Святитель Инокентий Херсонский:
Христос воскрес! То есть, братия, кто воскрес? Тот, в лице Которого на Голгофе попраны были все права невинности и человечества. Который разве тем оскорбил врагов истины, что не сотворил никакого греха, «и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Который пришел для спасения самых ожесточенных грешников, возлюбил нас всех любовью вечной, беспримерной и умер за всех нас на кресте.
Для чего воскрес? – Дабы засвидетельствовать, что учение, преподанное Им для нашего спасения, совершенно истинно, что жертва, принесенная Им за грехи всего мира, принята, что права на царство вечное, от Него пред смертью нам уступленные, утверждены, что воля Его, дабы и мы все были там, где теперь Он (Ин. 12:26), и видели славу Его, будет исполнена.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Воскресению Христову верят многие-премногие, но мало таких, которые бы чисто зрели его. Те же, которые не зрят так Воскресения Христова, не могут поклоняться Иисусу Христу, как Господу. Почему священная песнь, которую часто имеем мы в устах своих, гласит: “Воскресение Христово”, не веровавше, а что? “Воскресение Христово видевши, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному”. Как же это Святой Дух подвигает нас петь: “Воскресение Христово видевши”, то есть что мы видели Воскресение Христово, – когда мы не видали его, так как Христос воскрес больше тысячи лет прежде, да и тогда никто не видал, как Он воскрес? Уж не хочет ли песнь церковная научить нас говорить ложь?! Да не будет! Перестань злословить! Напротив, она завещала нам возглашать этими словами совершенную истину, напоминая о том Воскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас, верных, и бывает не просто, но светоносно, блистая сияниями Божества Его и нетления. Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас Воскресение Господне, и еще более – дает нам благодать видеть Самого воскресшего Христа Господа. Почему и поем: “Бог Господь и явился нам”; и, желая показать второе его пришествие, прибавляем вслед за тем: “благословен грядущий во имя Господне”. Итак, в тех, в которых явился Христос воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо когда приходит в нас Христос благодатию Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем дотоле, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного. И не только это, но Он дает нам благодать и такую, что мы ясно познаем, как Он воскрешает нас и прославляет вместе с Собою, как удостоверяет все Божественное Писание.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
Сыны и дщери ветхого Адама, рожденные по образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верой в нового Адама. Этот переход, это воскресение незаметны для чувственных очей, непостижимы для плотского ума, но ясны и ощутительны для души, над которой они совершаются. «Когда слышишь, — говорит св. Макарий Великий, — что Христос, сошед во ад, освободил содержимые там души, не думай, что это далеко отстояло от совершающегося ныне. Знай: гроб — сердце, там погребены и содержатся в непроницаемой тьме твой разум и твои помышления. Господь приходит к душам, во аде вопиющим к Нему, то есть в глубину сердца, и там повелевает смерти отпустить заключенные души, молящие Его, Могущего освобождать, об освобождении. Потом, отвалив тяжелый камень, лежащий на душе, отверзает гроб, воскрешает точно умерщвленную душу, и выводит ее, заключенную в темнице, на свет».
Святой Григорий Богослов:
Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся»,— возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.
И как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную (слово «пасха» значит — переход), так Христос — «новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший на Себя грех мира» — Своею кровью заключил Новый Завет, положив начало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни.
Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! (Тропарь, глас 5-й).
Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.
Святитель Феофан Затворник:
Ныне у нас, братие, праздников праздник и торжество торжеств — время хвалений и песнословий. Ныне удивил Господь милость Свою над нами. Воскресение Его всем возвещает конец наказания, отпущение грехов, оправдание, освящение, искупление, усыновление и наследие небес: Бог на земле — человек на небе, все в соединении. Теперь очевидно стало, что древняя брань прекращена, что Божество примирилось с нашим естеством, диавол посрамлен, смерть связана, рай отверзт и великая надежда на будущее воскресла. Что может сравниться с такими благами и обетованиями? Приидите, возрадуемся Господеви, составим песнь Спасителю — Богу нашему.