Вопросы беседы
Зачем и кому нужен пост? Что такое – правильный пост и что входит в понятие поста?
Какой пост угоден Богу и спасителен для души? Как поститься, чтобы пост не являлся простой диетой?
Почему Рождественский пост называют еще Филипповым постом?
Каковы правила воздержания этого поста?
Как понимать слова о Рождении Христа в душе, и как построить Дом для Духа Святаго в сердце человека?
Как научиться новоначальным правильно входить в пост?
Возможен ли пост духовный без гастрономического поста? Поможет ли воздержание во время поста познать самого себя? Как правильно изъявлять свою волю угодно Богу и спасительно для души?
Непонимание в семье во время поста – как выполнить установления Церкви и выполнить долг любви по отношению к неверующим ближним? Как найти компромисс с людьми, но не с совестью? Как провести мирские праздники, попадающие на пост – например, Новый год, и не погрешить против Закона Божия?
Пост вне Церкви – как к этому относиться? Является ли постом простое воздержание от пищи вне Православной Церкви? Является ли пост сам по себе самодостаточным?
Пост – это время покаяния. Как часто нужно исповедоваться – только ли перед Причастием? Что значит правильно исповедоваться? Можно ли достойно причаститься и являются ли пост и исповедь безоговорочным (абсолютным) допуском ко Причастию?
Почему в течение поста принято исповедоваться и приобщаться Святых Таин?
Желательно ли исповедоваться у одного священника и должна ли быть исповедь подробной?
Можно ли делиться с окружающими своими духовными проблемами или это является для них искушением? Что делать, если нет возможности рассказать о своих затруднениях духовному отцу?
Чему нас учит пост и в чем заключается радость поста?
Выдержки из беседы
С чем у православных связан пост? С нашей печалью удаления от Бога. То есть основной мотив и основная составляющая поста– это покаяние. Когда нет ничего дороже, чем Бог, и смысл жизни теряется, если ты не с Богом , тогда и пост будет правильным.
Исповедь – это реализация чувства покаяния. Само покаяние может случиться и без исповеди. Оно может произойти в любой момент - человеческое сердце и душа, сокрушенные сознанием своим греховности, будут взывать к Богу о прощении и укреплении в борьбе. А вот исповедь без покаяния невозможна. Именно чувство покаяния подвигает человека к правильной, полноценной, глубокой, осознанной исповеди, в которой человек не просто хотел бы совершить доклад о проделанных грехах, а в которой человек хотел бы воссоединиться с Богом, восстановить свое с Ним взаимоотношение, вернуться к Нему.
В Таинстве исповеди через разрешительную молитву Богом даруется оставление греха, т.е. человек может совершать свое дальнейший жизненный путь, не будучи обремененным последствием своего падения, потому что он от сердца искреннее в нем покаялся. Но это не значит, что человек стал другим и не способен согрешить. Если человек искренне, с сокрушением сердца исповедовался, он получает возможность начать жизнь как бы с чистого листа. Многие святые отцы называют правильную исповедь восстановлением крещения.
В человеке нет сил – «Святый Боже, Святый Крепкий , Святый Безсмертный , помилуй нас» - мы обращаемся к крепости Бога. И душа наша, погрязшая во грехах и часто обреченная на смерть через это, обращается к Тому Единственному, Кто может наделить эту душу, наделить это сердце, наделить этот разум человека способностью, знанием, силами и умением совершать труды во славу Божию и во спасение души.
Пост научает нас быть внимательными к своим проявлениям жизненным, к своим чувствам, мыслям, поступкам, желаниям и научает руководить с помощью Божией себя и свои внутренние проявления именно по-христиански - к Богу, ко спасению души и по отношению с самим собой и по отношению с ближними нашими.
Радость поста заключается в том, что человек обретает радость освобождения от греха, от заблуждений. Это радость обретения истинной свободы. Навык этого посвящения себя Богу в коротком периоде поста впоследствии должен перерасти в возможность и способность всю свою жизнь, все свои дела, все свои помыслы посвятить Богу и в Его славу.