Проповеди » 15 февраля 2014 г. Сретение Господне

15 февраля 2014 г. Сретение Господне



 (Продолжительность 15:17)
 

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Праздником – с Праздником Сретения Господня!

Этот Праздник для нас с вами имеет значение непосредственной встречи с Самим Господом Иисусом Христом. Мы сегодня с вами за Божественной Литургией читали отрывок из Евангелия (Лк. 2, 22-40), в котором повествуется событие, когда Господь Иисус Христос Своею Пречистою Матерью был по Закону принесен во храм Господень для того, чтобы быть посвященным Богу. И праведный Симеон, старец, который много лет ожидал этой встречи, принимает Богомладенца Иисуса Христа на свои старческие руки, в свои объятия и с радостью восклицает всем нам хорошо известное песнопение, которое мы с вами на всякой вечерне исполняем: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

И мы с вами сегодня тоже, как и праведный Симеон, сподобились этой встречи с Господом нашим Иисусом Христом. Он уже пришел к нам для того, чтобы больше с нами не разлучаться; для того, чтобы остаться в нашем сердце навечно;  для того, чтобы больше ни в этой жизни, ни в Вечности мы никогда не были порознь.

Но не все зависит, как оказалось, от Любви Божией, потому что не всякий эту Любовь Божию способен принять и не всякий способен ее сохранить.

Сегодняшний человек, как и во времена прежние, во множестве своем остается чуждым благодати Божией, остается не понявшим смысла воплощения, вочеловечения Господа. И сегодняшние люди часто так же далеки от Господа Иисуса Христа, как и все те, которые жили в большинстве своем во Иерусалиме во времена праведного Симеона.

Это он, праведный старец, многие годы ожидал обетованного Духом Святым – этой встречи, которая для него была главной в жизни; этой встречи, которую ждали все праведники – все, ожидающие правды Божией.

И вот, когда встречает Господа праведный Симеон, он говорит, что «Сей лежит многим на восстание и многим на падение». Отчего произносит старец эти слова? – Потому что ему, как праведнику, сподобившемуся принять на свои руки Младенца Иисуса, было открыто, что не все смогут вместить эту Божественную Истину. Многие так и останутся, к сожалению, в стороне от нее, многие так и не смогут сердцем своим, разумом, душою принять это благословение. И поэтому не смогут соединиться с Богом, не смогут с Ним встретиться и посему, в несчастье своем пребывая, так и не осознают ни истинный смысл жизни, ни Истину, которую являет Собою Господь.

Я бы не хотел, чтобы мы с вами уподобились этим людям. Я бы хотел, чтобы мы с вами поняли, что встреча со Христом – это главная встреча в жизни каждого человека, без которой эта наша жизнь теряет смысл, становится пустой и ненужной. Хотя многие так до сих пор и не понимают, в чем же смысл этой благодатной встречи, этого благодатного единения.

Она состоит как раз в том, чтобы единожды соприкоснувшись с этой неизреченной светлой Благодатью, которую дает нам Господь, поняв ее, укоренив в своем сердце, служить этой Правде Божией, этой Благодати Святой всю свою сознательную жизнь. И служение это заключается в том, чтобы никогда и ни в чем не отступать от Правды Божией, чтобы никогда и ни в чем не предавать Добра Божиего, чтобы никогда и ни в чем не становиться рабом не Божиим.

Но сегодняшний день констатирует печальные факты. И мы сегодня, пребывая в храме Божием, заглянув в свое сердце, можем увидеть, что мы все-таки далеки от осознания того, что же поистине значит принять Бога, что же поистине значит быть с Ним нераздельно.

Вот мы наблюдаем ситуацию, когда многие люди приходят в храм для того, чтобы поклониться Святыне. И многие люди излагают свои мечты или желания в письменном виде и оставляют их здесь, в храме, и, к сожалению, встречаются такие случаи – и не единичные, а их очень много – когда в этих письменных своих чаяниях звучит примерно следующее: «Я хочу, чтобы было так-то и так-то… Я прошу, чтобы у меня было то-то и то-то… И пусть будет так и никак иначе». И сердце охватывает печаль от осознания того, что многие люди живут – и как бы не живут; в разуме – а как бы в безумии; вроде бы понимают все, но не понимают главного – разве можно заставить Бога служить себе? Разве можно сделать Его, Создателя и Творца Вселенной, всего видимого и невидимого, служителем твари? Разве можно Его поставить в зависимость от наших желаний и от наших требований? – Это по меньшей мере невозможно.

Но это ведь не простые заблуждения. Это позиция жизни тех, кто так и не встретился с Богом. Это позиция жизни тех, кто стал Богом сам для себя. И это печальные факты нашей сегодняшней действительности. И мы, как бы ни хотели чувствовать себя христианами, не можем понять главного порою – что христианство состоит не в каких-то конкретных телодвижениях и даже не только в глубине знания о жизни, а главное – христианство состоит в преданности Богу, которая является и Богу, и людям во смирении и кротости, в той самой Любви, которая направлена не внутрь себя, а всегда вовне, наружу.

Мы, конечно, хотим от ближних, чтобы они были праведниками, и мы часто обращаемся к другим с претензиями по поводу того, что они не совершенны в отношении нас. Это все связано с тем, что мы часто не видим себя, но видим других. И не понимаем, что видение греха другого – оно не дает нам ни знания, ни опыта, ни смысла в жизни, но повергает нас только лишь в грех суда, когда мы берем на себя дерзновение судить кого-то вместо Господа.

Когда человек находится в этих заблуждениях, ему очень трудно понять, в чем же они состоят, эти заблуждения. И неимоверно трудно достучаться до человеческого сердца, докричаться до человеческого разума, которые убеждены в своей правоте, которые убеждены в том, что не может быть иначе и что вся правда – в их желаниях и в их стремлениях. И это тоже несчастье тех, кто находится в этом состоянии.

Это означает, что, не познав Бога, не познав Его Истину, не познав Свет Его Благодати, непросвещенным невозможно думать и чувствовать праведно.

Что означает встреча наша с вами с Господом? Эта встреча может перевернуть всю нашу жизнь. Но многие из нас так и бегают от этой встречи, так и уклоняются, так и боятся взглянуть в глаза Господу, Который взирает на нас со Креста. Многие из нас хотят разделить Славу Божию. Многие из нас хотят Царствия Божиего. Многие из нас хотят этого Царствия Божиего уже здесь, на земле, в наслаждениях и радостях, свойственных ей.

Но абсолютно никто, за редким исключением, абсолютно никто не хочет быть причастным Его подвигу, Его Жертвенной Любви, которая принесла Себя во очищение и освобождение каждого из нас. Почему же так? Почему же мы не можем услышать слова Христа, Который говорит, что необходимо отречься от себя, чтобы следовать за Ним. Это Он говорит тем, с кем Он встретился, чтобы больше не потерять ориентира, чтобы больше никогда не расстаться с Богом. Он говорит, Он советует, Он просит: «Оставь свои заблуждения, оставь свой вымысел, оставь свою гордыню, которая тебя пьянит и обманывает, следуй за Мной, и Я приведу тебя туда, где действительно твое место, где действительно та жизнь, в которой ты поймешь, что живешь». Там не будет лишнего; там не будет той пыли, которая нас сегодня с вами завалила, и мы не видим за нею главного; там не будет тех искушений, которые сегодня над нами действуют и над нами царствуют.

Если мы хотим освободиться от зла и если нам важно стать светлыми, добрыми, праведными людьми, мы не можем этого сделать без Господа и не можем этого сделать, не ходя за Ним, а значит, нам необходимо забыть о себе.

Что значит «забыть»? Люди часто пугаются этих слов, не понимая, как можно жить на земле иначе, как заботясь о самом себе. Что еще может представить сегодняшний человек в своем разуме? – Это несложно понять. Если человек перестанет смотреть наружу критически, а вовнутрь – с любовью, а сделает наоборот: если он станет смотреть вовнутрь критически, а наружу – с любовью, тогда произойдет то самое начало отречения от себя, которое необходимо для того, чтобы пойти за Богом и не потерять Его.

Праздник… Мы сегодня с вами под сводами храма. Я не поверю, что кто-то лицемерит, придя сюда. Я могу предположить, что кто-то не до конца понял или не до конца знает. Именно потому обращаюсь к вам: встреча с Богом – она не бывает случайной или на время. И если она произошла в вашей душе, если состоялась в вашем сердце, не теряйте этого блага, потому что это – Высшее благо в вашей жизни, это – сама ваша жизнь.

И в этот Праздник Сретения Господня пусть Господь будет не Гостем, а Жителем вашего сердца. Пусть ваше сердце по милости Божией и Его благодатью и благословением станет храмом Духа Святаго. Пусть вы, живущие на земле, принявшие благодать этого Святаго Духа, сможете стать светильниками любви и веры, которые будут просвещать наш греховный никчемный мир, пропадающий в темноте греха.

В этот день пусть встреча с Божественным Младенцем, которая сегодня нам с вами озвучена в Евангелии, которая состоялась для старца Симеона, такой долгожданной, такой необходимой встречей станет для каждого из нас. И пусть эта встреча станет тем самым главным, основополагающим в жизни каждого из нас, и пусть она никогда не прекратится, пусть длится вечно и на этой земле, и в жизни будущей.

С Праздником вас, братья и сестры!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

 



 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье