Пророки, жития » Святой пророк Малахия

О последнем Святом Пророке Ветхого Завета Малахии

(3) 16 января каждого года от Рождества Христова Единая Святая Соборная Апостольская Церковь вспоминает и чтит память Святого Пророка Божия Малахии.

Эта традиция имеет глубокие корни и связана со временем явления в мир великого торжества и чуда – Богоявления Пресвятой Троицы, что свершилось в великий день Крещения Господа нашего Иисуса Христа пришедшего в мир для спасения падшего во грехе человечества. Накануне этого поистине чрезвычайно важного события, столь долго ожидаемого Святыми Патриархами и Пророками Ветхого мира, мы вспоминаем последнего из них – Малахию – Пророка уходящего в вечность мира, предрекшего чрез Духа Святаго великое число уже сбывшихся и грядущих событий мировой истории.

Все эти обстоятельства не могут не разбудить в сердце христианина живого интереса к фигуре столь значимой фигуре Ветхого мира, о которой, к несчастью, мы и теперь знаем не так много.

Предание иудейской Церкви говорит о том, что имя Малахия в переводе означающее «вестник или посланник Божий» имя не нарицательное, а собственное. Талмуд называет Пророка членом великой синагоги. Блаженный Иероним Стридонский (память (15) 28 июня) свидетельствует, что в переводах Акилы, Феодотиона и Симмаха стояло собственное имя Пророка Малахии. Толковники же Православной Церкви – древние и новые признают, что книга написана действительно Пророком, носившим это имя, как имя собственное. Потому Русская Православная Церковь празднует память Святого Пророка Малахии один раз в году (3) 16 января.


Основные сведения о жизни Пророка почерпнуты богословами из сочинения озаглавленного «О жизни и смерти Пророков», написанного на еврейском языке. Отсюда почерпнул свои сведения о Малахии Святитель Епифаний Кипрский (память (12) 25 мая), а от него составитель жития Святых Святитель Димитрий Ростовский (память (21 сентября) 4 октября и (28 октября) 10 ноября).


По этим сказаниям Малахия родился в Софре (Софа, Суфра) от племени Завулонова происходящего от шестого и последнего сына Иакова от Лии. Это племя владело лучшей частью Палестины (север), что имеет особенно высокое значение для православных христиан, поскольку на этой земле происходили главные события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Назарет, Канна, Тивериада, г.Фавор и другие освященные Его Божественными стопами места лежали в области колена Завулонова.

Имя свое «Ангел» он получил от народа за свою необыкновенную красоту, ангельскую чистоту и потому еще, что много раз беседовал с Ангелом.


Жил Святой Пророк Малахия за 400 лет до Рождества Христова и почил в молодых летах.
Некоторые из толкователей полагают, что Малахия происходил из священнического рода, т. к. в его книге много внимания уделяется современным ему положением священства и богослужения. Даже более того, многие из сказанных Пророком обличительных слов и сегодня можно цитировать для обличения множества пороков уже современной Церкви Христовой. И чем ближе конец мира и приход в мир антихриста, тем явственней воспринимаются современниками слова Пророка Малахии. О об этом позже.
И все же оснований считать Пророка из рода священников недостаточно, поскольку в то время интересоваться положением священства и богослужения мог всякий добрый израильтянин.
Пророк Малахия жил после плена Вавилонского и несколько времени спустя после Пророков Аггея (память (16) 29 декабря и Захарии (память (8) 21 февраля). В то время храм Соломона уже был построен, жертвоприношения совершались полным ходом, но первоначальная ревность к этому великому делу благочестия уже заметно охладела, о чем мы и узнаем у Пророка Малахии в его книге (Мал. I, 6, II, 1 и III, 1, 10,). нравственные недостатки народа еврейского уже были не те, какие составляли предмет обличения Пророков Аггея и Захарии, а скорее приближались к тем, которые существовали во времена Пророка Ездры и благочестивого правителя Неемии, назначенного наместником в Иудее по приказу царя Персии Зоровавеля. Все это происходило в 433 году до Рождества Христова, о чем нам сообщает сам Неемия (Нем. XIII, 6). Свои обличения Пророк Малахия совершил, ведомый Духом Святым, в Иудее во время отсутствия Неемии в Иерусалиме. Т. о. деятельность Пророка Божия падает на эпоху Ездры и его современников, т. е. на пятое столетие до Р.Х.


Пророк Малахия обличает народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему худые жертвы (Мал. I). Священников - за то, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона безславят Бога, произведя соблазн в народе (Мал. II, 1-9). Пророк гневно обличал народ за вероломство и нарушение завета отцов своих.

Обличение иудеев

Пророк Малахия протестовал против небрежности в деле богослужения, равно как и против нарушения теократических обычаев в народе израильском. Особенно сильно обличает Малахия за отсутствие страха Божия священников и тех израильтян, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Святой Пророк угрожал им судом Божиим и за другие пороки: за их чародейства и прелюбодеяния, за ложные клятвы, за удержание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не бояться, говорит Господь Саваоф», «…Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями», «…Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» (Мал. III, 5-12).
Наконец Пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто служить Богу, безполезно соблюдать Его постановления, что нечестивые и делающие беззаконие живут счастливее, лучше устраивают свои дела и остаются целы (Мал. III, 5-12).
Обличая эти пороки, ныне и нам, русским, хорошо знакомые, Малахия, вместе с тем, провидел славу второго храма Соломона и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии.

Предтеча Крестителя и Спасителя

Но своею обличительною проповедью Пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинной теократии Иудеи. Главной целью его служения было приготовить народ к приходу в мир Господа.

Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними Пророками Мессия как Судия грешников и Благодетель для праведников.
Пророк Малахия возвещает то, что Господь придет скоро, что он выступит как Судия для всех вообще людей, в том числе для иудеев. Самое главное в пророчестве Малахии состоит в том, что он приготовляет иудеев к приходу Пророка и Предтечу Господа – нового Илию, который должен обратить израильтян на путь спасения. Его приход обусловлен тем, что ни священники, ни простые иудеи не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет по пришествии Своем всех. И потому по снисхождении к избранному народу Он посылает им нового Пророка, которым стал Иоанн Креститель – Предтеча Спасителя. Вот почему Единая Святая Соборная м Апостольская Церковь Христова празднует день памяти Святого Пророка Малахии за 3 дня до Собора Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, почитая т. о. предвозвестившего его Пророка, Крестившего в водах Иордана Спасителя мира.
Вся книга Малахии уместилась в еврейской Библии в три главы, однако в Православной Библии книга Пророка Малахии разбита на 4 главы по смыслу содержания каждой.

О книге Пророка

Главное отличие книги Пророка заключается в том, что Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем до него оба вышедших из плена Вавилонского Святых Пророка Аггей и Захария. Он ненавидит только Идумеев, этих закоренелых врагов народа иудейского, а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие (Мал. I, 11). Если Аггей и Захария пророчествовали день Господень, как уничтожение всей языческой силы (Агг. II, 5 и слова Зах. I, 14), Малахия говорит только об этом Суде, что он коснется народа иудейского (Мал.III, 13). Пророк Малахия особенно отличается особым благоволением ко всем слабым и обиженным, в особенности к отверженным женам. Он – ярый враг развода (Мал. II, 16).
Но самое главное пророчество Малахии предвещает – Господь придет в свой храм внезапно и здесь произведет Свой суд над иудеями, причем Ему будет предшествовать Предтеча или Ангел (Мал. III, I). А после суда Пророк предвозвещает распространение славы Божией пред всеми народами (Мал. I, 5, 11; II. 1-5; III. 16-18, IV).

В конце деятельности правителя Неемии книга Пророка Малахии была, без колебаний, включена в канон священных книг. Вот почему к третьему веку до Рождества Христова уже существовал сборник 12-ти Пророков.

В Новом Завете книга Пророка цитируется неоднократно, как книга пророческая и богодухновенная, всем известная и признанная канонической (Матф. XI, 10; Марк. I, 2; Лук. II,17; Рим. IX, 13).
Самые известные толкования на книгу Пророка Малахии принадлежат Святому преподобному Ефрему Сирину (память (28 января) 10 февраля), блаженному Иерониму, Святителю Кириллу Александрийскому (память (18) 31 января и (9) 22 июня) и Священномученику Феодориту Антиохийскому (память (8) 21 марта). Все эти произведения переведены на русский язык еще до переворота 1917 года и были известны русским богословам и мыслителям. Так русские толкования принадлежат Епископу Палладию, Сирнову Е.К. (Епископ Иоанн), Грецову А. и знаменитому профессору П.Тихомирову (пророк Малахия, Исследование. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., стр. 596).

Скончался Святой Пророк Малахия в молодых летах и погребен в своем отеческом селении Суфа. Он был последним ветхозаветным Пророком, почему прежде у первосвященников израильских, а после и Святых Отцев Церкви Христовой называется «Печатью Пророков».. До явления в мир предсказанного им Крестителя, Собор которого Вселенская Церковь будет отмечать (7) 20 января четыре века не было в мире Пророков, что также говорит о значимости служения Малахии и тех пророческих слов, которые произнес он и запечатлел в своей книге.

Книга Пророка Малахии последняя в числе книг «малых Пророков». Она изобилует мессианскими пророчествами, и в соответствии с мессианским характером содержания (Мал. III, 1-3), 6-7, 12, 17-18; IV, 4-6) все пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паримии, во все праздники в честь Святого Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Тропарь, глас 2-й

Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующее, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4-й

Проочества дарованием богатея, пророче, Христово предвозвестил еси пришествие Яве и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

Ин кондак, глас 8-й

Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, и сподобися преди будущая вещати\, Господне бо вочеловечение всем уяснил еси, темже вопием ти: радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.

Величание

Величаем тя, пророче Божий Малахие, и чтим Святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье