1.
Радуйся зело, дщи Сионя (Зах. 9, 9):
проповедуй радость,
дщи Иерусалимля: ликуйте людие
града Божия (Пс. 47, 2): взыграйте врата и стены Сиона, и вся земля:
возопийте горы (Ис. 44, 23), и
холми в восторгах
взыграйте (Пс. 113, 6):
реки восплещите руками (Пс. 97, 8), и
людие Сион обыдите (Пс. 47, 13), видя в нем пришествие Бога. Да соединят свой ныне глас небесные жители с земными, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом: ибо здесь Христос Небесный и земный пребывает. Окрест Небесного, умные Силы ликуйте: земного, земнородные со Ангелами воспойте.
2. Ибо ныне
явися Бог богов в Сионе (Пс. 83, 8):
ныне преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86, 3) Иерусалиме
граде Царя великаго (Пс. 47, 3). Отверзи (Пс. 23, 7) врата Тому, Кто всем отверз врата небесные, и отворил всем райские двери Тому, Кто отверз врата гробные (Мф. 27, 12) на Кресте (вися), кто сокрушил адовы (Пс. 106, 16; Иов 38, 17) вереи вечные и заключил преславно девические двери. Ныне Тот, кто древле с Моисеем беседовал на горе Синайской Боголепно (Исх. 20, 1), исполняет закон,
под законом бывая (Гал. 4, 4) раболепно. Ныне
Бог от Фемана (Авв. 3, 3) в Сион приходит: ныне Жених Небесный, с Богоматерним чертогом, во храме является. Дщери Иерусалима (Песн. 3, 11), изыдите в сретение Ему. Светильники светло свету истинному возожгите: ризы душевные Жениху Христу (Мф. 25, 6) благоукрасите.
3. С Cиoном людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.
4. Итак,
вси языцы восплещите руками (Пс .46, 2): все концы земли
приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5).
всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6),
вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык
да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и
ветхое деньми (Дан. 7, 9)
: Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех.
5. Младенца вижу от Вифлеема во Иерусалим входящего, и никак от горнего Иерусалима не отлучающегося. Младенца вижу по закону во храме жертву приносящего на земли: и Того же на небесах приемлющего благочестивые всех жертвы: Сего на руках старца по смотрению, и Того же на Херувимских престолах Боголепно (Пс. 79, 2): Сего приносимого и очищаемого, и Того же вся освящающего и очищающего. Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очистилище, Сам и преносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь: Сам всесожжение (Быт. 22, 6, 7, 9, 10, 13), . Сам и нож
духовный (Еф. 6, 17): Сам и Пастырь, Сам и овча: Сам жрец, и Сам жремый: Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий: Сам закон и Сам ныне под законом бывающий (Гал. 4, 4).
6. Но послушаем о дни сем и от Священных Евангелий. Ибо дивный Лука о Христе сказал:
яко егда исполнишася дние очищения его по закону Моисеову, вознесоста ииcуca во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзали ложесна. Свято Господеви наречется (Лк. 2, 22, 23). Хотя и Самуил, и Исаак, и вместе Иаков, также Иосиф, и другие, родившиеся от неплодства сверх надежды, и разверзшие неплодные ложесна матерей. Святи Господеви нареклися: но Христос, Един (Единого Отца Единородный Сын) от Единые Девы родившийся, и Девственных врат не разверзший, не только
Свят Господеви, но
Святый Святых (Дан. 9, 24),
и Господь господей (1 Тим. 6, 15), и Бог богов, и Первороден первородных, и Князь князей, и Царь царствующих (Апок. 19, 16), и наречется, и верою исповедан будет, и покланяем будет, и ныне во Храме от Симеона проповедан будет.
7.
Бе, говорит Евангелист,
человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: И человек сей праведен, и Дух Божий Свят бе в нем. И бе ему обещано Духом Святым не видети смерти, прежде даже м видит Христа Господня. И прииде Духом в церковь: и егда введоста родителя Отроча ииcyca, сотворити има по обычаю законному о Нем, и
сей (Симеон)
прия Его на руку своею, и
благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 25–32).
Кто возглаголет силы Господни! слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105, 2)?
Содержай всю землю дланию (Ис. 40, 12), во объятиях старца вмещается: и носится носяй
всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3).
8. Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий:
ныме отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк. 2, 29): ныне разрешаешь меня от вечных уз: ныне разрешаешь меня от тления: ныне разрешаешь меня от смерти: ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже! Сего во храме Симеон, взяв на руки, и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется: и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный.
9. Сей есть
Отчия славы сияние (Евр. 1, 3): Сей есть начертание существа всех вещей. Сей Свет светов, из Отеческих недр возсиявающий. Сей
Бог богов (Пс. 49, 1) и от Бога Бог познаваемый. Сей
источник жизни (Пс. 35, 10), от источника, жизни Отчей происходящий. Сей
река Божия (Пс. 45, 3, Пс. 64, 10), от бездны Божией исходящая, но не разлучающаяся. Сей сокровище благости Отчей и бесконечного блаженства. Сей вода
жизни (Ин. 4, 14), и жизнь миру дарующая. Сей есть луч несозданный; от первосветного Солнца рождающийся, но непресекаемый.
10. Сей есть
Бог Слово (Ин. 1, 1), словом единым из небытия в бытие все вещи составившее. Сей есть денница прежде денницы устроившая бесплотные Силы Небесных, бестелесных (Иов. 38, 7), невидимых воинств и чинов. Сей есть
npoсmepшuй небо един (Иов. 9, 8), и ходящий по морю, как по земле. Сей есть
мглою noвивший бездну (Иов. 38, 9).Сей есть
утвердивший землю на водах (Пс. 135, 6). Сей есть
оградивший море песком (Иов. 38, 10, 11). Сей есть Тот, Который свет
разделил от тьмы (Быт. 1, 4). Сей есть Тот, Который составил круги звезд. Сей есть Тот, Который весь, видимый и мысленный, мир премудростью сотворил. Сей есть Тот, Который руками нерукотворенными из брения сложил и изобразил человека (Быт. 2, 7). Сей есть Тот, Который по
образу Божию создал нас, и ныне Сам По образу нашему сделался человеком. Человек, но вместе и Бог. Человек видимый, весь как и я сам, и с частями, которые меня составляют, чтобы очистив, спасти меня: Бог же разумеваемый, совершенный от совершенного Отца Существо имеющий. Иже во
образе Божии Владычне
Сый (Флп. 2, 6.7), ныне
зрак мой
принял paбuй: не умалив достоинство Божества, но освятив смешение моего естества. Горе весь, и доле весь Тот же познаваемый: горе родившийся безлетно, и доле бессеменно. Горних Творец яко Бог, и в дольних тварь яко человек.
11.
Услышите сия вси языцы (Пс. 48, 2): Слыши Израилю: Господь Бог твой Сей есть, Которого я, твой Священник Симеон, на руках нося, великим проповедаю гласом, народу во храме свидетельствуя. Посему
внемлите люди Мои слову Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих (Пс. 77, 1). Cиe Отроча есть, о Коем Исаия предвозвестил говоря:
яко Отроча родися нам, сын и дадеся нам: и
нарицается имя Его велика Совета (
Отчаго)
Ангел: Чуден, Советник, Бог крепок, Властелин, (
Израиль!)
Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9, 6). И если
Бог крепок cиe Отроча, то явствует, что о Нем Давид сказал:
явится Бог богов в Сионе (Пс. 83, 8). О сем Отрочати Иеремия вопиет:
яко Бог на земли явися, и с человеки поживе (Вар. 3, 38).
12. Cиe Отроча есть, Которое рассекло Израилю древле море (Исхода 14. 21), а Фараона потопило: и закон дало Израильтянам, и манну одождило, и столпом огненным Еврейский род водило, и камень разверзло (Чис. 20, 8), и купину от огненосного пламени сохранило неопально (Исх. 3, 2). Cиe Отроча соделало четыредесятилетнего Моисея губителем Египетского народа (Исх. 2, 11), и в течение четыредесяти лет его Пастырем овец показало (Исх. 3, 1) и в течение четыредесяти лет вождем Израилю поставило, и четыредесять дней поститься его укрепило (Исх. 24, 18): как и само cиe Отроча, по крешении, четыредесять дней постилось (Мф. 4, 2), и после четыредесяти дней Своего из мертвых Воскресения (Деян. 1
, 3, 9, 11), в горний Иерусалим вознеслося: и после четыредесяти дней Своего от Девы рождения, ныне в земный Иерусалим вниде.
13. О сем Отрочати Аввакум предвозвещая говорил:
Бог от Фемана, то есть, от Юга
приидет (Авв. 3, 3). Ибо от Южные страны, от Вифлеема ныне в Сион вниде. О сем Отрочати Моисеи вам засвидетельствовал говоря:
яко Пророка вам возставит Господь Бог от братии вашея: и всяк иже не послушает Его, истребится душа его (Втор. 18, 15, 20, Деян. 3, 22). О сем Отрочати Пророк Давид молился, говоря:
седяй на Херувимех, явися (Пс. 79, 2):
воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас (там же, 3). И паки:
скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи (Пс. 78, 8). И паки:
Господи преклони небеса, и сниди (Пс. 143, 5). И еще:
Ты Господи, Боже сил: вонми nocеmumu вся языки (Пс. 58, 6). Сего ради
разумейтв языцы и покаряйтеся (Ис. 8, 9).
14. Видите иудеи, и веруйте, яко Cиe Отроча воспевают Ангели: Сему покланяются Архангели: Сего трепещут Власти: Cиe славославят Силы: Сему служат Херувимы: Cиe богословят Серафимы. Сему работает солнце: Сему служит луна: Сему послушны стихии: Сему подчиняются источники. Cиe Отроча узревши, врата адовы сокрушились: врата же небесные отверзлись (Иов. 38, 17), и ад видя, вострепетал. Cиe Отроча смерть упразднило, диавола посрамило: клятву разрешило: печаль пресекло: змия стерло (Быт. 3, 15):
средостение разрушило (Еф. 2, 14): сопротивное рукописание грехов раздрало (Кол. 2, 14): грех попрало: лесть разорило: тварь восстановило. Cиe Отроча Адама избавило: Еву воссоздало: языки призвало: мир просветило.
15. Итак, придите и вы, Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостям работая, но духом играя:
не вином упивающеся, но духом горяще (Рим. 12, 11). Тако днесь будучи светлыми, украсим светильники светло: тако, якоже сынове света (Ин. 12, 36): свещи истинному Свету Христу принесем: понеже
свет во откровение языком (Лк. 2, 32) миру явился. Почему яко светове от света, паче
снега очистимся, паче млека просветимся, паче камене сапфира возблистаем (Плач. 4, 7): паче
голубиц чистых (Ис. 60, 8) взлетев на небеса, таким образом во сретение Господне изыдем.
16. Все ныне, и всегда празднственные возопием песни: со Ангелами возликуем (Лк. 2, 13) с Пастырями светом озаримся (Лк. 2, 9): с Волхвами поклонимся (Мф. 2, 2): с Вифлеемом да празднуем: с Cиoном сретим (Песн. 3, 11): со храмом освятимся: с Девою величая, возрадуемся (Лк. 1, 46, 47): с Иосифом принесем, аки
два горличища (Лк. 2, 24), душу и тело: с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем (Лк. 2, 28, 38): да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию, щедротами, и человеколюбием Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Коему слава и держава, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Текст приводится по изданию:
Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 358–366. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.
Сие слово в Прологе февраля 2 дня приписано Св. Кириллу Apxиeпископу Цареградскому, а в Греческих рукописных и печатных книгах Св. Кириллу Иерусалимскому, но до взятия Цареграда не было в оном архиепископа, именем Кирилл, Иерусалимскому же Св. Кириллу не принадлежит оное потому, что праздник Сретения установлен уже в 6 столетии по Рождестве Христове.