Проповеди » 2 марта 2014 г. Воскресная проповедь.Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

2 марта 2014 г. Воскресная проповедь. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье



(Продолжительность 17:17)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, вот мы с вами и подошли к началу Великого Поста, и сегодняшнее воскресение в преддверии великопостных дней для нас с вами является особым днем, потому что этот день завершает наше ответственное предуготовление к постовому деланию.

Сегодняшнее воскресение называется Прощеным. И не только потому, что в этот день принято просить друг у друга прощения для того, чтобы в мирном состоянии духа вступить в череду постного делания. А еще и потому, что прощение является, ну, наверное, одним из самых главных и необходимых для человека в жизни духовной состояний, без которых невозможно никакое доброе делание.

Потому сегодня и в Евангелии (Мф. 6, 14-21)  нам с вами говорят о том, что если мы не прощаем ближним нашим, то и Отец наш Небесный не простит нам наших согрешений. Ведь способность прощать на самом деле очень трудно дается человеку. Дается она трудно, потому что сам-то человек не против, чтобы его простили. Даже, наверное, очень хочет, чтобы все относились к нему по-хорошему, по-доброму и принимали его таким, какой он есть; не предъявляли ему сверхмерных требований, не выставляли каких-то сверхособых долгов. Но вот сам человек, в свою очередь, с трудом может относиться правильно к тому, что происходит в отношении его самого. И поэтому у многих людей в сердце затаена обида. Затаена не просто часто обида,   а даже ненависть, возможно, на тех, кто когда-то их обидел или каким-то образом поступил с ними неправильно, по их мнению, несправедливо.

И вот для того, чтобы человеку начать духовную жизнь, для того, чтобы эта духовная жизнь имела пользу и благостное продолжение, вот от всех этих долгов, которые мы с вами не можем простить своим ближним, необходимо освободиться. Ведь все прекрасно знают, что нельзя приступать даже ко Причастию, если ты с кем-то не примирился. И потому в молитвах перед Причастием мы говорим о том, что если ты имеешь на кого-то обиду, то ты должен сначала с ним примириться. Или если ты обидел кого-то, то тоже должен это сделать.

Потому нам и говорит Священное Писание: если ты пришел к алтарю принести дар твой и у тебя есть на кого-то обида, или ты кого-то обидел – оставь свой дар, пойди прежде примирись с тем, кого ты обидел или на кого обижен, и потом только принеси свой дар. Поэтому для нас с вами само прощение, оно важно во всякий день нашей жизни. Потому что если, как уже сказало нам Священное Писание, не умеем мы прощать, то мы не умеем принимать прощение от Бога и не умеем принимать прощение от людей. Потому что человек, который сам не умеет прощать, он и не верит в то, что окружающие способны к этому. И когда другой человек подходит и пытается примириться с кем-то из нас,  часто возникает подозрение, необоснованное подозрение на то, что это все лишь лукавство или какое-то наигранное, неискреннее состояние.

Именно потому так человек и судит об окружающих, что сам не имеет этой добродетели прощения. Ведь что такое: простить? Даже в самом слове слышится вот это понимание – сделать все проще, сделать все естественнее, сделать не искусственно усложненным так, как это делает наша гордыня, которая все время вводит нас в искушение, в какое-то особое  состояние постоянной культивации вот этих вот внутренних псевдопроблем. И часто человек создает, как говорится в мирской поговорке, «из мухи слона», потому что своя гордыня не позволяет ему трезво и правильно взглянуть на то, что с ним происходит.

Когда же возможно прощение? Когда действительно можно простить? - Когда будешь сам прост, когда упростишь свое естество, когда отступит власть гордыни безмерная, которая внутри управляет человеком. И когда ты сможешь понять, что в этом проявлении к тебе нет никакого зла и вреда; когда ты научишься разделять человека и грех; когда ты увидишь, что человек мучим грехом; и не человек плох, а плох тот грех, который мучает человека.

Как это можно понять? Только испытывая и понимая самого себя, когда ты сам понимаешь мучение  греха; когда ты сам понимаешь, как ты хотел бы быть иным, но этот грех не позволяет тебе стать таковым, потому что он мучает тебя и не дает тебе воли и свободы стать иным.

