Проповеди » 2 февраля 2014 г. Воскресная проповедь. Мытарь Закхей.

2 февраля 2014 г. Воскресная проповедь. Мытарь Закхей.



 (Продолжительность 18:18)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день за Божественной Литургией мы снова с вами слышим рассказ о некоем Закхее в первом отрывке Евангельском (Лк. 19, 1-10), и во втором вновь Господь обращается к нам с Заповедями Блаженства.

Неоднократно мы уже слышали эти отрывки из Евангелия и с вами мы разбирали, о чем и о каком смысле нам здесь говорится, что мы можем вынести для себя из этих отрывков Священного Евангелия.

В одном из них говорится о том, как человек жаждал видеть Иисуса и, несмотря на свое неправедное устроение, жизнь и труды, которые он проводил, тем не менее он все же преодолел все сомнения, страхи и смог обрести благословение от Бога.

Во втором отрывке мы слышим с вами призыв к тому, что необходимо сделать тем, кто желает быть с Богом вечно.

И вот каждый раз, когда мы читаем эти отрывки из Священного Писания, становится несколько грустно. Грустно вот по какой причине: во-первых, величие тех Слов, которые предлагает нам Священное Писание, настолько превосходит наше человеческое разумение, что и предположить нельзя, что мы можем до конца проникнуть в их абсолютную тайну. Печально также и оттого, что много слышащих Священное Писание, но мало делающих его.

И по каким же причинам происходит такое? Почему люди вроде бы имеют некое отношение к вере, об этом говорят открыто, не стесняясь, называют себя православными христианами, исповедуют Христа Господом, веруют в Пресвятую Троицу, посещают Божественные службы, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но при этом не исполняют Евангельских Заповедей?

Это несколько не просто странно, а неприемлемо, потому что не может быть чуть-чуть христианина, а чуть-чуть антихриста, и не может единиться в одном человеке желание быть с Богом и желание греха одновременно.

И вот Заповеди Блаженства, которые постоянно мы слышим, читаем, но, видимо, не разумеем – они как раз и призывают человека к тому деланию, к той жизни, в которой не будет места служению злу, в которой не будет места служению греху, в которой не будет места служению темной силе.

Но… что же для этого нужно сделать, чтобы это служение состоялось? И вот здесь начинаются самые большие трудности – серьезные трудности. Они связаны с тем, что исполнение заповедей, жизнь во Христе – она всегда связана именно с тем, что человека призывают к самоотвержению, скажем так, к перемене и пересмотру своих основных смыслов жизни, своих основных ценностей. А для этого, как известно, необходимо не просто перерождение духовное, которое совершается в Таинстве Крещения, но еще и труды внутренние по осознанию этой ответственности и исполнению ее в жизни.

Заповеди говорят нам о том, что мы должны меньше думать о себе, мы должны помнить о том, что есть гла́вное в нашей жизни, но мы почему-то делаем главным в своей жизни себя и тем самым удаляем себя и от Бога, и от желания быть с Ним, и от способности исполнить то, что нам Господь заповедовал.

Что же такое «заповедовал»? Как понять – «заповедь»? – Это Отеческое наставление любимым чадам. Когда мы с вами воспитываем своих детей, то мы их предостерегаем от тех опасностей, которые их могут подстерегать в жизни, которые могут их повредить или, не дай Бог, нанести непоправимые увечья. Мы, когда воспитываем своих детей, запрещаем им что-то, говоря: «Вот, будь осторожен, аккуратно обращайся», – скажем, – «с электричеством, не подходи близко к открытому огню, не бери острые предметы» и прочее. Мы предостерегаем своих детей от опасностей, чтобы они себя сами по своему несовершенству и малолетству не повредили.

А вот Господь Бог даем нам с вами, как чадам Своим, эти заповеди, эти предостережения, которые, если мы понимаем, могут уберечь нас от повреждений духовных – оттого, что мы превратимся из людей, которые созданы по образу и подобию Божиему, в нечто противное этому.

И вот в этих заповедях Господь как раз и говорит нам о том, что для человека, живущего миром, вот земными какими-то интересами, очень трудно воспринимается. Когда говорит Господь в заповеди Своей о том, что «блаженны нищие духом», человеку становится не по себе, потому что он изначально так устроен, что в самолюбии своем он уже, в принципе, не готов к этой заповеди. Потому что о какой нищете может идти речь, если все усилия каждого живущего на земле направлены в противоположную сторону – если все стремятся к благополучию, если все стремятся к богатству, к достатку, к комфорту, к безмятежной покойной жизни. О какой нищете духовной может идти речь?

Но надо понимать, в чем состоит духовная нищета. Духовная нищета состоит в осознании того, что́ ты являешь пред Богом на самом деле.

Человек о себе мнит очень много. И если говорить с каждым в отдельности, то каждый в отдельности чувствует себя каким-то особенным, неповторимым, каким-то особо наделенным, одаренным особо и через это заблуждение думает о том, что он достоин особого отношения, особых почестей, возможно, особых условий жизни.

Каким образом это ощущение может быть сопряжено с нищетой духовной? – Ни коим образом не может быть оно соединено. Нищета духовная – это то, когда человек ничего больше в жизни так не ищет, как единения с Богом. Как нищий мечтает о куске хлеба, чтобы не испустить духа от голода, так нищий духовно мечтает о бытии с Богом, о благодати, единящей его с Ним, потому что в нищете духовной не представляет иного источника наполнения своей жизни – жизни без Бога не видит.

А у нас жизнь по-другому устроена: у нас в жизни Бог заслонен – заслонен мебелью, стенами квартир и частных домов, загородных резиденций и прочим, загражден какими-то похотями, желаниями. Мы готовы забыть о Боге, лишь бы только исполнить свои желания.

Мы читаем заповеди, а Господь говорит: «Человек, не согрешай так, ты умрешь вечной смертью». А человеку так хочется согрешить, что он начинает себя оправдывать: «Ну, я только немножечко, а потом на Исповедь схожу, а потом я покаюсь, но мне так необходим этот грех, что, Господи, я на время от Тебя отойду, потому что не могу без этого греха».

А как же можно жить в предательстве? Кому понравится из вас, если тот, кто клянется вам в любви, будет вас постоянно, ежедневно предавать, а потом приходить и говорить: «Прости, ты знаешь, я вот немощный, так получилось, я не смог удержаться»? Кто из вас одобрит такое положение дел? Кто согласится с этим?

Но почему же мы так пользуемся Божией милостью, долготерпением Его и человеколюбием? – Наверное, оттого, что мы не очень ценим это и привыкли к тому, что нас прощают. Потому что мы привыкли бегать от ответственности, а не обретать способность нести ее достойно.

Вот и сегодня многие оправдывают свое безверие или маловерие тем, что, видишь ли, не все так гладко в Церкви: не те люди служат, не то поведение и прочее. Как часто мы ищем не Христа, как часто мы ищем не Бога и не Небесного Царствия, а того, к кому можно прилепиться и в лучах чьей славы можно погреться.

Как много людей мотаются по монастырям, чтобы найти себе старца, чтобы воспользоваться его́ духовной жизнью, а не жить своей. Как много людей, которые хотят быть паразитами на шее Бога, Церкви и духовенства. И тогда тот, кто не верует или поступает неправильно, глядит на других и говорит: «Вы посмотрите, как они живут – чего уж с меня-то хотеть».

Но разве такое положение правильно? Ведь если мы видим беду, если мы видим опасность, разве мы должны опускать руки и ничего не делать, потому что плохо вокруг? Ведь нормальный человек в нормальной реакции скажет: «Если здесь не очень хорошо, если здесь не очень праведно, значит, я должен в десять, в сто раз больше трудиться, чтобы не поддаться, чтобы не уподобиться».

Но у нас все по-другому: если мы видим, что кто-то неправеден, мы становимся неправедными. А почему не наоборот? Почему, если все пьют – медленно общество начинает спиваться? Почему, если все стали курить поголовно – все общество начинает подражать друг другу во грехе? Почему, если все стремятся к власти – все начинают подражать этому? Почему никто не противодействует изнутри этой пагубе, разрушающей всех и вся?

Если человек болеет заразной болезнью, вы же не идете к нему обниматься и целоваться? Вы боитесь, как бы не заразиться и не умереть. Но почему такое нерадение в духовной части? Почему мы так легко перенимаем зло и оправдываемся неправдами других, чтобы стать злыми и неправедными самим? Разве это имеет в себе христианское начало? Разве во время войны, когда в опасности Родина, если я вижу, что кто-то бежит из окопа, дезертируя, я должен ему подражать? Или, несмотря на то, что человек дал слабину, и за себя, и за него стоять?

Вот вопрос – дорога ли нам Родина Небесная? Есть ли у нас там Отец, или мы лжем и себе, и окружающим, а главное – лжем Богу, что мы Его любим и Ему служим.

Тот, кто служит Богу, тот, кто Его любит, когда видит вокруг горе, не будет им пользоваться. Тот, кто любит Бога, Ему служит, когда видит вокруг неблагочестие, воспротивится внутренне и усилит воздержание – усилит пост и молитву. Тот, кто предан Богу, не будет оправдываться грехами и немощами окружающих, а видя, как они губят человечество, не дадут себя погубить ни этим немощам, ни этим грехам.

И здесь, в этих Заповедях Блаженства, в этих призывах Свыше заложено только одно – Бог хочет нам счастья, и поэтому Он говорит: «Блаженны те, кто исполняет эти заповеди».

Блаженны – не от слова «блажь». Блаженны – от слова «благость». Счастливы те, кто способен исполнить эти заповеди Божии, потому что этот человек освобождается от всех иллюзий, заблуждений, от всякого зла и лжи освобождается человек, исполняющий заповеди Христа.

И если мы сегодня нелицемерно пребываем в стенах святого храма, и если нелицемерно сердцем исповедуем Христа Богом и считаем себя христианами, не достало нам, братья и сестры, смотреть по сторонам и оправдываться слабостью и нерадением окружающих, не достало нам опускать руки и говорить, что веры нет, раз не веруют вот они, и прочее. Нужно в себе самом развить то, что способно тебя спасать, потому что без нас, как известно, Бог нас спасти не может.

Если мы не воспротивимся злу, если мы не воспротивимся ему внутри, если мы не запретим этому злу в нас царствовать, не будет у нас возможности ни желать быть с Богом, ни исполнять Его святые заповеди.

И пусть в этот воскресный день на Божественной службе, на которой мы с вами все молились Богу, все вместе ее совершая, потому что беда, если Богу служит только священник в алтаре, а люди в храме не служат Ему; потому что беда, если молится только священник в алтаре, а люди не молятся.

Мы вместе с вами служим Богу – каждый в своем чине, каждый своим сердцем, своею душою и, надеюсь, своею жизнью – не только словами, ненужными и часто пустыми.

Пусть в этот день Воскресения Христова, в день малой Пасхи, силой Воскресшего Господа, Его благословением станем мы преданными по-настоящему, без лицемерия. Давайте принесем пусть жалкие остатки себя Тому, Кому мы должны принести себя для того, чтобы спастись, выжить, уберечься от этого всепоглощающего зла, которое царствует в мире.

И пусть в этот день Слово Божие проникнет в души тех, кто еще не пустил его внутрь. Пусть Слово Божие благословит сердца и разум тех, кто хочет и готов трудиться на ниве Христовой. Пусть Господь Сам Своим Пречистым Словом укрепит каждого, кто хочет быть верным Ему несмотря ни на что.

Храни вас всех Господь!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье