Проповеди » 23 февраля 2014 г. Воскресная проповедь. Неделя о страшнем суде

23 февраля 2014 г. Неделя о Страшном Суде. Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.



 (Продолжительность 15:43)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
 
Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день называется Неделей о Страшном Суде. Наверняка многие из нас слышали это словосочетание, но думается, что реально -  что это такое, совершенно не многие себе представляют. И почему, собственно, этот Суд, который предстоит каждой душе человеческой, называется Страшным?
 
Во-первых, вы сами все прекрасно понимаете, что человеку страшен любой суд: будь это земной, а уж тем более, если это Суд Божественной Истины. Просто это связано с тем, что человек по своей натуре, скажем так, самолюбив. И от этого всегда старается оправдать себя и уклониться от ответственности. И поэтому человеку страшно не только будущее, но даже и настоящее. И вот когда человек совершает некие проступки на земле против закона гражданского, он естественным образом боится суда человеческого. Но суд человеческий от Суда Божественного отличается, как сказано у Отцов Святых, «как небо от земли». И потому для нас с вами страшен Суд Божий все же не теми критериями, которыми мы с вами измеряем земную жизнь.

А почему же он все же страшен? Ну вот посудите сами: человек, живущий земной жизнью -  обыкновенной, обыденной, вседневной, заботящийся о каждодневных проблемах, разве он сегодня памятует о том, что его ожидает в Вечности? Вот спросите сами себя: насколько часто вы в жизни вспоминаете о том, что вам придется предстать пред Нелицемерным Судиею, что вам придется предстать душой пред Самим Богом. И вы сами себе можете ответить, что, к сожалению, либо вы вовсе об этом не вспоминаете, либо вспоминаете об этом крайне редко.

А знаете почему так устроены? Потому что человек решает идти самым таким простым, греховным, но простым путем. Оттого и атеисты существуют, оттого и богохульники существуют, и еретики. Потому что им проще завуалировать свой страх мнимым неверием. Им проще говорить о том, что Бога нет, или все, что мы проповедуем - это выдумки. Но это  на самом деле - от страха ответственности. Им проще сказать, что ничего нет, чтобы не думать об этом страхе, чтобы этот страх не мешал жить.

Но что же это за страх такой? Почему, собственно, душа человеческая боится этого Суда? Казалось бы, ведь для каждой души встреча с Богом – встреча желанная. И по идее, по своему устроению  христианская душа должна этого ждать, желать больше всего на свете. И тем не менее мы говорим о Суде Страшном, потому что душа человеческая повреждена грехами, потому что душа человеческая приросла к земле. И если человеческая душа не живет категориями Истины Божественной, если еще здесь, на земле, душа человеческая не понимает того, что означает благодать Божия и как это – пребывать с ней, то, конечно же, душе человеческой страшно думать еще о каком-то варианте жизни, кроме земного.

Оттого так мало среди нас по-настоящему верующих людей.  Оттого так мало среди нас тех, кто согласен служить Богу и служить ближнему, а не жить ради себя и ожидать, чтобы служили ему: и Бог, и ближние. В том-то и дело, что душа человеческая, чем больше она приземлена, тем страшнее ей расстаться с земным. Ну потому что она не представляет: а что же ожидает ее там, в будущем? И что же такого ценного может быть там, за пределами земной жизни, если все самое дорогое у человека только на земле? Страшно душе и человеку думать о том: «А как же я буду жить без своих любимых грехов? А как же я буду жить без своих любимых предметов, занятий, попечений?». И поэтому страшен этот Суд для человека.

Страшен он также еще и потому, что всякая душа, отделяясь от тела, предстоит пред Богом в Его Божественной Славе, в Его Свете. И этот Свет просвещает каждую душу насквозь. И там уже не удастся ни оправдаться, ни спрятаться, ни скрыться. Потому что в этом Божественном Свете, как при Божием дне, будет очевидна как на ладони вся человеческая жизнь со всей ее грязью, ложью и со всеми ее грехами.

Почему страшно душе узнать о том, какова она на самом деле? А потому что самолюбие человеческое привыкло же себя оправдывать, ублажать, жалеть. И поэтому человеку часто не хочется жить духовной жизнью, потому что духовная жизнь обязывает узнать себя и свою душу во грехах до момента, пока она отделится от тела.
И каждому из нас дана такая возможность в православной христианской вере. Изменяя себя, узнавая свою душу, признаваясь самому себе в своих несовершенствах, принося Богу покаяние, человек может успеть познать самого себя, многое изменить с Божией помощью. И тогда душа, представшая пред Богом, хоть и будет трепетать, но не будет лживой пред Богом.

Сегодня в Евангелии (Мф.25, 31-46) мы слышим о том, что говорит Господь по поводу того, каким образом будет происходить это разделение на праведников и неправедников. Господь призывает встать справа от Себя тех, кто, как Он говорит, Его накормил, когда Он был голоден; напоил, когда Он жаждал; одел, когда Он был наг; посетил Его в больнице, когда Он страдал от болезней; навестил Его в темнице, когда Он там находился. И эти люди, которых Он поставил справа от Себя, обратите внимание: они удивлены. Они говорят: «Господи, да не было такого. Когда же мы Тебя накормили? Когда же мы Тебя напоили-то? Когда одели, посещали где?». Люди не делали этого ради того, чтобы что-то за это получить. И поэтому они, как праведники, и удивлены: «Собственно, за что?». А Он говорит: «Если вы сделали это единому из малых сих, из ближних своих, вы сделали это Мне».

 О чем же говорит Господь? О каких таких тайнах говорит нам Господь, которые достаточны сами по себе, чтобы наследовать Небесное Царствие и быть с Ним, быть одесную Бога? Оказывается, нужно просто исполнять Заповеди Любви. Но что значит: «посетить человека в темнице, в больнице»? Что значит: «накормить голодного»? Что значит: «напоить жаждущего»? Это не просто какое-то единичное движение. Это не какой-то поступок, который призывает из гордости человека совершить недобрая сила. Это образ жизни служения ближнему. Это - когда человек живет в своей жизни, служа́. Господь говорит о служении.

 Каждый, кто хочет свою душу управить в Царствие Божие, служит Богу и в любви этой Божественной служит ближнему. Потому что настоящий праведник не может есть, когда кто-то голоден; не может спокойно спать, когда кто-то без дома; не может одеваться в дорогие одежды, когда кто-то раздет. У настоящего праведника душа устроена иначе. Именно потому Господь и определяет их быть рядом с Собою. Потому Он назвал их «верными овцами стада Христова». А тех, других, назвал «козлищами».

Почему же Он не принял тех, которые не накормили и не напоили ближнего? Почему же Он не принял тех, которые не посетили людей в темнице или в больнице? Что же, они были плохими людьми? Что в них было не так? В них было не так только одно – им был не нужен Бог, а поэтому им был не нужен и ближний. Они не могли служить Богу, поэтому они не могли служить и ближнему. Потому что они сделали богами себя и жили так, что вся их жизнь - это было служение самому себе. Более того, они требовали этого служения и от Бога, и от ближних. Поэтому они не могут быть с Богом, потому что они Его еще не приняли на земле. Они не приняли критерии Божественного добра и не смогли стать служителями Бога здесь. Господь говорит в Евангелии: «Тот, кто хочет быть служа́щим вечно Богу, должен уже здесь, на земле, научиться этому служению». Не служению своей гордыне, своим желаниям или мечтаниям, а служению Заповедям Божиим, которые направляют душу человеческую, все человеческое естество в Царствие Небесное.

Мы сегодня говорим о Страшном Суде, говорим в день памяти святителя Тихона, потому что вчерашний день был родительским. И мы не могли совершать ему службу. Потому мы воспоминаем его сегодня. Сегодня день памяти перенесения его святых и многоцелебных мощей. Так вот, святитель Тихон был поставлен Патриархом в самые страшные и смутные времена, когда практически все изменили правой вере. И он практически в одиночку благословением Божиим отстоял, собрал тех соратников немногих вокруг себя. И в молитвах, и праведных трудах не побоялся обличать зло и неправду, не побоялся придать анафеме нечестивый строй большевистский, лицемерный и лукавый, который предлагал людям ложь. И сегодня мы воспоминаем его как нашего покровителя.

И я вам должен сказать, что когда обретали его святые мощи, в этот день свершился пожар в этой обители. И это было знамением того Страшного Суда, который ожидает всех, кто прикасается не только к Богу, но даже к святым Его. Потому что это прикосновение накладывает на нас великую ответственность. И каждый, кто думает, что мы можем праздно болтаться, участвуя в каких-то церковных службах и мероприятиях, и всё, и на этом всё заканчивается - ошибается. Потому что любое прикосновение Божественной благодати к нашему сердцу  обязывает его  быть взаимным. И если этого нет - мы сами себе творцы своего страшного суда.

Суд страшен именно потому, что то зло, которое сегодня в сердце человеческом живет, если оно не будет изгнано вон, во время этого обличения пред Господом не выдержит этой Правды и возненавидит ее, и умножится во много крат это зло. И тогда человек превратится из человека в подобие беса. Чтобы этого не случилось, нам Святая Церковь, Святое Евангелие сегодня говорит о том, что мы можем еще сделать и что можем еще успеть.

И кому не все равно, что происходит с его душой, пусть услышит Евангельские строки. Пусть встрепенется, опомнится, одумается, пока еще не поздно. И все же поймет: жизнь одна - земная, переходящая в Вечность. И не будет иного шанса, не будет иной возможности.

Пока еще не поздно, пока бьется еще сердце, пока ноги наши осязают эту землю, мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы встреча с Богом в Вечности была радостной. И чтобы мы боялись только одного – что наша любовь несовершенна и недостаточна. И не было бы иного страха,  только страха недостоинства, и несовершенства. Мы не должны быть привержены греху и служить ему. Мы обязаны быть привержены Богу и Богу служить.

В этот воскресный день, когда мы с вами приуготовляемся к Великому посту, который наступит практически через неделю, каждому из нас есть повод еще раз задуматься, еще раз успеть помыслить о том смысле жизни, который дан нам, когда мы с вами благословлены этой земной жизнью. Давайте не будем нерадивыми и постараемся принять от Бога то благословение, которое способно спасти нас. Только нам нужно быть верным этому благословению.
 
Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье