«Гневаясь, не согрешайте» (Еф.4:26). Это трудный путь, который заставляет размышлять и вести внимательную внутреннюю жизнь. Однако постигать его совершенно необходимо для спасения души.
В помощь нам – Таинства Церкви и молитвы, а также духовный опыт святых отцов …
Святые отцы об осуждении
Святитель Иоанн Златоуст:
-
Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение) мог бы свести нас в преисподнюю...
-
Нам нужно оплакивать собственные пороки, а мы осуждаем других; между тем не следовало бы делать этого и в том случае, если бы мы были чисты от грехов.
Преподобный Антоний Великий:
-
Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих...
Святитель Василий Великий:
-
Не осуждай за маловажное, как будто ты сам строгий праведник.
-
Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал или делает хорошего, и нередко, осмыслив общее, а не частности, найдешь, что он лучше тебя.
Преподобный авва Дорофей:
-
Грех ближнего (Господь) уподобил сучку, а осуждение - бревну: так тяжело осуждение, что превосходит всякий грех ... далее>>>
Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Об осуждении.
"Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18,7). Думаю, что по неведению Вы зовете меня рассуждать о приходских делах в вашей церкви и о священнике в ней. Ни Вас я не знаю, ни о. Н. А судить с чьих-то слов или по чьму-то навету, даже и печатному, воздержусь. Да и кто я такой, чтобы судить? Мне и в монастыре такой власти не дано, а тут милости просим в чужую епархию со своим суждением.
Нет, дорогие мои. Простите, но просьбы Ваши для меня невозможны. В вашей епархии есть владыка, под омофором которого находитесь все вы: и священник, и прихожане - к нему и обращайтесь в своих недоумениях.
Дорогая Н, когда вашу церковь только начинали восстанавливать, я задыхался от потока писем из вашего прихода о том, какой у вас необыкновенный батюшка и какая необыкновенная община, через некоторое время поток писем остался прежним, но с иным содержанием. А породили нынешнюю скорбную ситуацию Ваши своеволие и самоумие ...
далее>>>
Святитель Игнатий Брянчанинов. 3рение греха своего
Придет то страшное время, настанет тот страшный час, в который все грехи мои предстанут обнаженными перед Богом-Судией, перед Ангелами Его, перед всем человечеством. Предощущая состояние души моей в этот грозный час, исполняюсь ужаса. Под влиянием живого и сильного предощущения, с трепетом спешу погрузиться в рассматривание себя, спешу поверить в книге совести моей отмеченные согрешения мои делом, словом, помышлением.
Давно нечитанные, застоявшиеся в шкафах книги пропитываются пылью, истачиваются молью. Взявший такую книгу встречает большое затруднение в чтении ее. Такова моя совесть. Давно не пересматриваемая, она с трудом могла быть открыта. Открыв ее, я не нахожу ожидаемого удовлетворения. Только крупные грехи значатся довольно ясно; мелкие письмена, которых множество, почти изгладились - и не разобрать теперь, что было изображено ими ...
далее>>>
Авва Дорофей. Душеполезные поучения. О том, чтобы не судить ближнего
Если бы мы помнили, братия, слова святых старцев, если бы мы всегда поучались в них, то мы не предавались бы так легко беспечности о себе: ибо если бы мы, как они сказали, не порадели о малом, и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое. Я всегда говорю вам, что от сих незначительных (грехов), от того, что говорим: “какая важность в том, или в другом,” образуется в душе злой навык, и (человек) начинает нерадеть и о великом. Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? Ибо что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения. Однако и в такое великое зло человек приходит от сего же (нерадения) о ничтожном по видимому. Ибо от того, что (человек) дозволит себе малое зазрение ближнего, от того, что говорим “что за важность, если послушаю что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность если я посмотрю, что будет делать сей брат, или тот странник?” - (От сего самого) ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем (ближних), а, наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что (человек) не заботится о своих грехах “и не оплакивает, как сказали отцы, своего мертвеца”, не может он преуспеть ни в чем добром, то всегда обращает внимание на дела ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего ...
далее>>>
Конечно, невозможно дать конкретных рецептов для того, чтобы твердо и окончательно застраховать себя от осуждения. Однако, следует помнить, что поиск недостатков, превозношение себя над ближними и осуждение их – это заразная болезнь в сознании человека, которая способна разрушить как его самого, так и его отношения с окружающими.
Администрация сайта