Когда возможно прощение? Только тогда, когда человек видит в попущении происходящего волю Божию. Когда человек понимает, что ничего в жизни не происходит просто так. И если это совершилось в отношении нас, как бы мы к себе не относились, значит это действительно только так и могло бы быть. И это связано в первую очередь с нашим духовным состоянием, с тем, какие мы изнутри. Но также это может происходить и потому, что в Промысле Божием заложена забота не только о нас лично, но и о тех, кто участвует в общении с нами.

Потому нам и сказано – простить необходимо. Если человек не простит, он не сможет принять дар прощения от Бога. У него не будет того инструмента духовного, которым можно будет с Небес предъявляемое, предлагаемое как дар от Бога прощение принять.

Мы все хотим быть прощенными. Именно потому Священное Писание и учит нас, что с другими нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И поэтому, если хочешь быть прощенным, хочешь быть спасенным - научись прощать сам.

Ибо мы понимаем, что не прощение – это значит не разъединение со злом. Это значит оставление зла самому себе. Но зло и Бог – вещи несовместимые. Поэтому человек непрощающий не сможет начать свой путь к Богу и соединиться с Ним.

Сегодня в Священном Писании нам говорится также о том, что пост – это не показуха. И это делание совершенно не для людей, которые нас окружают. И не для Бога это делание. Это делание не для того, чтобы всем явить себя постящимися, изобразить из себя праведника и подвижника. Пост нам дан для того, чтобы никто не видел, что мы постимся, потому что это тайна духовного делания. Это тайна, которая ведет нас с вами к единению с Богом. И поэтому Священное Писание говорит: «Если ты будешь совершать деяния свои благие втайне, то Господь воздаст тебе явно».

Мы сегодня говорим о том, что пост - это не какая-то вынужденная мера, это не то, что нас принуждает кто-то сделать. Пост – это добровольное, осознанное, а главное – желаемое состояние. Состояние, которое приводит человеческую душу в стремление к свободе; в стремление к свободе от греха, который  над ней непрестанно действует.

Почему это стремление возникает? Потому что душа человеческая понимает, должна понимать, что это давление из греховных страстей, которые постоянно действуют на душу, не позволяет человеку быть ни разумным, ни сердечным, добрым, ни духовным. И поэтому вот это противление греху и призывает человека к вступлению в пост - особое и осознанное делание не для Бога, не для ближнего, а для спасения собственной души, попавшей в беду, страждущей, изнывающей, плачущей и  скорбящей под тяжестью греха, не могущей часто реально видеть происходящее и понимать случающееся именно потому, что задавлена этим жестоким и бездушным камнем, который является грех.

Почему необходима эта борьба? Потому что каждый знает, что грех – это то, что отнимает у нас Бога, то, что делает нас безбожниками против нашей воли.  И если мы не воспротивимся греху, мы не сможем быть с Тем, к Кому стремимся, если, конечно, наше стремление к Богу.

Посему нам сегодняшнее Евангелие и говорит: «Если ты постишься – не поступай, как лицемер». Не являйся пред людьми с помраченным лицом, говоря: «У меня ведь пост». «Являйся людям с умытым лицем, - говорит Евангелие, - с помазанной главою». Что это имеется в виду? Это имеется в виду, что никаким образом человек не должен выдавать свое тайное делание в подвиге поста никому из окружающих.  Ни в коем случае не нужно бахвалиться и ни в коем случае не нужно всем об этом сообщать, утверждая свое самолюбие, что вот: «Да, обратите внимание, я не фунт изюма -  я пощусь».

Нам Священное Писание говорит о том, что «помазать главу свою» - это означает елеем благословения Божиего освятить наш разум, чтобы мы с вами не были безумными, чтобы вот это намощение благодатию Святаго Духа отрезвляло наш рассудок и позволяло быть духовно мудрыми, иметь дар духовного рассуждения и смиренномудрия.

А что значит «умыть лице свое»? Это означает отмыть наше неправильное видение, омыть наши глаза правдою Божией. Открыть их ради Христа на этот мир и на наших ближних, чтобы не было места лжи, которую мы видим искусственно глазами, «не умытыми Духом Святым». Глазами, которые нам с вами заменяет темная сила, заставляя смотреть нас своими глазами на мир. Чтобы этого не было, нас призывает Священное Писание сегодняшним днем при вступлении в делание Великого Поста доделать то, что мы еще не успели внутри себя - исправить свое понимание и чувствование.

Господь нам говорит о том в Священном Своем Евангелии, что «не нужно собирать сокровищ здесь, на земле». Потому что эти сокровища все тленны. Они все исчезнут, сгинут, превратятся в прах, от них не останется ни следа, ни памяти. Нас призывают собирать те сокровища, которые на Небесах. И как часто из-за этих мелких, земных псевдосокровищ происходят войны, происходят распри, происходят преступления, происходят ссоры. Человек из-за того, что закончится вместе с его неправедным путем, готов уничтожать вокруг себя все и вся.  И в этом – ужас неправды человека без Бога.

Сегодня Господь говорит нам о том, что есть не какие-то оторванные от понимания человеческого ценности. Он говорит нам о том, что мы призваны совершенно к другому - не для того, чтобы есть, пить и веселиться призван человек. Потому Священное Писание нам и говорит в притче о безумном богаче (Лк. 12, 16-21), обращаясь к нему: «Безумный, если в ночь сию истяжут душу твою, кому все сие достанется?».

Но человек по-прежнему старается собирать земные богатства. Ради чего? Кого ради он стремится к этому деланию? Забывая о том, что сам он, человек, рожден на эту землю не для того, чтобы прикрепить себя к ней. Напротив, человек рожден на эту землю для того, чтобы обрести крылья свободы. Для того, чтобы в делании своем, в бытии духовном обрести равноангельское состояние, которое позволит постичь высоту, чистоту и святость тех ценностей Божиих, от которых мы все сегодня, к сожалению, так далеки.

Мы не можем ценить Божиего добра. Поэтому мы далеки от этих Небесных Таинств, от этих доброт Небесных далеки. Поэтому не можем собирать сокровища Небесные, потому что наше греховное устроение приковало нас, как цепями, к этой временности и бренности.

В сегодняшний день Евангелие взывает к нам: «Опомнитесь, люди, помните – где ваше сокровище, там и сердце ваше». Не прикрепляйтесь к земному, иначе останетесь без Бога вечно. Вы будете ввержены туда, куда будут ввержены все неправды. Не прикрепляйтесь к обидам, не прикрепляйтесь ко лжи, иначе ваша душа и сердце останутся с ними навечно.

Пусть ваше сокровище будет в Иисусе Христе Господе нашем, потому что в Нем вся полнота. В Нем все то, что нужно человеку. В Нем сама жизнь. И если человек ценит жизнь и стремится жить, он должен, может свое сердце вручить Богу как то, что Ему принадлежит. И в этом единении с Ним, в это искреннем акте личного предания себя в руце Божии, личной преданности Ему, человек обретет все те ценности, о которых и говорит Священное Писание - нетленные, которых никто не может украсть никогда, даже отнимая жизнь, не могут отнять этих ценностей Небесных у человеческой души.

Сегодня Прощеное воскресение. Оно называется так для того, чтобы мы поняли, как важно быть прощающими, как важно быть простыми, как важно быть людьми нестяжательными, людьми, стремящимися в вечность, понимающими смыслы истинной жизни человеческой.

И пусть сегодняшний день будет не формальным для каждого из нас, не номинальным, не каким-то искусственным обрядовым деланием, а духовным, сердечным, разумно понятым. Чтобы каждый из вас, преклоняя главу и испрашивая прощения друг у друга, был искренен настолько, насколько позволяет сегодняшний день его естества. Пусть сегодняшнее ваше «прости!» пред Богом и ближним будут по-настоящему желанием стать другими, измениться, стать Божиими не на словах, а в жизни своей.

И дай вам Бог в  этот воскресный день крепости и сил, и благословения Божиего вам на делание Великого Поста. Пусть этот путь, несмотря на его сложность и искушения, будет для вас полезным и спасительным. Я не знаю, будет ли для нас еще один пост. Все наши судьбы в руцех Божиих.  Но если нам Господь благословил вступить в этот, нужно постараться пройти его достойно, во славу Божию.

И да сохранит вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье