Черновик » Беседы воскресной школы

Беседа с батюшкой 09.02.2014

В день памяти Исповедников и Новомучеников Российских прошла очередная беседа с настоятелем храма Рождества Христова иереем Олегом (Гадировым). На этот раз встреча с батюшкой была посвящена вопросам христианской жизни, самообличения и благодарности Богу. Также отец Олег еще раз напомнил о подвиге Новомучеников и Исповедников Российских и их роли в нашей жизни …
 – Батюшка, имеет ли смысл считать себя христианином, при этом ничего не изменяя в своей жизни?
– В Евангелии сказано, что если человек не изменит свою жизнь кардинально, то это будет лукавство и прелесть о жизни христианской. Будет «неофарисейство» – активное изображение в словах, в поступках, а самой христианской жизни не будет, потому что она заключается в определенном устроении – и внутреннем, и внешнем. Люди думают: «Как бы сделать так, чтобы в жизни ничего не менять, ни от чего не отказываться, оставаться в таком же комфорте, но при этом быть христианином?». Но невозможно быть со Христом во Славе, не пройдя через крестный путь поношений, поруганий, истязаний, оклеветаний и убиений. А люди пытаются доказать, что это возможно. Люди верят не в благодать Божию, а в то, что могут Богом управлять.
– Что есть христианская жизнь?
– Христианская жизнь – это жизнь серьезного делания, самоотвержения. Именно поэтому Евангелие неустанно нам напоминает о необходимости самоотвержения, которым заниматься никто не хочет. И даже когда человек пытается жить христианской жизнью, он занимается самокопанием из гордости, якобы пытаясь разобраться, как ему быть. Это обыкновенный эгоизм, только он выражается в страхе за себя любимого.
Совлечение себя означает, что у человека уже больше не будет ни страха за себя, ни боли за себя, ни обиды за себя, ни тремора нервного о себе любимом. А если так произойдет, то и жизнь человека естественным образом изменится. Из жизни уйдет 99% того ненужного, что в ней есть. Все эти 99% жизни человека никчемные, потому что посвящены только одному – служению своему эго. Невозможно стать христианином, если кардинальным образом не изменить свою жизнь на жизнь по Евангелию. Если этого не будет, никакой христианской жизни тоже не будет. Человек может думать о себе все, что хочет, но в конечном итоге останется тем, кто он есть на самом деле, никакого движения к Богу не состоится, поскольку человек не сделал главного в своей жизни – Бога не избрал.
С каждым днем становится все меньше и меньше людей, способных праведно выбирать между Богом и жизнью, между правдой и ложью, между добром и злом. Что делает  человек для того, чтобы сделать свой выбор якобы верным? – Он наделяет зло категориями добра, и, выбирая зло, думает, что выбрал добро. Он выбирает сатану, но наделяет его качествами, которые имеет Бог, и думает, что выбрал Бога. Человек таким образом моделирует в своей прелести мнение о том,  что он действительно выбрал добро и выбрал Бога. Реально в жизни своей, в ее проявлениях, он выбрал вещи противоположные.
Человек в своей прелести и в своем внутреннем убеждении уже не хочет ничего менять, ему так комфортно, удобно – он служит себе. Человек не знает ни принципов, ни способов, ни механизмов жертвенной жизни, потому что Евангелие для него не авторитет. Если он читает Евангелие, то только для того, чтобы найти обоснование своей правде, а не для того, чтобы жить по правде Христовой.
Самая главная жертвенность, самый главный пример в нашей жизни – именно в Евангелии, которое описывает нам жизнь и проповедь, заповеди и наставления Господа нашего Иисуса Христа, без которых христианство невозможно.
Если человек будет изучать какие-то моменты Евангелия для того, чтобы утверждать себя в своей самодостаточности и другим указывать, то это бессмысленно. Евангелие есть смысл познавать только для одной цели – для исполнения его в жизни, для жизни по Евангелию, для изменения своей неправедной, ложной, псевдожизни на жизнь истинную, реальную, живую, деятельную.
– Насколько сложно жить христианской жизнью, какой должна быть жизнь православного человека?
– Жизнь православного человека по своей трудности, по своему самоотречению, терпению, смирению и умению превозмогать, уподобляется тому, чтобы с себя живого снять кожу, потому что в нас эгоизм пророс всеми возможными способами и укоренился и в сердце, и в разуме, и в душе. Бескровно это не происходит. Для нас это своего рода распятие. В Писании сказано: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. 5:29).
Освобождение от страстей также кровопролитно и также болезненно, как лишение себя одного или нескольких членов организма. Без этих потерь, которые необходимо совершить человеку, он не сможет ни праведно думать, ни праведно чувствовать, ни праведно жить.
– Очень часто люди недовольны тем, что их окружает: родственниками, соседями, ситуацией на работе и  так далее. Отчего так происходит?
– Человек не может быть недовольным собой, и поэтому он ищет недовольство вокруг. А проблема-то в нем, это он так устроен. Человек считает, что он всего достоин и, греша каждый день, не прекращая, достоин быть спасенным. Человек согласен принять лишь такую религию, в которой Бог служит ему, а он творит, что хочет. Это позиция безбожника. Сатана тоже хотел, чтобы Бог подчинялся ему.
Если человек хочет жить по-христиански, ему нужно найти в себе способности, не обвиняя никого, постараться увидеть собственные недостатки. И пока он еще жив, постараться сделать все, что от него зависит, чтобы это преодолеть. Человек все время что-то хочет от кого-то, а отдать себя чему-то, посвятить себя чему-то не может, или не хочет.
Человек ведет себя как безумный, который требует от Бога еще чего-то. Как будто того, что Он для нас сделал, мало. Человек ведет себя, как неблагодарный ребенок, как неблагодарный подопечный, как неблагодарный спасенный, как неблагодарный исцеленный. Неблагодарность – рак духовный. Это основная действующая сила самолюбия. Самооправдание, неблагодарность, саможаление очень серьезно руководят человеком.
Благодарный человек по-другому живет. Он аккуратно ступает по жизни. Человек, который имеет глубинное понимание благодарности Богу, благодарен за новый день, за то, что еще жив. Человек умеет благодарить за малое и радоваться тому, что есть. Он ступает по жизни аккуратно: он и думает, и говорит сдержанно – тогда он кроток нелицемерно.
Если благодарность искренняя – это взаимность в любви: «благо дарю». Кто может подарить благо? – Только имеющий благо сам, понимающий, что он облагодетельствован Свыше. Когда человек видит счастье, радость в том, что имеет, тогда это благо он способен передать другим. Тогда он может «благо дарить». Если человек не воспринимает благо от Бога, то и благодарить не может.
Благодарность Богу заключается не в том, что человек говорит: «Спасибо, Господи». Мы так не говорим никогда. Благодарность выражается в том, что человек дарит полученное от Него благо, преумноженное своей взаимной любовью к Богу, окружающим людям, чтобы таким образом Его благодать могла восторжествовать и царствовать на земле, если бы все люди были благодарными. Взаимной цепочкой благодарения люди освящали бы все внутри себя, вокруг себя. Тогда бы, возможно, всё было по-другому. Поскольку люди такие ропотные, недовольные и им всего всегда мало, от этого жизнь людей превращается в ад, у каждого в своей степени.
– Наши беседы все в некотором роде обличительные…
– Что означает обличение? Обличение – возвращение человека к правильному знанию о себе самом, к правильному пониманию личности, из заблуждений, в которых человек пребывал. Почему люди Евангелие читать не любят? – Потому что Евангелие обличает. Обличение помогает исцелиться от прелести только тому, кто способен его принимать. Обличение нечестивого есть рана ему.
Обличение тогда имеет смысл, когда оно призвано помочь человеческой душе отрезвиться, помочь обрести спасение. В противном случае – оно бессмысленно. Обличение – это предложение человеку одного из вариантов размышления на свой счет, чтобы не было у человека ощущения, что он сто процентов прав. Обличение – это когда человеку, несмотря на все неудобство «диагноза», все-таки его сообщают, чтобы человек с учетом этой правды, этого знания жил.
В духовной жизни очень важно, чтобы человек сам себя обличил. Для того чтобы обличить человека, нужна определенная готовность человека быть обличенным. Человека нужно как-то к этому подвести, чтобы он был готов понимать правильно и услышать, что ему говорят. Это очень долгий процесс – вывести человека на осознание собственного несовершенства. Очень ценно, когда человек подходит к пониманию своей проблемы, и сам в себе открывает эту греховную рану. И тогда, когда человек сам понял и осознал эту проблему, ее действительно можно лечить, можно исцелять. Когда сам человек готов принять ту исцеляющую благодать Божию, которая может врачевать эти недуги.
– Каким образом человек может увидеть свои грехи, обличить себя?
– Обличить себя можно при желании быть реалистом на свой счет, при желании жить в осознании себя таким, какой ты есть на самом деле, а не выдумывать самого себя себе, при желании избавиться от прелести, освободиться от иллюзий и подмен. Тогда у человека появляется способность исследовать себя на предмет того, кто он есть на самом деле. И тогда, по молитвам к Богу, Господь помогает желающему познать себя, открывать себя постепенно, потому что там внутри такие «звери», даже страшно подумать.
Когда у человека появляется знание о себе, он учится жить так, чтобы этот его враг не был сильнее его, главнее его, чтобы враг не мог подловить и подставить подножку, локализовать его на время, заключить в темницу. Внутри у человека огромное количество дверей, которые он еще не открыл. Когда человек не хочет сам себя обличать, он думает: «Нет этого подвала, не существует». А опускаться туда вниз и открывать эти двери, откуда на тебя накидываются вот эти жестокие, желающие разорвать тебя субстанции, никто не хочет, потому что это опасно.
Но в конечном итоге, надо признаться себе самому, кто ты есть на самом деле. Потому что когда человек понимает, в какой он беде, и в каком повреждении находится, у него гораздо проще происходит согласие с Промыслом Божиим. Человек себя знает и легче находит ответ на происходящее. А до того момента, пока человек себя не знает, он будет роптать, он будет мучиться, скорбеть, изводить себя на нет: «Господи, за что мне это?».
А когда человек себя познал, хотя бы отчасти, он не удивляется, а понимает: «Вот это мне для того, чтобы исцелить вот это, а вот это – потому что Господь хочет меня освободить от этого…». Человек смиряется внутри себя, зная, кто он есть на самом деле, и находит мир с Богом, потому что не отталкивает Его Промысла, не отказывается от Его участия. И понимая, куда это участие направлено, с какой целью – а цель у Бога спасать – человек это приемлет:  не отторгает, не отказывается и поэтому не расстается с Богом.
– Батюшка, насколько это важно – познавать себя?
– Желание быть с Богом заставляет человека познавать себя. Если человек себя не познает, то познать Бога не удастся. Без самопознания начать познавать Бога, понимать Его Промысел Благой о нашем спасении будет невозможно. Тогда человек будет в вечном конфликте с Ним, и соединиться с Ним не сможет. Поэтому желание обретать единство с Богом мотивирует человека на самопознание без «но», без «если», без саможаления и самооправдания.
Любая реакция на жизненную ситуацию, любое обстоятельство, любое событие, любой человек – это всегда инструмент одновременно и Промысла Божиего о нашем спасении, и происка сатанинского о нашей погибели. И мы каждый раз при попадании в какую-то ситуацию, при осознании какого-то события, при общении с каким-либо человеком, находимся пред выбором: «Что избрать в конкретный момент?». Но если человек не видит себя и исцеляющий Промысл Божий не понимает, тогда принять Бога он не может и попадается на происки дьявола, который действует на нас через этих людей, ситуации, обстоятельства. Тогда человек отпадает от Бога, потому что добровольно принимает те происки, которые дьявол предлагает ему.
– Враг рода человеческого знает наши слабости?
– Конечно. Он действует на нас таким образом, чтобы однозначно получить победу. И если человек свои слабости не изучает, он не может предусмотреть, куда дьявол ударит. А когда человек знает свои слабости – его не проведешь.  
– Кто такие миссионеры?
– Первый Миссионер у нас Сам Господь, Он есть Мессия. Господь показал нам способ проповедания. Он проповедовал Истину, Он ее озвучивал, расставил все приоритеты. Настоящий миссионер – это не тот, кто много знает из Священного Писания. Настоящий миссионер тот, кто горит духом Евангельской жизни, кто огнем благодатным зажжен. И как свечу зажигают одну от другой, так и миссионер может затепливать души.
Чтобы сберечь этот огонь, чтобы потоки слез, горя его не залили, нужны те, кто этот огонь сбережет. Проблема в том, что существует миссионерский отдел, а миссии как таковой – нет. Потому что невозможно назначить кого-то миссионером. Миссионер – тот, кто идет по стопам за Христом, кто за Мессией сам идет и зовет к этому пути.
– Может ли быть миссионер и духовник в одном лице?
– Миссионерская деятельность предполагает объективность, всеобъемлющность. А духовная жизнь – вещь субъективная, внутренне строится у человека. Поэтому нужны не только миссионеры, но и духовники. Миссионер и духовник в одном лице бывает очень редко. Это наша современность диктует нам условия, в которых миссионер должен быть и катехизатором, и социальным деятелем, и духовником одновременно.
– Почему сейчас такие большие проблемы с миссионерством?
Все началось гораздо раньше – с иудейской революции, со времен Христа, когда те, кто Его распяли, навсегда остались противниками Его. Многие люди после Его Воскресения обратились к Нему, но большое количество людей остались своей злобе верны. И эти люди в своей злобе поэтапно продолжают разрушать русский народ.
Первый этап – это революция 1905 года, когда обезглавили Российское государство, государственность разрушили. В 1917 году грянуло. Сегодня как раз день памяти Исповедников и Новомучеников Российских, которые были уничтожены. Весь цвет церковный, все духовные лидеры, все праведники, все те, которые могли быть примером в духовной жизни, были целенаправленно истреблены. Даже не только те, кто был в сане, а те, кто потенциально мог быть таковым – даже те из мирян, кто был правильным и твердым в вере, были уничтожены, чтобы они не могли стать тем семенем, из которого может что-то прорасти.
Второй этап – это сталинские репрессии, когда уничтожили весь цвет интеллигенции. Они могли восстановить Истину, потому что интеллигенты – ищущие души, они не могут жить на земле и не искать Истины.
Третий этап – период Великой Отечественной войны, когда уничтожили всех крепких и мужественных мужчин.
– Почему Бог попустил это?
– Потому что мы предали Бога. Не Бог попустил – мы отпали. Если посмотреть, как человек жил, какое было отношение у людей к вере, к церкви, когда был сплошной формализм, сплошная обрядовость, никакой духовности, распущенность, разврат, прикрытый внешним благочестием.
Это беспрецедентный случай, когда государство открыто объявляет религию своего народа своим личным врагом. Многие из тех, кто ходил в церковь, кто работал в церкви, служили в церкви, кто учился в семинарии, стали гонителями, потому что не было ничего: ни благочестия, ни аскезы, ни духовной жизни внутренней – все было внешне и лицемерно. Сейчас наступили те же самые времена, потому что земную церковь обезглавили, обездушили, обездвижили. Все убиенные мученики стали укреплением Небесной Церкви, благодаря чему мы еще и живем, учитывая, что происходит.
Новомученики отмыли своей кровью наше безбожие. Молитвами мучеников нам еще дается время на покаяние, чтобы мы изменились, успели исправиться. Своей духовной жизнью и смертью Христа ради, они влили новую силу в ту правду, которую попрали на земле. Они воскресили ту правду, которую люди умерщвляли на земле, умерщвляют до сих пор.
Бог врачует. Человек творит беззакония, а Бог так поворачивает попущения, чтобы мы своим беззаконием еще и укрепились. На одном Бутовском полигоне 40 тысяч лежит. Могила длиной в километр, глубиной 40 м, шириной 60 м. Когда археологи стали изучать участок, они пришли в ужас. А сколько таких мест: Гулаг, Карлаг… Сколько людей там полегло от болезней, расстрелянные, замученные, удушенные, изуродованные, умершие от голода…
Народ заболел, потому что отпал от Бога, народ стал умирать. Как врачи раньше пускали кровь для того, чтобы человек не умер, так и это своего рода попытка вылечить болезнь. Умерли за Бога только те, кто готов был стать исцеляющей пилюлей. Бог клич кинул: «Кто готов спасти свою Родину и веру?». Те, кто избрал смерть за Христа и за правду Его – те стали той исцеляющей силой, которая смогла дать право нашей земле еще быть, нашему роду еще существовать. Они исцелили нас, выкупили наши грехи, омыли своею кровью и дали нам возможность жить праведно.
– Почему мы так мало почитаем Новомучеников и Исповедников Российских?
Мы не понимаем то, насколько они важны для нас. Это Христос второй раз пришел и распялся за нас. Это нас должно обязывать к благочестию, подвигать к праведной жизни. Это то, что нас должно обличать в нашем грехе, то, что нам не должно позволять жить в неправде.
Люди не умеют молиться Новомученикам, не умеют почитать их. Люди не видят смысла в их смерти. Если бы они не отдали своей жизни, мы бы сейчас не жили. Не победили бы мы в Великой Отечественной войне, если бы эти люди в землю не легли ради правды Божией. Потому что благословение Россия не потеряла. И удержала милость Божию на себе только благодаря крови этих людей, которые свои жизни отдавали ради Бога, близких людей. Подвиг мирян особо важный. Простые люди явили такую преданность, такую крепость, которую не передать. Они явили искреннюю веру, которая показывает истинность того, кто такой верующий человек – когда для него Бог, Церковь, Храм важнее всего.
Это очень серьезный мотив перестать жалеть себя, перестать сетовать на жизнь, взять себя в руки, стиснуть зубы и, учитывая, что мы проживаем в таких условиях комфортных, которые людям в те времена и не снились, хотя бы перестать роптать. Не предавать их крови, не малодушествовать в такой ответственный момент, который у нас сейчас происходит.
Новомученики играют для нас огромную роль именно потому, что их пример перед нами существует. У нас есть жития, у нас даже сняты фильмы о Новомучениках и Исповедниках. Все это дано нам для того, чтобы мы не расслаблялись, а укрепляли свою веру.
– Мы еще, наверное, даже не на первой ступеньке к Богу…
– Нам не нужно думать о ступеньках, о высотах. Самое главное – это благодарить Бога за ту чудесную возможность, которую Господь нам даровал, несмотря на все то, что сегодня происходит в мире с человеческим родом. Господь милостью Своею не оставил каждого из нас в отдельности, и каждого из нас на сушу из этого бурного океана житейского вытащил, чтобы мы могли оценить разницу пребывания в полыме греха, в океане беззакония и на этой твердой почве фундамента христианской веры.
Любой человек, единожды вкусивший радость благодатного общения с Богом, единожды проникнувшись этим светом Божественной Истины, больше уже никогда не сможет удовлетвориться никаким суррогатом. И это – самое главное, потому что мы Божией милостью, Его благословением, Его Любовью согретые, окормленные, теперь уже не захотим вернуться в то прежнее состояние, в то обычное для мира состояние, в котором мы пребывали до момента, когда встретились с Богом, с верой, с христианской Православной Церковью.
Поэтому самая большая победа на сегодняшний день и самый великий дар – то, что мы с вами здесь; то, что мы с вами говорим о Святом, о Боге; то, что мы пытаемся понять, как нашу жизнь и душу устроить таким образом, чтобы быть преданным Богу и благодарным за эти Дары, а не занимаемся какими-то иными, ненужными, греховными и разрушающими нас делами.
Это самая великая радость, это жемчужина жизни каждого из нас. Пожалуй, это самое драгоценное, что есть на сегодняшний день в жизни каждого из тех, кто приходит на беседу в Храм, на Службу в Храм, кто живет церковной жизнью, потому что это тот самый адамант, который не имеет цены ни в этой жизни, ни в Вечности. Это то, что может реально человеческую жизнь, человеческую душу сделать полноценной и живущей, а не умирающей, чахнущей и разрушающейся, как это в большинстве случаев сегодня происходит.
В Евангелии сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
Никогда не сомневался, что Бог нас не оставляет. Если хотя бы на секунду допустить в душу сомнение об этом, тогда все зря, все напрасно. Бог жив, Бог с нами, Он обещал нас не оставлять – и Святыми Тайнами с нами, и святыми молитвенниками с нами, и благодатью Своей, проникая в естество наше, Он нас не оставляет никогда. Бог нас никогда не оставит, лишь бы мы Его не оставляли.
– Что есть благодать Божия?
– Благодать Божия – это и есть благодать Святого Духа. Это и есть то самое величайшее дарование, которое никакой человек никакими трудами ни при каких обстоятельствах не может заслужить. Это величайший дар от Бога, который мы с вами, немощные, никчемные, далекие от совершенства, разрушенные грехом люди, несмотря ни на что имеем.
И разве человек не имеет мотива или основания жить теперь иначе, и в каждом дне своей жизни земной, в каждом ударе своего сердца, благодарить Бога за то, что Он не позволил безумию мира окончательно его поглотить? Этого достаточно для того, чтобы человек был счастлив, чтобы жизнь человека и внутри, и снаружи несла благо, добро, радость и свет.
Человека окрадывает то,  что он поддается дьявольским искушениям. Не позволяйте себе быть обворованными, потому что если мы потеряем то, что нам Господь даровал, в этом не будет вины Свыше – это наше нерадение личное, наше личное неправедное, несерьезное, безответственное отношение.
Поэтому берегите благодать Божию, которую Господь вам подает. Берегите ее, как зеницу ока. Берегите это семя веры, зерно правды, которое Господь вложил в ваши души. Храните его всеми силами, оберегайте и взращивайте, чтобы из него могло произрасти то древо, которое принесет достойные плоды – плоды покаяния, которые могут подпитать нашу надежду на то, что мы будем с Богом вечно, не только в этой жизни, но и в будущей.  
Кто сможет это понять, внутри себя прочувствовать, тот поймет, о чем говорит Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). Царствие Божие, Радость Неземная здесь уже начинается так же, как, к сожалению, начинаются здесь и мучения адские. Поэтому нам выбирать, что нам ближе и почему ближе. Каждый нормальный человек в здравом уме и трезвом рассудке будет выбирать Бога и жизнь с Ним, а не что-то иное. Дай Бог, чтобы мы все не ошиблись, потому что ошибка эта равносильна не просто смерти – равносильна небытию.
– Батюшка, обличая себя и чувствуя свою немощь, иногда кощунственные мысли посещают: «Неужели Господь зря пострадал»?
– Господь не может пострадать зря хотя бы потому, что у нас такое количество мучеников, исповедников, святителей, преподобных, святых, праведных, юродивых. У нас огромный сонм Ангелов святых, которые сейчас на Небесах неустанно славят Бога, и Светом Его Божественным насыщают, нас с Вами укрепляют. Ничего просто так в жизни не бывает. Ничего не бывает напрасно, тем более такая Величайшая Жертва, которую Господь совершил ради любимых Им творений. Большего во Вселенной нет, не было и не будет. А мы наследники этого всего.
– Часто, слушая проповедь или наставления священника, осознаешь, что слышишь что-то важное для себя, но не вникаешь в сказанное. Почему так сложно бывает понять истинную суть вещей?
– Потому что нет инструмента веры, которым можно было бы принять сказанное. Для того, чтобы проповедь была доступна разуму, в разуме должно быть место, чтобы это вместить. «Имеющий уши да слышит» (Матф, 11:15). Если я глух, я не могу слышать того, что проповедует мне Господь, не способен принять.
Есть инструмент самоукорения, который помогает оттачивать момент самопознания, чтобы не было иллюзий на свой счет. Мы считаем себя «семи пядей во лбу», а реально мы из себя ничего не представляем. Потому что даже те доступные истины, которые свободно и легко звучат, по достоинству жить должны в нашей душе и в нашем разуме, они о нас стукаются, и падают.
Это говорит о том, что мы живем совершенно иными ценностями, совершенно свою жизнь никак не поменяли. Мы не приступили к подвигу, который позволяет высвободить территорию для Христа в нашем сердце, для Его благодати, которая могла бы жить там неотступно. А для того, чтобы это подвиг начался, нужно встряхнуть себя очень серьезно, понять, что все, что в тебе уложено и кажется нормальным, на самом деле – ложь, требующая пересмотра, перестроения, очищения. А до тех пор, пока мы довольствуемся происходящим, ничего не будет. Поэтому мы возвращаемся в конце беседы к тому, с чего начали – к словам святителя Феофана Затворника о том, что «невозможно быть христианином, если серьезно, кардинально и основательно не изменить себя и свою жизнь»…



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье