podborka » О грехе осуждения

О грехе осуждения

В последнее время в обществе со стремительной силой распространяются различные доводы и слухи по поводу жизни Церкви и представителей священства. Для людей, мало знакомых с церковной и, тем более, с духовной жизнью, большим искушением становится осуждение священников, что само по себе является тяжким грехом, ибо, по словам Самого Христа, «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.10:16).
 
Нарушение заповедей, непонимание, а часто и простое незнание духовных законов рано или поздно ставят человека в некий жизненный «тупик», который так или иначе заставляет задуматься о соделанном и переосмыслить свои ценности, желания и поступки.

Учитывая глубину изложенной проблемы, мы решили выяснить, в чем же состоит грех осуждения, насколько он губителен для человеческой души, и что по этому поводу говорится в Священном Писании, в трудах святых отцов и богословов Православной Церкви ...
В Евангелии Господь прямо говорит о недопустимости суда над ближним: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). У апостола по этому поводу сказано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). И Сам же Христос призывает осуждавших Его и враждовавших с Ним иудеев: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24).
 
Только такой суд – суд, отвергающий грех, но прощающий грешника – и имеет ценность, потому что только в этом случае суд может быть по-настоящему беспристрастным и не поверхностным, не по наружности. В противном случае, он ведет к осуждению, такой суд всегда страстен, и к нему непременно примешивается личная неприязнь.
 
Однако, часто бывает довольно трудно разделить осуждение и суждение, чтобы честно сказать о чьих-то проступках, но не осуждая. 
 
 
«Гневаясь, не согрешайте» (Еф.4:26). Это трудный путь, который заставляет размышлять и вести внимательную внутреннюю жизнь. Однако постигать его совершенно необходимо для спасения души.
 
В помощь нам – Таинства Церкви и молитвы, а также духовный опыт святых отцов …
 
Святые отцы об осуждении
 
Святитель Иоанн Златоуст:
  • Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение) мог бы свести нас в преисподнюю... 
  • Нам нужно оплакивать собственные пороки, а мы осуждаем других; между тем не следовало бы делать этого и в том случае, если бы мы были чисты от грехов.
Преподобный Антоний Великий:
  • Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих... 
Святитель Василий Великий:
  • Не осуждай за маловажное, как будто ты сам строгий праведник. 
  • Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал или делает хорошего, и нередко, осмыслив общее, а не частности, найдешь, что он лучше тебя. 
Преподобный авва Дорофей:
  • Грех ближнего (Господь) уподобил сучку, а осуждение - бревну: так тяжело осуждение, что превосходит всякий грех ... далее>>>

Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Об осуждении.

 
"Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18,7). Думаю, что по неведению Вы зовете меня рассуждать о приходских делах в вашей церкви и о священнике в ней. Ни Вас я не знаю, ни о. Н. А судить с чьих-то слов или по чьму-то навету, даже и печатному, воздержусь. Да и кто я такой, чтобы судить? Мне и в монастыре такой власти не дано, а тут милости просим в чужую епархию со своим суждением.
 
Нет, дорогие мои. Простите, но просьбы Ваши для меня невозможны. В вашей епархии есть владыка, под омофором которого находитесь все вы: и священник, и прихожане - к нему и обращайтесь в своих недоумениях.
 
Дорогая Н, когда вашу церковь только начинали восстанавливать, я задыхался от потока писем из вашего прихода о том, какой у вас необыкновенный батюшка и какая необыкновенная община, через некоторое время поток писем остался прежним, но с иным содержанием. А породили нынешнюю скорбную ситуацию Ваши своеволие и самоумие ... далее>>>
 

Святитель Игнатий Брянчанинов. 3рение греха своего
 
Придет то страшное время, настанет тот страшный час, в который все грехи мои предстанут обнаженными перед Богом-Судией, перед Ангелами Его, перед всем человечеством. Предощущая состояние души моей в этот грозный час, исполняюсь ужаса. Под влиянием живого и сильного предощущения, с трепетом спешу погрузиться в рассматривание себя, спешу поверить в книге совести моей отмеченные согрешения мои делом, словом, помышлением.
 
Давно нечитанные, застоявшиеся в шкафах книги пропитываются пылью, истачиваются молью. Взявший такую книгу встречает большое затруднение в чтении ее. Такова моя совесть. Давно не пересматриваемая, она с трудом могла быть открыта. Открыв ее, я не нахожу ожидаемого удовлетворения. Только крупные грехи значатся довольно ясно; мелкие письмена, которых множество, почти изгладились - и не разобрать теперь, что было изображено ими ... далее>>>


Авва Дорофей. Душеполезные поучения. О том, чтобы не судить ближнего
 
Если бы мы помнили, братия, слова святых старцев, если бы мы всегда поучались в них, то мы не предавались бы так легко беспечности о себе: ибо если бы мы, как они сказали, не порадели о малом, и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое. Я всегда говорю вам, что от сих незначительных (грехов), от того, что говорим: “какая важность в том, или в другом,” образуется в душе злой навык, и (человек) начинает нерадеть и о великом. Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? Ибо что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения. Однако и в такое великое зло человек приходит от сего же (нерадения) о ничтожном по видимому. Ибо от того, что (человек) дозволит себе малое зазрение ближнего, от того, что говорим “что за важность, если послушаю что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность если я посмотрю, что будет делать сей брат, или тот странник?” - (От сего самого) ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем (ближних), а, наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что (человек) не заботится о своих грехах “и не оплакивает, как сказали отцы, своего мертвеца”, не может он преуспеть ни в чем добром, то всегда обращает внимание на дела ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего ... далее>>>

Конечно, невозможно дать конкретных рецептов для того, чтобы твердо и окончательно застраховать себя от осуждения. Однако, следует помнить, что поиск недостатков, превозношение себя над ближними и осуждение их – это заразная болезнь в сознании человека, которая способна разрушить как его самого, так и его отношения с окружающими.
 
Администрация сайта
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье