Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась 1 ноября 1864 года (20 октября по старому стилю) в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Это была крепкая семья с христианскими традициями. С детства впитывала юная принцесса любовь и помощь к ближним, чувство сострадания.
Так получилось, что ее жизненный путь пересекся с русским великим князем Сергием Александровичем Романовым, которому она отдала свое сердце. В 1884 году совершилось их венчание в Санкт-Петербурге. С этого момента великая княгиня начинает свое жизненное служение, посвященное России. Ее муж великий князь Сергий Александрович был одним из основателей и учредителей Православного Палестинского Общества в 1882 году. Со дня основания Общества до самой мученической смерти в 1905 году, великий князь Сергий Александрович являлся неизменным председателем ИППО.
В 1888 году ему предстояла поездка в Святую Землю, на освящение храма памяти государыни императрицы Марии Александровны в Гефсимании, построенного на средства императорской семьи: государя императора Александра III, его августейших братьев великих князей Владимира, Алексея, великих князей Сергия, Павла Александровичей[1]. Елизавета Федоровна, постепенно все больше приобщаясь к православию, стремилась посетить Святую Землю вместе с мужем. Уже в октябре 1888 года молодые супруги прибыли в Палестину через Киев и Одессу и совершили паломничество, начиная с города Благовещения Назарета, затем посетили святую гору Фавор – место Преображения Спасителя и прибыли в Иерусалим. Именно здесь в Гефсимании, увидев позолоченные купола прекрасного храма св. Марии Магдалины, будущая новомученица Российская пророчески воскликнет: «Как бы я хотела быть похороненной здесь»[2]. Своей радостью она делится со своей бабушкой английской королевой Викторией: «… Этот как сон – видеть все эти места, где наш Господь страдал за нас, и также огромное утешение – приехать в Иерусалим… Я рада, что страна соответствует настроению мыслей… и можно тихо молиться, вспоминая слышанное маленьким ребенком, когда все это воспринималось с таким благоговейным трепетом».
Великая княгиня Елизавета Федоровна преподносит в дар новому Иерусалимскому русскому храму в Гефсимании святые сосуды, Евангелие и воздухи. В мае 1982 года эти богослужебные предметы использовались при совершении Божественной литургии в день перенесения мощей великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары[3].
Глубокие впечатления духовных переживаний на Святой Земле останутся навсегда в ее молитвенной памяти. Вернувшись в Россию, Елизавета Федоровна сопереживает все увиденное на Святой Земле в своем сердце. Постепенно, познавая русскую жизнь и ее православные традиции, великая княгиня Елизавета Федоровна сознательно принимает православие в 1891 году, несмотря на неодобрение даже родного отца. Этот шаг еще более приближает ее к подлинной исторической России с глубокой традицией православной веры. Большая часть семьи Романовых, в том числе и ее бабушка — английская королева Виктория с глубокой радостью восприняли известие о переходе Елизаветы Федоровны в православную веру.
Далее с 1891 года начинается московский период жизни Елизаветы Федоровны. По долгу службы великий князь Сергий Александрович назначается государем императором Александром III генерал-губернатором города Москвы. Щедрая и широкая благотворительность великой княгини Елизаветы Федоровны и ее супруга были известны еще по Санкт-Петербургу, в Москве эти благие начинания были продолжены со всей искренностью православной души, влюбившейся в Россию. Еще с 1884 года Елизавета Федоровна активно участвует и помогает мужу в общественной деятельности в Историческом музее, Императорском Православном Палестинском Обществе, в работе Епархиального дома. Елизавета Федоровна лично помогает нуждающимся, больным, обездоленным. Уже в Москве супруги принимаю участие в работе московского Археологического Общества, участвуют в различных выставках, культурных мероприятиях. При этом супруги активно участвуют в духовной жизни, постоянно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь, паломничая к Российским святыням.
С 17 января 1892 года Великая княгиня Елизавета Федоровна становится августейшей попечительницей Елисаветинского благотворительного общества, занимающегося попечением о нуждающихся, неимущих и нуждающихся в защите детях[4]. Практически в каждом московском приходе создаются местные комитеты Елисаветинского общества, создававшие ясли и приюты. В 1902 года внутри Елисаветинского общества создается особый Комитет по устройству детских очагов в Москве для детей женщин, которые работали в разных учреждениях столицы[5]. С 1903 года Великая княгиня Елизавета Федоровна возглавляет попечение об Обществе попечения неимущих и нуждающихся в защите детях Москвы, ее усилиями создается приюты для детей, которые до 1894 года были только для девочек, в 1895 году после молебна перед Иверской иконой Божией Матери впервые создается приют для мальчиков[6].
В 1903 году Великая княгиня Елизавета Федоровна с супругом принимала участие в Саровских торжествах обретения мощей преподобного Серафима Саровского и жила вместе с супругом, императором с императрицей в игуменском монастырском доме.
Тем временем революционные настроения стали обретать популярность среди русской интеллигенции, пролетариата и даже крестьян, окутывая страну разветвленной сетью революционных кружков, групп, многие из которых шли на убийство и террор для достижения своих политических целей. Громкие убийства прокатились по всей России. Убивали в основном представителей Российской власти. Жертвами террора стали министр внутренних дел В. Плеве (1904 г.). В 1905 году разразилась Русско-японская война. Елизавета Федоровна устраивает помощь раненым русским солдатам, организовывая женский труд помощи солдатам и используя при этом кремлевские залы и вдохновив на это благое дело множество русских женщин из разных слоев общества[7]. В Москве ею создаются несколько госпиталей, в Новороссийске строится санаторий для раненых, а также при ее непосредственном участии формируются санитарные поезда, идущие на Дальний Восток.
Во время войны в адрес ее мужа раздается шквал угроз и из соображений безопасности супруги переезжают в Николаевский дворец Кремля. Именно здесь, недалеко от Кремля, рядом с Чудовым монастырем, случилась страшная трагедия. 3 февраля 1905 года великого князя Сергия Александровича настигла бомба террориста из боевого крыла эсеров Каляева. Елизавета Федоровна, стоя на коленях на снегу, собрала с помогавшими ей солдатами останки мужа на носилки, которые затем перенесли в церковь Чудова монастыря и поставили их перед амвоном храма. Верующие люди шли помянуть великого князя Сергия Александровича. Все молились на коленях. Россия скорбела. Это был еще один страшный знак надвигающейся революционной бури, сметающей Россию с исторического православного пути.
На третий день после трагедии, Елизавета Федоровна, проявляя истинную христианскую любовь, идет к убийце мужа в тюрьму и призывает его к покаянию. Но потерявшейся в глубинах отрицания душе Каляева, как и многим другим русским революционерам, было далеко до христианского покаяния. Именно такие люди впоследствии в 1917 году захватили в России власть и обратили Россию в коммунистическое рабство на долгих 74 года, громя храмы, монастыри и уничтожая целые исторические сословия русских людей.
Первоначально великий князь Сергий Александрович был похоронен в маленькой церкви Чудова монастыря, который впоследствии был разрушен большевиками в 1928 году. В начале 1990 года в результате проведения земляных работ на месте Чудова монастыря была обнаружена часовня с останками великого князя. В 1995 году останки первого председателя ИППО великого князя Сергия Александровича были перенесены в усыпальницу Романовых в Новоспасский монастырь в Москве.
После смерти мужа Елизавета Федоровна целиком посвящает себя делам милосердия, благотворительности, служению Богу и людям. С 1905 по 1917 год она становится Председателем Императорского Православного Палестинского Общества. До самой революционной смуты она руководит основанным ее мужем Палестинским Обществом, содействуя православному паломничеству в Святую Землю и занимаясь духовным просвещением жителей Палестины.
В 1908 году Елизавета Федоровна покупает в Москве на Ордынке усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Здесь она основывает свою знаменитую Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Новая обитель начинает свою деятельность с 10 февраля 1909 года. Впоследствии там было построено два храма и храм-усыпальница. Во время первой мировой войны, когда Елизавета Федоровна возглавляет Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, в обители был организован прием пожертвований, учреждается Марфо-Мариинский детский приют.
К 1917 году события развивались не в лучшую сторону для России. Разразился революционный бунт. В Москве, Петрограде и многих других городах России царил революционный хаос. В этом же году Елизавета Федоровна снимает с себя звание председателя ИППО, дабы не подвергать членов Общества опасностям, т. к. императорская семья начинает подвергаться преследованиям и репрессиям. В Пасхальные дни 1918 года в день Иверской иконы Божией Матери большевики арестовывают Елизавету Федоровну, и солдаты-латыши по приказу Ленина увозят будущую новомученицу навстречу мученической смерти.
Вместе с келейницами Варварой и Екатериной ее перевозят в Пермь. Дальше путь из Перми в Алапаевск лежал через Екатеринбург, туда же были привезены великий князь Сергей Михайлович со своим секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья великого князя Константина Константиновича – Иоанн, Константин и Игорь и юный князь Владимир Палей. Всех узников вместе привезли в Алапаевск 20 мая 1918 года. В ночь на 18 июля, в день памяти преп. Сергия Радонежского, их сбросили живыми в одну из шахт Алапаевска и забросали гранатами. Таким образом, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна незримо соединилась со своим супругом в день его памяти.
Затем при наступлении Белой армии адмирала Колчака началось расследование злодеяний большевиков, и следственная комиссия обнаружила шахту мучеников. С 8 по 11 октября 1918 года тела алапаевских мучеников были извлечены из шахты. И далее начинается путь Елизаветы Федоровны в Иерусалим земной, чтобы попасть в Иерусалим Небесный.
Игумен Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии, многолетний духовник и друг Елизаветы Федоровны, получил разрешение от адмирала Колчака сопроводить в последний путь тела мучеников. Восемь гробов с телами были поставлены в товарный вагон 1 июля 1919 года и отправились в Читу. Игумену Серафиму помогают два послушника. Из Читы гробы с мучениками были отправлены в Русскую Духовную Миссию в Пекине. Все мученики были похоронены в Китае, кроме Елизаветы Федоровны и ее верной помощницы, не оставившей ее до смерти инокини Варвары. Гробы с их телами, по просьбе родственников Елизаветы Федоровны, были доставлены в Иерусалим и погребены у храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала вместе с мужем в 1888 году.
В 1981 году Русская Православная Церковь заграницей торжественно прославила преподобномучениц великую княгиню Елизавету Федоровны и инокиню Варвару. 1 мая 1982 года состоялось торжественное перенесение их мощей из склепа-усыпальницы в храм св. Марии Магдалины, где в мраморных гробницах их мощи почивают и поныне[8].
Весной 2004 года для поклонения верующих фонд св. Андрея Первозванного обратился к Синоду Русской Православной Церкви заграницей с просьбой о возможности привезти в Россию для поклонения верующих святых мощей новомучениц Российских9. В 2009 году частичка мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны была передана Русской Православной Церковью заграницей возрожденной в Москве Марфо-Мариинской Обители. Теперь незримо великая княгиня пребывает в двух обителях: в той, где побывала в земном паломничестве в Иерусалиме и в ею основанной в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия.
Императорское Православное Палестинское Общество всегда чтит память своей председательницы новомученицы Российской Елизаветы Федоровны Романовой. Теперь преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО.
В 2009 году в день ее памяти 18 июля, впервые в послереволюционный период в возращенном России и возрождающемся Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества в народной трапезной был отслужен молебен памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым). В этот день начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) пожертвовал Императорскому Православному Палестинскому Обществу Державную икону Божией Матери, являющуюся покровительницей Императорской семьи России. Удивителен тропарь Державной иконе Божией Матери!
Града Сионска взыскующе,
Под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,
И никтоже возможет на ны,
Яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,
И несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
18 сентября 2009 года молебен памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны был отслужен в присутствии группы паломников из Санкт-Петербурга, Москвы и Нижневартовска протоиереем Константином Константиновым.
13 октября 2009 года, во время своего посещения Святой Земли, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества С. В. Степашин с сопровождающей его делегацией посетил Сергиевское подворье ИППО. Впервые в истории Палестинского Общества в присутствии председателя ИППО в народной трапезной Сергиевского подворья начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым) был отслужен молебен памяти нашей небесной покровительницы великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
12 мая 2009 года в память о ее муже начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым) в сопровождении сестер и клириков Миссии была совершена заупокойная лития. В этот же день в память 120-летия поднятия флага ИППО над южной башней Сергиевского подворья был снова водружен флаг Императорского Православного Палестинского Общества со словами пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь»!
Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна занимает достойное место в сонме Новомучеников Российских. Еще в земной жизни творя дела любви и милосердия, проявляя настоящую христианскую любовь, она воспылала к России подлинной любовью. В земной жизни она общалась со святителем Феофаном затворников Вышенским, с преподобными старцами Оптинскими Анатолием и Нектарием, переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадским, почетным членом ИППО. Как нектар, собирала святая преподобномученица Елизавета добро, любовь в своей жизни и, еще пребывая в земном Иерусалиме, стремилась к Иерусалиму Небесному, который заслуженно, мученическим венцом обрела в шахте в Алапаевске. Продолжает она любить и молиться о духовном возрождении своей России и из Небесного Иерусалима, творя дела милосердия и помогая всем, кто искренне ей молится и нуждается в ее помощи!
Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Моли Бога о нас!
Примечания:
1. Н. Лисовой. Архимандрит Антонин (Капустин) и строительство церкви в память императрицы Марии Александровны в Гефсимании на Елеонской горе. Издательство «Индрик» Москва. 2006. Стр. 15
2. Л. Миллер. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Издательство «Паломник». Москва. 2006. стр. 59
3. Там же.
4. И. Кучмаева. «Когда жизнь истинствует». Издательство «Индрик». Москва. 2008 г. стр. 152
5. Там же. Стр. 153
6. Там же. Стр. 157.
7. Л. Миллер. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Издательство «Паломник». Москва. 2006. стр. 112
8. Л. Миллер. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Издательство «Паломник». Москва. 2006. стр. 309
9. Рассказ о ковчеге со святыми мощами преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары, прибывшими в Россию со Святой Земли. Издание Гефсиманского монастыря св. Марии Магдалины. Иерусалим. Стр. 3