Проповеди » 5 января 2014 г. Воскресная проповедь

5 января 2014 г. Воскресная проповедь. Неделя перед Рождеством Христовым



 (Продолжительность 16:03)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня воскресенье – Неделя перед Рождеством Христовым. Мы с вами в преддверии величайшего Праздника, в том числе и праздника Престольного для нашего храма.

Заканчивается путь поста – очередного поста, в котором христиане призваны научаться деланию христианскому: научаться тому самому главному процессу, который необходим в жизни каждого, кто называет себя христианином – научаться превозмоганию собственных немощей, превозмоганию собственных страстей и греховных привычек, которые царствуют над человеческим естеством.

Делание православного человека состоит в главном – в самовоспитании, в победе над самим собой. Потому и призывает Священное Писание к главному – к борьбе со своей самостью, к борьбе до крови, к борьбе до смерти со своим несовершенством греховным. Не должен, не имеет права человек сдаваться на откуп тем самым бесовским страстям, которые движут человеческим естеством.

Сегодня мы за Божественной Литургией прочитали Евангелие от Матфея (Мф. 1, 1-25), в котором рассказывается родословная Иисуса Христа. Какая может быть родословная у Бога, если устами пророка восклицает: «Род же Его кто исповесть?» (Ис. 53,8). Но здесь говорится, естественно, не о Божестве Иисуса Христа. Здесь говорится о том чуде вочеловечевания, которое непостижимо для нашего скудного человеческого разума.

Для чего же Господь вочеловечился? Для чего нужно было такое важное, а главное, неизмеримое в своем чудотворении, неизмеримое в своей невозможности вот это Величайшее Деяние? Для чего оно было необходимо? Почему мы сегодня с вами все эти множества колен вспоминали людских, которые, передавая свою надежду из рода в род, передавая свое ожидание из рода в род, приготовлялись к тому, что придет на землю Спаситель? Почему люди ждали Спасителя? Почему Спаситель вочеловечился?

Это те вопросы, которыми редко задаются христиане. Но в этом-то и главный парадокс, в этом-то и главная проблема: почему люди, которые называют себя христианами, не задают себе вопроса – почему те, кто были до пришествия Христа, так истово ждали пришествия Мессии? Почему они жили надеждой и умирали с упованием, что Его приход изменит все и принесет человеку то, без чего жизнь человеческая бессмысленна?

Почему Христос вочеловечился? Зачем Великому Богу, Творцу земли и неба и всего живого и неживого на земле, зачем Ему было это Деяние? Почему Он пришел Человеком на землю?

И сегодня мы слышим вот эти шаги – шаги ожидания, когда Господь через роды человеческие, через их надежду, через их молитвенное упование приближается к Своему пришествию на землю ради нашего с вами спасения.

Что же, нельзя было спасти нас иначе? Нельзя было просто указом Свыше Всемогущею Десницею прекратить наши беззакония? Наверное, по-человечески размышляя, это представляется возможным. Однако, в Божием Промысле нет несовершенств. Его забота о человеке – она абсолютна и идеальна. В этой заботе нет места ни малейшему насилию – ни в чем и никогда. И поэтому Любовь Божия смирила Себя до того, что пришла на землю в Человеческом Образе для того, чтобы исполнить то –  став Человеком – что человек не смог исполнить, став преданным греху, предавши себя в руки сатане.

Должен был быть на земле Человек, Который Своим абсолютным человечеством сможет исполнить те заветы, которые были даны Богом человеку. Господь вочеловечился для того, чтобы никто и никогда не усомнился в Его Любви; для того, чтобы никто и никогда не смог усомниться, что Он знает все тяготы нашей жизни; чтобы никто и никогда не смог усомниться в том, что Он прошел этот путь Сам и принял все те страсти, которые мы с вами сегодня так неправедно отвергаем.

Вот этот пост – это малое делание, это малое крестоношение дано нам для того, чтобы мы могли хоть в чем-то, хоть в малой степени уподобиться Христу. Христос пришел для того, чтобы умереть за нас с вами.

Что значит «за нас»? – Не вместо нас, а за нас: за нашу немощь, за наше несовершенство, за нашу неготовность, за нашу неправедность, за нашу слабость и отпадение – для того, чтобы укрепить Своею Пречистою Кровью нас с вами; для того, чтобы дать нам с вами Свое Пречистое Тело, чтобы мы укреплялись Им в Таинстве Божественной Евхаристии.

Он воскрес для того, чтобы и мы, сораспинаясь с Ним, могли воскреснуть, из ада греховного взойти на Небо, чтобы и у нас, ступающим по стопам Спасителя, идущим за Христом, был путь, соединяющий нас с Небом, соединяющий с Богом.

Но живет ли сегодняшний человек так, как заповедал, а главное, показал нам Христос? – Увы, нет. Все те праотцы, которых мы сегодня вспоминали, не имели той Великой Благодати, которая дана нам с вами. Они не имели такой возможности богообщения в Таинствах, когда Дух Святый напрямую действует на каждую душу. Не было у них такой возможности, но тем не менее они жили надеждой. У нас же есть это. И мы в храме Божием можем почерпать это столько, сколько потребно нашей душе, сколько необходимо нам для нашего исправления, для нашего восстановления, возвращения в совершенство духовное, не в телесное токмо – неземное, надмирное.

Почему мы сегодня читаем: «Иисус» впереди «Христос»? – Потому что нам дает познание о том, что Он Абсолютный Человек так же, как и Абсолютный Бог. Почему нам это важно? – Потому что мы должны понимать, в чем истинный смысл земной жизни человека. В чем же он состоит? Зачем мы здесь, на этой грешной земле? Ради того, чтобы уничтожить себя грехом? – Нет. Не творил Господь человека для этого. Мы на этой земле, и это показал Сам Господь для того, чтобы воссоединиться с Богом навечно своею доброю волею, которую мы обязаны, если хотим, освободить от преданности греху.

Мы с вами можем, если хотим, оценить эту земную жизнь с духовной точки зрения. Ведь,  обратите внимание,  мы с вами можем прийти на исповедь, мы с вами можем причаститься Тела и Крови Христа – даже Ангелы этого не могут сделать, хотя служат Богу – обратите внимание на это.

Скоро закончится наша земная жизнь, и неважно, когда она закончится. И вместе с ней закончится эта благодатная возможность. Но как мы относимся к этим Тайнам Божиим? Как мы относимся к этой Великой Благодати права соединиться с Самим Богом – Живым и Вечным?

Сегодняшние дни – а особенно исповедь перед Причастием – показывают печальную картину: люди настолько безответственны к своей духовной земной жизни – видимо, не понимают они, что эта земная жизнь дана, как подготовка к Вечности для того, чтобы пройти по стопам Христа, для того, чтобы принять, пронести достойно этот земной, непростой, но такой необходимый для спасения души крест. И чтобы крестом этим, освободившись от власти зла, сораспинаясь Христу, воскресать с Ним в Вечность для вечного пребывания с Богом.

Но кто хочет, кто может хотеть этого пребывания с Богом вечно? Только тот, кто здесь, на земле, оценил эту благость пребывания с Ним – не земную только пользу, не земные наши интересы только соблюдая, оценил человек.

Как часто я слышу от людей, приходящих в храм: «Бог меня любит, Бог мне помогает, Бог меня всегда спасает, ко мне святые приходят». Хорошо, пусть будет так. Но что вы сделали для Бога? Что в вашей жизни стало ответным в любви Ему? То, что Бог вас любит – это неудивительно. То, что Бог о нас заботится – это неудивительно. Это норма для Него.

А что сделали мы в свою очередь? Мы говорим, как малые дети: «Мы ходим в храм, мы исповедуемся, мы живем церковной жизнью». И все? Но ведь и церковная жизнь дана для того, чтобы мы смогли наладить свою духовную, чтобы внутренний наш мир стал поистине Христовым, воистину уподобился Богу, Его благому состоянию и в любви и правде, которую Он проповедует нам в Евангелии.

Осталось совсем немного до Рождества. Важное Событие, важная веха в жизни каждого православного человека. Что́ мы с вами готовы принести к яслям Богомладенца? Какие труды, какие дары, склонясь во смирении, мы положим к Его ногам? Кто способен ответить? Кто готов дерзнуть сказать, что он сотворил хотя бы малое из того, что положено, что заповедано?

Печально. Вглядываясь внутрь, понимая, насколько мы далеки от того, к чему призваны, мы должны ужаснуться тому, что мы теряем, ужаснуться тому, чем мы пренебрегаем и, опомнившись – опомнившись от этого дурмана и самолюбия – оставшиеся дни своей жизни не позволить, не позволить пропасть этим дням, исчезнуть, сгинуть вместе с нами в никуда.

Сегодня воскресенье перед Рождеством Христовым. Завтра Рождественский сочельник. Завтра особая та́инственная, благостная, богопочтительная служба – Царские Часы, изобразительны, вечерня с Литургией Василия Великого. Как мало эти термины говорят вам сегодня о важности События. Но то, что это Рождественский сочельник понятно даже малообразованному человеку. И пусть завтра Богослужение начнется чуть раньше, чем обычно – не в восемь, а в семь часов утра; даже это малое изменение – оно для того, чтобы мы хотя бы малость могли, преодолевая себя, возобладать над своею немощью и принести хотя бы малый труд во славу Грядущего Спасителя.

Давайте, братья и сестры, эти последние часы, эти последние дни, которые остались нам с вами до Великого Праздника – Праздника Рождества Христова – проведем в глубокой молитве, в глубоком осознании того, к чему мы призваны и чем мы наделены, чтобы мы могли принять этот дар Свыше и усвоить его своей душе во спасение.

И пусть Грядущий Христос Рождеством Своим освящает ваш путь. И пусть это оставшееся время, которое предлежит нам пред Праздником, мы будем христианами и научимся этому христианскому деланию так, чтобы сохранять его во вся дни жизни нашей.

И в этот воскресный день в память святых отцов, в память всех тех, кто ждал, надеялся и верил во Иисуса Христа, Господа нашего, давайте мы с вами – христиане, носящие Его имя – будем достойны этой великой благости. Давайте на всю свою жизнь сегодня возьмем обязательства восстановить те обеты, которые мы взяли в Крещении, и достойно пронести их до конца своей жизни.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье