей, совершенно неверных и неспасительных. Именно тогда возникли ереси и споры, по которым происходили многие Соборы и принимались важные решения. Именно тогда, в то время, образовалось монашество, образовалось из тех людей, которые не были согласны с тем, что Православную веру стали приземлять; были не согласны с тем, что мир хлынул широким потоком в Церковь и стал разбавлять своими заблуждениями веру Православную.

Именно эти отшельники, которые уходили от мира - уходили не для того, чтобы создать особую касту избранных, а для того, чтобы  сохранить Православие в чистоте; чтобы сохранить веру в том изначальном ее ключе, который принес Христос; чтобы избавить и уберечь ее от всех примесей греховного человеческого естества.

Было много  скорбей оттого, что люди неправильно относились к Святыням. Было много скорбей оттого, что люди привнесли в веру магизм и суеверие; оттого, что начали поклоняться не Богу Живому - а веществу, веря, что оно может помочь без Бога.

И долго бы продолжалось это, если бы верные Сыны Церкви не встали на защиту чистоты Православия, и если бы на VII Вселенском Соборе не было окончательно объявлено о том, что иконопочитание не является неправдой - а совершенно соответствует вере Христовой, Праведной, Святой, вере Православной; что в этом почитании нет никаких искажений, потому что этот Собор освободил иконопочитание от неверного языческого отношения к О́бразам.

Мы сегодня с вами вспоминаем времена, которые были окроплены мученической кровью именно за чистоту Православия, уже когда оно было принято повсеместно. Мы с вами помним о том, что после Собора, который прошел в Никее, понадобилось еще более полувека, чтобы окончательно прекратить раздоры. И только лишь в 843-м году успокоилась эта распря, и приняли окончательно постановление VII Вселенского Собора.  Так было в первые времена христианства.  Так поступали те, кто,  приходя извне в Церковь, не вкушали чистоты, а привносили свою грязь.

Было и в России подобное время, когда после октябрьского переворота была попытка искоренить веру и в нашей стране, и в нашем народе. И тогда снова полилась кровь мучеников, и тогда было много отступников; те, кто лгали Богу и ближним - не выстояли, не прошли испытаний. Но были и те, кого не удалось сломить; кого не удалось запугать -  кто был верен Богу до конца. И вновь было запрещено креститься; и крестили втайне, и крестили,  потому что знали, что за это могут постигнуть гонения и мучения - но крестили по вере.

Прошли те времена, и легли в землю мученики, напитав своей кровью российскую землю, по которой мы с вами ходим и на которой мы с вами живем. Прошли времена опасные, когда было страшно ходить в Церковь и страшно общаться с Богом в Таинствах. Теперь снова стало возможным прийти всем желающим. И снова, как в древние времена, в Церковь хлынул поток язычников, которые крестятся неизвестно во что, принимая веру по каким-то суеверным своим представлениям – как бы чего не вышло, на всякий случай; принимая Крещение не ради того, чтобы жить во Христе истинно, исповедуя чистоту Православия,  а для того, чтобы привнести в свой человеческий греховный мир некое ложное успокоение. И снова начали вносить в Церковную жизнь магизм и различную мистику, и различные ереси. И снова люди стали забывать о Боге. И снова стали поклоняться золотому тельцу. И снова начались распри. И снова начались раздоры.

 И вот уже новые гонители и новые хулители со стороны Церкви ищут причину своего неверия  оправдать. Они сочиняют басни и отрицают все то, что веками сложено и тысячелетиями укоренено, доказано, явлено, очудотворе́нно Свыше. Они дерзают воздвизать свой глас не только против Церкви и ее  полноты, но против Самого Творца и Создателя.

Сегодня снова те времена, когда нужно бороться за чистоту Православия, но бороться за эту чистоту Православия нужно не пафосными фразами, не собраниями и не лозунгами - нужно бороться праведной, святой жизнью. Каждый в состоянии сделать это внутри себя. И проповедь христианства, она состоит не в том, чтобы с высокой трибуны доводить до окружающих высоту нашей веры. Торжество Православия состоит не в том, что оно превзошло кого-то или кого-то в чем-то  унизило.

Торжество Православия в Истине, которую явил Сам Господь. И пусть «малое стадо» не боится, как сказал Господь, потому что, сколько бы верных ни осталось, пусть самое ничтожное количество – их правда на Небесах. И потому пусть нас мало и мы малые - Ангелы наши предстоят у Престолов Божиих. И тот, кто верит истинно - пусть не боится ничего: ни лжи со стороны, ни искушений изнутри. Пусть стоит твердо в своей вере, не сомневаясь, не шатаясь в ней, не отрекаясь, не отступая от нее.

Мы сегодня воспоминаем  Обретение главы Иоанна, Крестителя Господня. Мы говорим о праведнике, который, по словам Христовым, был больше всех, кто был рожден жена́ми.  Он был действительно тем, кто явил миру истинную жизнь в любви к Богу и любви к людям. Он даровал нам знание о том, что такое самоотречение ради чего-то Высшего, чем ты сам. Он показал возможности человеческого естества, преданного Богу, и научил нас, научил, дал нам знание, дал нам опыт для желающих проходить его -этой благочестивой, абсолютно преданной Богу жизни. Но Господь говорит, что если Иоанн Креститель выше всех живущих на земле, то в Царствие Божием самый малый больше, чем Иоанн (Мф., 11, 2-15).

О чем говорит Господь? Он говорит о том, что полнота Торжества, полнота Истины, полнота Неземной радости возможна только там, в Вечности, где царит Бог. С Ним единение дает эту неиссякаемую радость и не превосходящую ничем и никем высоту - высоту духовную, которая  не по человеческим меркам превозносит горделиво, а которая по Божиим меркам -  смиренно и свято дает благодать.

Сегодня мы с вами вспоминаем события, которые для нас с вами установлены Константинопольским Собором в 843 году – празднование Торжества Православия. И пусть сегодня те, кто не верует, ищут причины не веровать далее; ведь они всего лишь, порой не понимая того сами, создают иллюзию, находят себе причины, сочиняют себе какие-то обстоятельства, лишь бы не начать жить праведно, потому что праведно жить для человека языческого устроения - невозможно. Те, кто сегодня ругают Церковьони не знают ничего ни о Церкви, ни о Боге.

И меня удивляет то, что больше всех рассуждает о Церкви и вере тот, кто не имеет ни малейшего опыта жизни в вере и в Церкви. И пусть они говорят свою грязь, и пусть они производят свою клевету – мы знаем, что Бог Судья тем, кто творит неправду.

Мы сегодня собрались воздать хвалу Творцу, воспеть славу Господу Иисусу Христу, возблагодарить Его за то, что мы сподобились этой великой радости и благодати – быть православными.

И сегодня в этот торжественный, поистине торжественный день, когда большинство из присутствующих здесь приобщилось Святых Христовых Таин; когда большинство из тех, кто исповедует себя христианами, состоит на Великом посту ради спасения своей души и служения Богу - мы сегодня можем и должны явить Богу и миру свою преданность сердцами своими.

И пусть этот день ни для кого и никогда не будет номинальным и пустым, пусть этот день будет праздником не земным, не страстным, а святым, смиренным, благодатным. Пусть этот праздник будет праздником каждой души, любящей Бога. Пусть этот праздник никогда не оставляет сердец, верных Христу. Пусть память о Торжестве Вышней Силы, о  Торжестве Небесного Православия будет с каждым из нас, чтобы в нашей земной жизни, памятуя об этой Святой Торжественности, мы не преступали законов Божиих и ни в чем не предавали Бога.

 Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, молитвами Его Пречистой Матери, Крестителя Господня Иоанна, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных Отец наших, молитвами Церкви Святой, да укрепит и благословит вас Господь на дела благие и правые во славу Православия, во славу Троицы Пресвятой, Церкви Православной.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье