Жития » Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

  В четырех верстах от Ростова Великого находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (2-я половина XIII века – 1337 год). До нашего времени дошло очень мало сведений о благочестивых супругах, но дарованный им сын – преподобный Сергий, игумен Радонежский, – явился лучшим свидетельством их богоугодной подвижнической жизни.

 Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

 В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех – Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

 Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал «добро́ту благословенного древа». Счастливы родители, имена которых прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

 Сыновья Кирилла и Марии – Стефан, Варфоломей и Петр – по примеру родителей возрастали добрыми и богоугодными людьми. Когда Варфоломей (будущий игумен Радонежский) попросил у родителей благословения на иноческую жизнь, родители уговорили сына послужить им в старости и испытать твердость его намерения. Сын согласился, чтобы не ослушаться и сохранить родительское благословение.

 Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария вынуждены были переселиться из Ростова в село Радонеж. Голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что и своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, заставили его со всем семейством удалиться из города.

 Со временем дух иночества сообщился от сына Варфоломея и родителям. По обычаю тех времен благочестивые супруги, вырастив детей и состарившись, принимали иноческий постриг и уходили в монастырь, чтобы провести остаток своей земной жизни в подвиге покаяния и молитвы. Под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали принять ангельский образ. Оба они были пострижены в схиму и поселились в Хотьковом монастыре, что в трех верстах от Радонежа. В то время этот монастырь был одновременно и мужским, и женским.

 Но недолго потрудились схимники-бояре в иноческом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу.

 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Тропарь преподобных Кирилла и Марии, глас 3

Блаженств Христовых причастницы,
честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,
праведнии Кирилле и Марие,
плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,
с нимже усердно молите Господа
низпослати нам дух любве и смиренномудрия,
да в мире и единомыслии
прославим Троицу Единосущную
.

Кондак преподобных Кирилла и Марии, глас 4
 
Днесь, вернии, сошедшеся,
восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,
тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,
ко Единому во Святей Троице Богу,
Отечество наше в правоверии утвердити,
домы миром оградити,
юныя от напастей и соблазнов избавити,
старость укрепити
и спасти души наша.


Молитва преподобным схимонахам Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия
 
О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да житель­ствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



 
Великий Вторник
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье