Греческий журналист-международник, писатель, политический обозреватель Георгий Александру рассказывает о своей книге «Воздвигший Крест во льдах» – фундаментальном исследовании первоисточников, преданий и сведений из самых разных культур, – посвященной апостольскому служению св. Андрея.
– Георгий, расскажите, пожалуйста, как вы начинали писать эту книгу?
– По заданию редакции я занимался сбором материалов для книги о карельских святых. Так я оказался в финском Нововалаамском монастыре. Настоятель всячески помогал мне, предоставив неограниченный доступ к монастырским архивам и дав возможность делать копии со всего, что мне может потребоваться. Мы с женой – она у меня родом с Украины, русская по происхождению – сделали там множество переводов и по возвращении в Грецию приступили непосредственно к написанию книги. К тому времени я уже осознал, что начать следует с жития самого св. ап. Андрея.
– Сохраняется ли и в наши дни предание о том, что св. ап. Андрей бывал в Карелии?
– Да, об этом говорят иноки русского Валаамского монастыря, некоторые насельники финского Нововалаамского монастыря, равно как и местные жители – русские и карелы. Изображение св. ап. Андрея помещается в центре иконы «Собор карельских святых», находящейся в Нововалаамском монастыре.
Начав писать, я стал получать разрозненную информацию о св. Андрее буквально со всего света. В конце концов, мой редактор – София Орианиду – сказала: повремени с житиями карельских святых, напиши сначала о самом св. Андрее. Я чувствовал себя недостойным быть автором книги о великом апостоле Христове и утешал себя так: да, человек я грешный, даже, можно сказать, многогрешный, но так получилось, что это книгу выпало писать именно мне; а раз получилось – надо делать. На меня налагалась некая внутренняя обязанность, избежать которой было невозможно. Я недостоин писать о нем, но я должен был, и потому прошу всех меня простить.
Итак, я приступил к работе. Обнаружилось множество источников, многие люди стремились мне помочь – сведения стекались отовсюду: тексты и устные предания с севера России, из Центральной Азии, Восточной Европы, Эфиопии и даже из Пакистана, от представителей местной народности калаш. В их текстах сообщалось о присутствии посланца Господа по имени Индрейн. В своей книге я цитирую это предание на языке оригинала. Кстати, на древнерумынском имя апостола звучит очень похоже – Индреан. В процессе работы мною собрано немало местных преданий, все, что только можно было найти. Поначалу, конечно, трудно было, а потом оказалось, что в материалах недостатка не будет.
– Вы говорили, что сведения, казалось, кто-то просто кладет у вас на пути.
– Да, но сначала они были беспорядочны, хаотичны. Просто разрозненная информация из разных частей света. К тому же, я не хотел превращать легенды в предания. Я стремился лишь проверить информацию, содержавшуюся в этих источниках, посмотреть, куда ведут следы. Это напоминало работу над огромным «пазлом», который надо собрать. Я написал уже около тысячи страниц книги о св. Андрее, цитируя первоисточники, составленные где-то приблизительно на пятидесяти языках и диалектах. Сама книга, конечно, на греческом и называется «Воздвигший Крест во льдах».
– С какими языками вам пришлось работать?
– Устные предания и тексты, относящиеся к житию св. ап. Андрея, были на древнегреческом, современном греческом, понтийском и калабрийском диалектах, грузинском, абхазском, армянском, старославянском, сербском, русском, украинском, румынском, языке народностей калаш, баганда, курдском, эфиопском (гиз и амхарском), коптском, арабском, арамейском, турецком, иранском, болгарском, староанглийском, современном английском, немецком, итальянском, латинском, албанском, финском, карельском, арамейском и еще на различных диалектах. Среди них были и первоисточники, не упоминавшие непосредственно о св. Андрее. Из них я взял сведения о мире, в котором он жил. Для этого потребовались переводы с древнееврейского, самарянского, банту, кушитского, языков тесо и сан, токарийского, санскрита, китайского, монгольского, корейского, готского, шведского, норвежского, польского, таджикского, согдианского и других. Мне повезло найти переводчики у местного населения многих стран, а также у исследователей, помогавших мне в работе. Особая благодарность – моей жене Ольге, поскольку ее работа с материалами на славянских языках легла в основу всего исследования. Огромное содействие мне оказал известный профессор догматического богословия Мегас Фарантос, представитель Вселенского Патриархата и греческой Церкви, ведущей диалог с римокатоликами и другими церквами и религиями. Он доверяет мне как исследователю, интересуется данной работой, оказывает помощь. Помнится, он сказал мне: во-первых, не критикуй предания, которые изучаешь, либо принимай их, либо отвергай, а критиковать не надо, не твое это дело; а во-вторых, выбери принцип работы, пусть оппоненты выступают против твоего толкования и выводов, но не против самого принципа». И принцип у меня получился такой: я принимаю как возможно истинные все свидетельства, будь то творения Святых Отцов, устное предание из Узбекистана, коптский текст из Эфиопии, археологические находки китайского ученого и даже просто чей-то сон. Моя идея заключалась в том, чтобы собрать все разрозненные сведения из самых разных источников, сложить вместе и посмотреть, насколько информация о путешествиях св. ап. Андрея в этих разных источниках согласуется хронологически и географически, насколько, продолжая выбранное сравнение, одна часть «пазла» вставляется в другую. Сначала мне просто хотелось узнать, могло ли в принципе произойти все то, что обнаружилось в источниках. Узнать это я собирался, сравнив один пространственно-временной отрезок жизни св. Андрея с другими. А потом, обнаружив противоречия, я мог бы вычислять тот путь, которым на самом деле следовал апостол.
Вопрос стоял так: можно ли, поместив в ряд разрозненные предания, хоть с какой-то долей вероятности пройти по стопам св. ап. Андрея? Сильнейшим свидетельством, на которое возлагалась основная надежда, были ранние письменные сведения о пребывании апостола в той или иной местности, подтверждаемые отдельным устным преданием в той самой местности. Продолжая работать в этом направлении, я обнаружил, что по времени и в географическом отношении предание из Казахстана, например, согласуется с согдианским преданием (современный Узбекистан), согдианское предание – с парфийским (Персия), парфийское – с сирийским. Это напоминало состав, вагоны которого последовательно и четко следовали один за другим. И в конце концов у меня остался всего один невыясненный период – двадцатилетний отрезок жизни св. Андрея с того момента, как он вернулся с финского Валаама на Черное море и до того, как отправился в Синоп, а оттуда в Патры, где его ждал мученический венец.
– И вам удалось ли выяснить, где он был эти двадцать лет?
– Да, удалось. Я обнаружил одно местное предание, согласно которому Андрей двадцать лет прожил в пещере в Дервенте (Румыния), обошел территорию нынешней Румынии, Молдавии и Болгарии. Но самое поразительное заключалось в том, что, согласно этому раннему румынскому преданию, годы пребывания там один в один покрывали двадцатилетний период, зиявший пустотой в стройном ряду всех ранее собранных свидетельств.
Отдельные частицы «пазла» – местные предания болгар, румын, жителей Эфиопии и Арамеи, сирийцев, коптов и даже греческие и латинские церковные предания, складываются в единую картину жития св. Андрея. Но чтобы увидеть эту картину, нужно шаг за шагом отслеживать хронологию и события, содержащиеся в преданиях. И наконец у меня осталась всего одна незаполненная страница жития св. ап. Андрея. В Арброутской декларации – шотландском документе XIV века, провозглашающем независимость Шотландии от Англии – говорится, что шотландцев научил христианской вере сам апостол Андрей. Историки не допускают такой вероятности, но, должен подчеркнуть, теоретически такая возможность вполне реальна.
– Кто и когда подписал эту декларацию?
– Представители шотландской знати. В 1320 году. Это интересный факт, ведь больше в Шотландии нет ни одного древнего текста, в котором об Андрее говорилось бы нечто подобное. Есть только легенды о его пребывании на этой земле. Общепризнанное же предание гласит, что в четвертом веке св. Регул – возможно он был монахом из Патр – привез в Шотландию, в собор святого Андрея, частицу мощей апостола. Святой Андрей является небесным покровителем Шотландии. И тот факт, что его мощи были здесь, не подвергается сомнению. Они исчезли из собора уже во времена кальвинистской реформации. Есть еще одно предание, согласно которому в восьмом веке мощи были привезены неким аббатом, но если верить представителям шотландской знати, апостол и сам бывал здесь при жизни. В самом конце книги я хотел просто проанализировать, насколько это вообще было возможным.
Долгое время мне казалось, что маршрутов путешествий, связывающих эту точку в Шотландии с местами, где Андрей точно бывал, просто нет. Но однажды я узнал о существовании народа, известного как «народ морских котиков». Эти охотники на морских котиков населяли побережье Балтийского моря в той области, которую не раз посещал апостол Андрей. Они вели морскую торговлю с разными странами, от Скандинавии до Гебридских, Оркнейских и Шетландских островов, а также с северной Шотландией, – сейчас это место, где долгие столетия хранились мощи, носит имя апостола Андрея.
К первому веку нашей эры римляне захватили южную Британию. Северные британские народы – шотландцы и пикты – ощущали на себе мощное давление Рима. Торговля в южном направлении оказалась для них закрыта, поэтому они обратили свой взор в другую сторону и начали осваивать древний путь через Норвегию, Данию и Швецию. Карту этого пути составили еще древние греки. Около 330 года до Р.Х. здесь прошел Пифий Марсельский. Вероятно, он побывал также в Исландии и Гренландии. Естественно, я не могу утверждать, что Андрей путешествовал вместе с «народом котиков». Но путь этот существовал. И если Андрей действительно побывал в Шотландии, произойти это должно было после похода в Балтийские земли и до его пребывания в Румынии.
Кроме такой зыбкой возможности, другого шанса посетить Шотландию, как мне казалось, у апостола быть не могло. И вдруг неожиданно обнаружилось нечто, доказывающее, что такая возможность, все-таки, абсолютно реальна. По сведениям древнегреческих авторов, существовал путь, по которому греческие торговцы ходили от побережья Балтийского моря по континенту. От берегов греческой Тавриды они поднимались по русским рекам – Днепру, Двине и другим – к той местности, где сейчас стоит Санкт-Петербург. А в русских преданиях говорится о посещении этих мест апостолом Андреем. После этого, стараясь избежать суровой русской зимы, греки не возвращались тем же путем, а плыли по Балтике, закупая по пути янтарь, а потом направлялись в Шотландию, к Корнуэллу, ища, где можно выгодно приобрести олово. Из Корнуэлла их путь лежал на юг Иберийского полуострова к Гибралтару и далее, мимо греческих – в ту пору – городов Марсель, Ницца, Антиб, Монако, в Рим, на Сицилию и в Грецию. Потому-то древние славянские источники и указывают, что из России апостол Андрей отправился в Рим. Не думаю, что он дошел до Рима, иначе об этом непременно рассказали бы латинские предания. По причинам, которые подробно обсуждаются в книге, он, как я полагаю, вернулся в германские земли, где римляне проложили новый путь, соединяющий Балтику с рекой Дунаем. А по Дунаю он уже мог приплыть в Румынию.
– Может быть, какие-то из тех племен, что он посетил в Восточной Европе, мигрировали в Шотландию или торговали с ней, и отсюда возникло это предание?
– Да, существует теория, согласно которой шотландские аристократы были потомками скифов, но мне эта теория представляются сомнительными. В Арброутской декларации говорится о том, что Андрей посещал Шотландию. Именно так.
– Что об этом думают современные шотландские христиане?
– Они считают, что основанием для Арброутского предания послужил факт перенесения в четвертом веке святым Регулом (или в восьмом веке неизвестным аббатом?) из Патр частицы мощей апостола, но меня все же не покидает мысль, что истоки этого предания значительно древнее. Арброутская декларация – важный документ, составленный во времена, когда к устным преданиям относились очень бережно и осторожно. Вряд ли ее составители могли так быстро перепутать сведения о личном присутствии апостола и факт пребывания там его мощей. К сожалению, нет сопутствующих свидетельств в подтверждение факта, сообщаемого в Арброутской декларации, поэтому говорить приходится не о вероятности этого факта, а лишь о некой возможности.
– Как бы мог Андрей так легко и свободно путешествовать по землям, населенным столь разными по традициям, образу жизни и мышления народами?
– Он был смиренный, простой человек, а для простого человека нет почти ничего невозможного. Будь он высокомерным ученым мужем, европейцем до мозга костей, он бы ни в коем случае не доверился этим людям, а нашел бы свой собственный способ путешествовать, подобно Пифию, построившему корабль и проплывшему от Марселя до Гренландии. Питая к ним уважение, Пифий все же до конца не доверял местным жителям, поскольку сам он был греком, а они – варварами.
Книгу свою я как бы собрал из лоскутков. В ней говорится о скифах, древних шотландцах, Африке римских времен. Она и о самом святом Андрее, и о мире, представавшем во время путешествий перед его взором: славяне, фарисеи, эпикурейцы, стоики, жители северной Африки, кочевые финские племена, династия хань в Китае, монголы, турки… Мой редактор попросила: пиши не просто житие святого Андрея; расскажи и о тех местах, которые он посетил, и о народах, которые он там видел. Начав описывать эти места, я понял, что рассказать придется обо всей той эпохе, показать читателю, как, например, Сибирь и Карелия были связаны с Центральной Азией, Африкой и Шотландией, чтобы читатель мог яснее представить себе, каким был мир в те времена.
Первое миссионерское путешествие св. ап. Андрея
Из Иудеи в Константинополь, Понт и на Кавказ
— Не могли бы вы показать нам путь, которым прошел святой Андрей?
— Согласно местным преданиям, сначала он проповедовал в Иудее самарянам, а также в Газе. Покинув Газу, Андрей отправился в палестинский город Лида, где впоследствии примет мученический венец святой Георгий, потом в Антиохию, а оттуда в Едессу — нынешний город Урфа в Турции, — бывшую одним из центров христианской жизни апостольских времен. Царь Едессы Авгарь стал христианином, здесь появился нерукотворный образ Спасителя. Судя по данным исторических источников, здесь, возможно, возникло одно из первых на земле христианских царств — может быть, уже в 34 или 35 году от Р.Х. Некоторые предания говорят о том, что после Едессы, в 36 году, Андрей пошел в греческий город Византий — будущий Константинополь, — где поставил первого епископа — святого Стахия — из числа семидесяти учеников Господа. Потом Андрей проповедовал в Вифинии, Каппадокии и Галатии, а также на территории греческого Понта, то есть в нынешней северной Турции. Затем, как сообщают предания, он отправился в Грузию, Армению и далее на Кавказ. На этом его первый поход закончился, и он возвратился в Иерусалим.
Второе миссионерское путешествие
Из Иерусалима в Центральную Азию.
— Второе путешествие было совершенно иным. Из Иерусалима он шел тем же путем, но, миновав Антиохию, сел на корабль, плывший в Ефес, чтобы встретиться со святым Иоанном. По пути он несколько дней провел на Кипре. То место, где он ждал, пока корабль продолжит плавание, теперь называется мысом Святого Андрея. Неизвестно, общался ли он там с местными жителями. Согласно бытующему у киприотов преданию, команда и пассажиры надеялись пополнить здесь запасы питьевой воды, но место это было засушливым и пустынным, воды тут не оказалось. Тогда Андрей сошел на берег, стал молиться и молился до тех пор, пока из скалы не забил источник. После Ефеса он возвратился в Антиохию, потом отправился в Никею, пробыл там какое-то время, а затем снова посетил Понт и Грузию. Далее, как свидетельствуют предания, путь его лежал через Курдистан в Парфию (Персию) и в пустыню Гедрозия (нынешний Балохистан) недалеко от побережья и нынешней пакистано-иранской границы. Тогда там жили киноцефалы.
— Кто такие эти киноцефалы?
— Это очень интересная тема, поскольку о киноцефалах говорится во многих ранних текстах. В буквальном переводе слово это означает «люди с собачьими головами». О них упоминает и составитель жития святого Макария Великого. По его сведениям, племя это жило в пустыне далеко за пределами Сирии. Византийский историк Цецис называл их жителями Индии, частью которой был тогда нынешний Пакистан. В греческом житии святого Христофора, — некоторые исследователи считают, что он родом именно из этих мест, — сказано, что святой оказался на территории Римской империи, пройдя всю персидскую пустыню. А Марко Поло говорит, что киноцефалы населяли побережье Индийского океана. Возможно, это те самые первобытные племена, что встретились Александру Македонскому на пути к побережью, возле Гедрозийской пустыни. Нам киноцефалы известны в основном из работ знаменитого географа, фармаколога и историка V-го века до Р.Х. Ктезия из Книдоса. К его работам серьезно относились отцы Византийской Церкви, например патриарх Фотий. В книге Ктезия «Индика», которой пользовался патриарх Фотий, есть текст, посвященный индийскому племени киноцефалов. Фольклорные предания — эфиопские, славянские, персидские, арабские, армянские, греческие и другие — повествуют о драматической встрече Александра Македонского с киноцефалами.
— Так вот почему мне часто доводилось видеть древние иконы греческого письма, на которых святого Христофор изображен с собачьей головой. Поначалу это меня шокировало, казалось богохульством. Я недоумевала, о чем думали греки, создавая такие иконы. Причину появления подобного изображения никто не мог мне объяснить. В житии святого Христофора лишь сказано, что на вид он был столь свиреп, что император Декий, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Как вы думаете, есть здесь какая-то связь?
Дучио ди Бунинсенья. «Призвание Петра и Андрея». Фрагмент картины.
— Безусловно есть. В источниках, которыми я пользовался, говорится, что святой Христофор, покинув родные места, пересек персидскую пустыню. У меня на этот счет своя теория, хотя в древних текстах такого объяснения нет, поскольку в них предполагается, что читатель уже знаком с названиями и реалиями данной местности. Согласно некоторым источникам, святой Андрей бывал на северо-востоке Пакистана, где, как известно, жили племена, у которых принято было рассекать себе щеки от рта до ушей, так, чтобы видны были все зубы. Марко Поло, увидев этих людей, назвал их киноцефалами. Он говорил, что они похожи на собак породы мастифф, то есть животных с плоской мордой, более похожей на человеческое лицо, чем вытянутая собачья морда. Так вот, они рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши и придавали черепам своих младенцев особую форму, чтобы, став взрослыми, они имели свирепый вид. Все это делалось в целях устрашения врагов, защиты от неприятельских набегов и вторжений, от которых сильно страдали жители тех мест. В Африке южнее Сахары, по берегам Амазонки и в Новой Гвинее и поныне можно встретить племена, представители которых на вид просто ужасны. У них есть обычай разными способами придавать своим лицам устрашающее выражение. Они также меняют форму черепа, зубов, щек…
Как явствует из вышеупомянутых сирийских текстов, после посещения апостола Андрея, эти племена приобрели нормальный человеческий вид. Думаю, это означает, что после крещения они просто перестали уродовать свою внешность. Второзаконие запрещает это делать, и Андрей, будучи наследником библейской традиции, непременно разъяснил это киноцефалам.
В сирийских текстах также говорится, что, впервые увидев их, апостол Андрей пришел в ужас. Он в панике бросился обратно к кораблю, но, добежав, почувствовал благоухание ладана и понял, что Сам Господь направил его корабль к эти берегам. Сначала он даже обратился к Богу с такими словами: «Зачем Ты привел меня сюда?» Но оказалось, что местные жители добры и гостеприимны — обычный первобытный народ.
И в наше время те, кто общался с «варварскими племенами», имеющими странные, с точки зрения европейской культуры, обычаи, отзываются о них так же. Если они видят, что вы к ним хорошо относитесь, то отвечают взаимностью. Аборигены Новой Гвинеи, Амазонии и африканских джунглей часто проявляют истинную любовь и нежность к иноземцам, приезжающим жить с ними. Так было и с апостолами. Настоящие проблемы у апостолов возникали скорее не в «диком», а в «цивилизованном» мире.
Далее, как сообщают сирийские источники, Андрей отправился через территорию Пакистана и Афганистана по Шелковому пути в Согдиану (современные Самарканд и Бухара) находившуюся недалеко от границы с западной частью Китая — по-китайски Со-Йок, то есть древние провинции. Вопрос в том, как он добрался до Согдианы. Раньше считалось, что он никак не мог этого сделать. Но после того, как историкам стало известно о существовании Шелкового пути, выяснилось, что это было довольно просто. Все ранние исследователи его жития говорят, что Андрей бывал в Центральной Азии, но ничего конкретного о его пребывании там не рассказывают. Это означает, что, либо какие-то тексты до нас не дошли, либо с Андреем там ничего особенного не произошло. Обычно записывают только события, связанные с трудностями и явными чудесами, а повествование о спокойном, мирном путешествии мог и не сохраниться.
— Как далеко находилась Согдиана от того места в Китае, где недавно обнаружили христианские надписи и захоронения I-го века от Р.Х.?
— Нет, захоронения найдены в другой части Китая. Но, возможно, святой Фаддей (из числа семидесяти учеников Господа), был ученик-китаец, которого в сирийском предании называют святым Аггеем. По преданию, Аггей проповедовал в Парфии, Согдиане и Центральной Азии: Узбекистане, Афганистане, Пакистане, Иране и Индии. Он отыскал на юге Индии могилу апостола Фомы и, поклонившись благоухающим мощам Фомы, отошел ко Господу. В китайских источниках он, возможно, фигурирует под именем Ван-Хай. Важный факт: китайские авторы пишут о том, что он был производителем шелка, а шелк производили тогда только исключительно китайцы. Поэтому, возможно, святой Аггей был первым в Китае учеником апостола Христова. Что касается найденных недавно захоронений, они датируются 75 годом от Р.Х., то есть действительно относятся к апостольским временам.
Кроме того, на побережье Желтого моря, в районе Шанхая, сохранились предания о посещении Китая апостолом Фомой. Теоретически такая возможность не исключена, поскольку район, где сейчас находится Казахстан — он граничит с Монголией и Китаем, — был колыбелью гуннов, восточных скифов и саков. Индийский царь Гундофор, встречавшийся со святым Фомой, был королем саков, его империя простиралась от Сибири до Китая и Индии. Пути эти были людям хорошо известны. У предков современных болгар, следовавших за гуннами, даже была церковь, посвященная апостолу Андрею, хотя из-за иноземных вторжений им потом пришлось заново учиться христианской вере.
Нужно помнить, что существуют три отдельных предания о проповеди Андрея в Западном Китае, Центральной и Восточной Азии. Одно из этих преданий — из Казахстана, второе — из Сирии, а третье бытует у болгар русских степей, которые, мигрируя, прошли Грецию и, в конце концов, осели в Италии. Там они построили в своих деревнях множество храмов в честь апостола Андрея. Как утверждает Епифаний, константинопольский монах-историк IX-го века, Андрей бывал и севернее Китая, в земле скифов-массагетов и масаков (между Монголией, Казахстаном и Алтаем, откуда вышли современные болгары и турки), унгров и трохарийцев, а также в Халбинских горах (Сибирь).
Римляне, евреи и греки не использовали этот путь — от Согдианы в землю массагетов. Им пользовались кочевые племена для сбора дани с китайцев за защиту их на Шелковом пути. Согласно местным преданиям, Андрей приходил сюда и, кажется, кочевники его приняли, хотя и считались самыми дикими из всех существовавших тогда народов. Не думаю, что с ним обошлись плохо, иначе остались бы письменные свидетельства о пережитых им здесь испытаниях. Это была восточная Скифия, а китайцы очень боялись восточных скифов.
— Недавно мне рассказала одна жительница Урала, что, согласно широко распространенному в Сибири преданию, апостол Андрей дошел до того места на Урале, где сейчас стоит село Казанское, и пророчески предсказал, что когда-то в этих землях будет широко распространено христианство. В селе Казанском есть храм, посвященный ему.
— Да. Существуют предания о проповеди апостола Андрея на Алтае. Андрей возвратился с Алтая и, судя по сведениям, содержащимся в местных преданиях, шел уже другим путем — до Каспийского моря через степи, где, как повествуют многочисленные ранние устные и письменные свидетельства, проповедовал аланам. Оттуда он направился в Курдистан, где едва избежал мученической кончины. Потом он вернулся в Иерусалим.
Третье миссионерское путешествие
Коптские эфиопские предания
— Если верить преданиям, в свое третье миссионерское путешествие Андрей отправился после первого апостольского собора в 49 году от Р.Х. Это единственно возможный временной промежуток, когда он мог пойти в Африку. Источником рассказов о его путешествии по Африке служат коптские эфиопские предания, а также греческие апокрифы, дошедшие до нас благодаря стараниям святого Григория Турского, изложившего эти сведения в переработанном виде на латинском языке. Если Андрей действительно ходил в Африку, для этого были какие-то особые причины, поскольку изначально Африка не входила в список земель, доставшихся ему для проповеди. Ему достались Вифиния, Греция и восточная Скифия.
— Говоря «достались», вы имеете в виду предание о том, что апостолы бросали жребий, решая, кому куда идти?
Апостолы Петр и Андрей.
— Да, но, думаю, решал тут не только жребий. Скорее всего, у них был еще и определенный план, вряд ли они просто так отправились бы в дикие места. Коптские предания свидетельствуют о том, что он ходил в земли берберов («варваров»), но какие это земли, мы в точности не знаем, так как берберы населяли и оазис Сива в Египте, и Морокко, и Мавританию, и Мали, и Нигер. Они были предками современных кабилов (туарегов), живущих в Алжире. Может быть, он просто посетил какое-то место на территории современного Египта. Из тех же источников мы узнаём, что после этого он отправился в страну антропофагов — совершенно конкретную область в районе Великих озер на границе между Танзанией, Угандой, Руандой и Конго. Известно, что там был вулкан, поэтому, как я считаю, речь идет об озере Киога. Но, повторяю, это мое личное мнение. Далее источники сообщают, что он направился к пропасти недалеко от Зимбабве. По сведениям, полученным в прошлом веке, в те далекие времена арабы—гимьяриты ходили из Йемена в Мозамбик и Зимбабве, древний Офир, где, предположительно, Хирам брал золото для царя Соломона, и путь этот мог быть известен евреям, финикийцам и арабам, но не грекам и не римлянам.
— А кто такие антропофаги?
— Согласно коптскому апокрифу «Деяния святого Андрея и святого Матфия (Матфея)», — этому необычайно красочному, фантастическому рассказу, — во время своего третьего миссионерского путешествия Андрей получил указание — либо свыше, либо от других апостолов — пойти и помочь апостолу Матфею, которого захватили антропофаги, то есть людоеды, каннибалы.
— То есть этот апокриф повествует о том, что апостол Матфей попал в плен к людоедам, и ему на помощь был послан Андрей?!
— Да, хотя в некоторых вариантах апокрифа речь идет о святом Матфие, все же в большинстве источников говорится именно об апостоле Матфее, поскольку Матфий отправился в Грузию, а апостол Матфей — в Александрию и Эфиопию. Коптские источники совершенно однозначно свидетельствуют об этом. Некоторые исследователи высказывают предположение, что «страна людоедов», упоминаемая во многих древних текстах, в действительности находилась в Понте, в районе Синопа — на севере современной Турции. Но этого ни в коем случае не могло быть. Ведь Понт и Синоп — это древняя Греция. Единственное, на чем может основываться подобное предположение — это рассказ Павсания, ученого—географа II-го века от Р.Х., видевшего, как в некоторых маленьких провинциальных греческих гостиницах того времени продавали в качестве лечебного средства засушенные или как-то иначе сохраненные части человеческих органов. Но даже тогда и даже в самых удаленных от культурных центров местах такое считалось бы в Греции антиобщественным поведением.
— Понятно. Но насколько мы можем доверять этим апокрифам?
— Как я уже сказал, мы не имеем возможности вернуться в прошлое и точно определить, действительно ли происходило то, о чем говорится в том или ином апокрифе, или рассказы эти — правдивые в основе — искажены последующей обработкой, или даже они целиком выдуманы. Мнения Святых отцов на этот счет расходятся. Я думаю, Андрей все-таки мог побывать в Африке. И в своей книге я стараюсь подтвердить это фактами. Но первоочередная задача для меня, как вы помните, заключалась в том, чтобы рассмотреть все предания, не пытаясь судить о достоверности источника, и проследить, мог ли он чисто физически отправиться в то или иное конкретное место, и, если да, насколько это соотносится со временем и географией других его путешествий.
— Действительно ли Андрей мог добраться до Африки?
— Предания повествуют о том, что Андрей, покинув Эфиопию, отправился в страну каннибалов, и в принципе такая возможность вполне реальна, ведь по данным Птолемея страна антропофагов расположена за мысом Прасум. Он выступает в море на участке между Зимбабве и Танзанией. Африканские историки полагают, что это мыс Дельгадо в современном Мозамбике. В этом древнем месте встречались индонезийские, кушитские, арабские, греческие и другие торговцы. Путь туда был хорошо известен, им многие пользовались. На карте, составленной Птолемеем, обозначена и страна антропофагов. По сведениям из нескольких источников место это населяло племя банту. Древние греки думали, что страна антропофагов находится южнее Сахары, между нынешней Руандой и Угандой. В коптских текстах говорится о Прасуме, Рапте и «земле, где живут антропофаги». Описание местности и общества антропофагов отражает жизнь племени банту в Тороро (Уганда), возле горы Элгон и озера Виктория, в 300 милях к югу от Эфиопии. В тексте четко указано это место: «Между Лунными горами и страной Барбарией». А по данным коптского текста, Андрей из Барбарии отправился в землю антропофагов, — там даже указаны древние координаты долготы и широты. В древних греческих и коптских источниках земля антропофагов названа Мирмадона, а на современном языке Банту — «Эмере мунтуна» — «место, где люди являются пищей».
В конце повествования Андрей освобождает святого Матфея и сражается с Амайелем — богом-демоном этого племени. Андрей всегда боролся с диаволом и бесами во время своих миссионерских походах, но демон страны антропофагов был особенно силен, и апостол не мог справиться с ним в одиночку и просил Бога послать ему на помощь архангела Михаила. Архангел явился и совместными усилиями они повергли Амайеля. Это было настолько грандиозное событие, что народ прекратил служить бесам и обратился в христианство. По данным коптских «Деяний Андрея и Матфия», первым епископом из числа местных жителей — бывших антропофагов — был святой Платон. Интересно, что в наше время в тех местах люди называют злых духов словом «амайебе». Еще я как журналист знаю, что в Конго (Заире) в составе партизанских сил есть очень странная секта, членов которой учат, что «для обретения силы мы должны есть людей». И они так и делают — едят человеческую плоть. Название этой секты — «Амайей-Амайей», очевидно, происходит от имени того поверженного демона.
— Нет ли в Африке южнее Сахары каких-либо преданий, связанных с ранним христианством?
— Нигде, кроме Эфиопии, нет рассказов о посещении Андреем черного континента и в целом о раннем христианстве. До недавнего времени в Африке южнее Сахары никаких письменных свидетельств вообще не было. Поначалу я даже сомневался, стоит ли писать об этой небольшой секте, вернувшейся к каннибализму. Я рассуждал так: для народа банту это прозвучит как оскорбление. А потом понял, что не надо этого опасаться. Важно понять, что сам диавол восстает против народа банту. На нем почиет особая благодать Божия и, совершенно естественно, лукавый пытается увести его от Бога, исказить жажду души соединиться с Господом посредством вкушения Тела и Крови Христовой. Ведь сейчас миллионы африканцев обращаются в христианство.
В православных храмах банту вы найдете реальную, живую веру, позволяющую Господу творить чудеса. У православных африканцев чудесами проникнута вся их повседневная жизнь. Чудеса для них — дело обычное, но и сами они c великой верой в благую волю Бога легко смиряются с тем, что для нас крайне тяжело, например, со смертью или болезнью… Чудеса для них в порядке вещей, но они не ищут и не ждут чудес. Так, кстати, смотрят на чудеса и протестанты, принимая и свершившееся, и несвершившееся чудо как проявление воли Божией.
Если Андрей действительно бывал там, возвратиться он мог через Эфиопию, потом пройти дорогой на Мерой, вверх по Нилу и до Иерусалима. Грекам и арабам этот путь был хорошо известен.
— Есть ли свидетельства проповеди Андрея в Эфиопии?
— Да, в коптских рукописях содержатся местные предания об этом. Также есть сведения в ранних преданиях Церкви, которые трудны для понимания в наше время. Столетиями они считались просто легендами, но, знакомясь с указанными в них географическими данными, видишь, что описание эфиопских и меройских царств того времени удивительно точно отражает действительность.
Четвертое миссионерское путешествие
На север
— После Успения Матери Божией Андрей покинул Иерусалим и отправился в свое последнее путешествие. В Предании говорится, что он снова посетил Понт, потом пошел в Грузию и к Азовскому морю, а оттуда в Крым и потом вверх по Днепру к нынешнему Киеву и в земли причерноморских скифов. В Крыму он жил в организованной им христианской общине севастопольских и херсонских греков. Из Приднепровья, от того места, где сейчас стоит Киев, он должен был пойти по реке на север, туда, где ныне находятся Москва, Новгород и далее к Ладожскому озеру — к Валааму. Ранних письменных свидетельств тому нет, но это весьма вероятно, поскольку торговые суда шли из Крыма на север Руси и в Карелию — к Ладожскому озеру. Это был относительно легкий путь. О процветании торговли с южными землями говорит обилие римских и византийских монет, которые до сих пор находят на Валааме и в Карелии.
Существует местное предание о походе Андрея на Соловки, и там были обнаружены очень древние монеты с изображением апостола, но нельзя утверждать, что он и правда побывал там лишь на том основании, что на Соловецких островах найдены такие монеты. Однако нельзя и полностью исключать такую возможность. Что касается способа путешествия, то Андрей мог перебраться с Валаама на Соловки с оленеводами, которые зимой переходили с Соловков на Ладогу, а ближе к лету возвращались обратно.
Несмотря на то, что совсем ранних текстов у нас нет, рассказы с Ладоги и Валаама — не легенды, а предания. В подтверждение его имеется русский текст XI-го века и Валаамские предания. С Валаама его путь, вероятнее всего, лежал к Балтийскому морю. А потом, возможно, в Шотландию и обратно к Балтике, хотя точно мы этого не знаем. Далее — через территорию нынешних Польши и Словении — в Румынию, где он обосновался на целых двадцать лет. И наконец, Андрей возвратился в Грецию, где и окончил свои дни.
Обратный путь в четвертом миссионерском путешествии мы можем проследить благодаря тому, что об Андрее говорят предания — в Польше и Белоруссии — относящиеся к тому времени. О его посещении рассказывают даже в Германии, но это уже представляется совершенно сомнительными сведениями.
— Почему Андрей так надолго остался в Румынии?
— Сначала я сам этого не понимал. Но теперь мне кажется, это было потому, что древние румыны оказались особенно близки ему благодаря своим монотеистическим взглядам. Иосиф Флавий утверждает, что их духовенство было похоже на ессеев: девственники, строгие вегетарианцы, они не ели даже овощи — лишь семена и орехи, подобно христианским аскетам-пустынникам. Общество у них было свободным, рабов там не держали, женщины пользовались равными с мужчинами правами, не то, что в греко-римском мире. В те времена общество, не использовавшее рабский труд, было уникальным. По данным археологических исследований и из румынских преданий явствует, что народ этот принял христианство в I-м веке от самого апостола Андрея. Вполне естественно, что он чувствовал себя как дома среди их духовенства, а они приняли его с открытым сердцем и обратились ко Христу.
Эфиопские предания говорят об Андрее как об очень строгом вегетарианце. Это вполне вероятно, так как среди двенадцати ближайших учеников Господа почти все имели жен, и только Андрей и Иоанн Богослов были девственниками.
Я думаю, что Андрей прожил в Румынии двадцать лет потому, что любил эту землю больше всего на свете, кроме Христа и жизни с Ним. Я считаю, что Господь дал ему эту землю в утешение, ведь Андрей неустанно трудился, неся Благую Весть жителям самых разных стран, пережил столько трудностей. Сколько раз его самого и его проповедь не принимали, и он вынужден был в отчаянии уходить, особенно в славянских землях, где тогда еще приносили человеческие жертвы.
Можете себе представить, как Андрей устал от всего этого, и как, придя в страну, где не было рабства, где евреев и греков встречали одинаково почтительно и одинаково относились к мужчинам и женщинам, где духовенство придерживалось строгого вегетарианства и вело отшельнический образ жизни, апостол оказался как нельзя более на своем месте. Там он мог спокойно учить людей вере. Ведь народ там думал, что религия, которую он принес, не только лучше их собственной, но и является ее естественным продолжением. Двадцать лет — долгий срок, и можно понять, почему в Румынии помнят его больше, чем кого бы то ни было. Предание гласит, что из Румынии он отправился в Крым — в Херсон, а оттуда в Синоп, Македонию, немного проповедовал в Эпире (северная Греция, южная Албания). Однако, несмотря на письменные свидетельства о проповеди в Эпире, местными преданиями это не подтверждено. Сведения об остальных описанных мной здесь путешествиях подтверждены и текстами, и устными преданиями.
Мученическая кончина святого апостола Андрея
Св. Апостол Андрей Первозванный. Начало XVI века. Британская Библиотека.
— Из Эпира он пошел в Фессалию, Ламию, а оттуда в Лутракион и Коринф. В Лутракионе паломникам показывают его пещеру, в которой он жил. После Коринфа он год или два проповедовал на Пелопоннесе, где и закончил свою земную жизнь в глубокой старости.
Проводя все эти исследования, я пришел к выводу, что его мученическая кончина никак не могла произойти во времена Нерона. На этот счет есть два разных греческих предания. Согласно первому, Андрей был распят при Нероне, согласно второму — при императоре Домициане или уже в правление Траяна в начале второго века. Истинным мне представляется последнее утверждение. Оно, кстати, совпадает и с румынским преданием и согласуется с другими источниками, повествующими о жизни Андрея.
В переработанной святым Георгием Турским версии «Деяний Андрея» говорится, что незадолго до кончины апостола ему приснился сон: его брат апостол Петр и евангелист Иоанн в раю. Значит, возможно, Петр и Иоанн к тому времени уже отошли ко Господу. Об этом говорит и святой Епифаний и Псевдо-Авдия, епископ Вавилонский (или историк, писавший под его именем?). По Писанию Андрей моложе своего брата Петра, так как Петр всегда упоминается первым. В любом цивилизованном обществе в текстах сначала упоминается старший, потом младший. Но встает вопрос: если Андрей моложе, то почему на иконах он всегда намного старше Петра, фактически, старик? Даже у Леонардо да Винчи в «Тайной вечере» Андрей стар. А ведь Леонардо брал за образец более ранние иконы. В монастыре святой мученицы Екатерины на горе Синай, где хранятся самые древние из дошедших до нас икон, Андрей тоже изображен в пожилом возрасте. Обычно мы изображаем человека таким, каким в последний раз видели его. Значит, все запомнили Андрея стариком. И только Иоанн Богослов на иконах предстает перед нами молодым, потому что Господь благословил его, сказав: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду». Остальные же апостолы и даже Сам Господь изображаются в том возрасте, в котором их застала смерть.
Святой Андрей, человек и апостол
— Расскажите, пожалуйста, о самом Андрее. Что вам удалось узнать о нем?
— Сравнивая курдские, валаамские, эфиопские и персидские предания, видишь одного и того же человека. Это очень важно. Прорисовываются совершенно определенные черты характера. Читая самые разные предания, я могу точно сказать: да, это он, один и тот же Андрей. Я ознакомился с невероятным количеством текстов со всего света и научился чувствовать его. Я теперь даже знаю, с чьих слов записано то или иное свидетельство — людей, знавших его лично или нет. Он был нестандартный человек, странный…
— Странный или уникальный, не похожий на других?
— Да, уникальный, можно и так сказать… Но и странный тоже. У него была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы. Кроме того, он обладал замечательным чувством юмора. Например из некоторых источников до нас дошел рассказ о том, как, впервые увидев в Новгороде славянские бани, он писал друзьям: «Славяне такие странные — терзают себя березовыми вениками». Ему это кажется забавным, он смеется. Невозможно представить его строгим учителем. Легкий человек, очень смиренный, которому была открыта и смешная сторона жизни. Его как жителя Средиземноморья удивляли чужие необычные традиции.
Еще, конечно, он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и русскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.
Можно себе представить, сколько он всего знал и сколь велик был его запас практической мудрости. Не только божественной, но и мирской, человеческой. Будучи смиренным, он находил общий язык со всеми, кто встречался ему на пути. Не завоеватель, не исследователь — он просто жил вместе с ними, был одним из них. Рыбачил, ел, ухаживал за огородом, путешествовал с ними теми способами, какие были им доступны: пешком, на лодке, верхом на лошадях, верблюдах, слонах, в оленьей упряжке. Представьте только, что ему, должно быть, довелось повидать.
Важно то, что он переживал все то же, что и они. Без смирения мы не можем разделить чей-то опыт, можем лишь рассказать, сообщить о нем со стороны. Апостол Андрей, чувствуя себя равным им, приобретал тот же опыт, что они, а они делили с ним его жизнь и опыт.
Киев. Памятник св. княгине Ольге, св. Апостолу Андрею, свв. Кириллу и Мефодию.
Из-за своей скромности Андрей не вышел вперед вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, несмотря на то, что он «Первозванный». Никогда и нигде не старался быть первым, разве только когда ему нужно было попросить Господа за других. В Евангелии тому есть три примера. В первый раз, когда некие эллины пришли на праздник и спросили у апостола Филиппа, нельзя ли им видеть Иисуса, Филипп, не зная, что с ними делать, обратился к Андрею. И тот вместе с ним пошел к Господу. Он не боялся встречи лицом к лицу с Богом и знал, что Христос — Бог, он первым понял это и последовал за Ним. Был он и первым миссионером — рассказал о Христе своему брату Петру. Во второй раз мы видим, как он обращается к Иисусу перед тем, как свершилось чудо насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбками. Андрей спросил тогда, что делать, чем накормить народ. Обычно он держался в тени, и только если у других людей, у ближних была какая-либо нужда, он просил Господа о помощи. В третий раз, в Евангелии от Марка, он вместе с Петром, Иаковом и Иоанном обращается к Иисусу с вопросом о признаках конца времен.
В преданиях II—III-го веков Андрей предстает столь смиренным, что считает, будто любой встретившийся ему человек — это Сам Христос. У апостолов не было высокомерия, столь характерно для греков и римлян. Даже высокомерие евреев было им не свойственно. Они разговаривали и с греческими философами, и с варварами. Известно, что Андрей не имел ничего против греческой философии. Напротив, он любил беседовать с философами, среди его учеников даже был греческий математик и философ Стратокл, первый епископ Патр. Вероятно, Стратокл в прошлом был пифагорейцем, поскольку именно пифагорейцы соединили математику и философию с особого рода мистицизмом.
Я думаю, что ключ к пониманию устройства души Андрея — это, во-первых, его скромность, а, во-вторых, способность видеть в каждом человеке образ Христов.
— Скажите, а где его проповедь не приняли?
— Коптские предания сообщают, что кроме страны антропофагов, он подвергался гонениям в Курдистане, арабы в своих легендах даже говорят, что он погиб здесь. Если в основе этих легенд лежат реальные события, полагаю, преследователи оставили его, сочтя мертвым. Видимо, его спасло недюжинное физическое здоровье, он поправился и тайно покинул страну. Может быть, он это сделал, чтобы оградить от неприятностей оставшихся там учеников.
Потом он подвергался преследованиям в понтийском Синопе, Салониках, в местечке Халандрица недалеко от Патр. В Салониках римские власти выпустили на арену, где находился Андрей, диких зверей. Меня как грека утешает то, что во время всех этих гонений местные греки защищали его: в Салониках поднялось восстание, и римлянам пришлось увести его с арены.
Преследование Андрея в греко-римском мире легко объяснимы. Христианство для язычников было не просто религией. Нам не понять, что чувствовали они, видя за общим столом мужчин, женщин, рабов, знатных людей, иудеев (даже фарисеев), варваров, ученых, бывших языческих жрецов, больных и калек, не говоря уж о браках между всеми этими столь разными людьми. Это было нарушение абсолютно всех общественных норм, ниспровержение устоев.
— В каком возрасте был умучен апостол Андрей?
— По римскому преданию, которому я больше доверяю, он был старше 85 лет, может, даже, около 95. Это произошло между 95 и 105 годами от Р.Х. Если согласовывать дату его кончины с тем сном, в котором он увидел апостола Иоанна в раю, получается 102—103 годы, то есть при императоре Траяне, а не Домициане, как чаще всего считают. В Румынии, например, до сих пор поют народные песни о встрече императора Траяна с Андреем.
Святой апостол Андрей уникален, не похож вообще ни на кого. Он позволил распять себя в глубокой старости. При этом он мог бы запросто избежать смерти, стоило ему только сказать Максимилле, жене римского проконсула, о необходимости вернуться к мужу. Но он не мог пойти против истины, и потому Эгеат — проконсул — вынес ему смерный приговор. После того, как его распяли, ко дворцу Эгеата стала стекаться огромная толпа христиан, и тому пришлось отменить казнь. Однако сам Андрей не позволил солдатам приблизиться, чтобы снять его с креста. Андрей был учеником Иоанна Крестителя и не шел в этой жизни на компромисс. Почувствуй он, что Эгеат и впрямь сожалеет о содеянном, непременно сошел бы с креста, а оказывать услугу человеку, который извлек бы из нее для себя политическую выгоду, апостол не желал. Нет, не жаждал он умереть на кресте, а просто проявил христианскую любовь к Эгеату, старался побудить его сделать дело любви. Такова была суть противостояния, характерного для тех времен. Так Андрей сражался против диавола. Не из любви к мученичеству, а из любви к своему Христу он пошел на смерть, и это самое главное.
— Что случилось с его мощами? Правда, что их потом перевезли в Константинополь?
Кафедральный собор св. Апостола Андрея Первозванного в Патрах.
— Да, в течение нескольких столетий они пребывали в Патрах, а потом, в 357 году их вместе с мощами апостола Луки перенес в Константинополь Артемий, византийский главнокомандующий. Случилось это тогда же, когда, согласно преданию, святой Регул доставил частицу мощей Андрея в Шотландию. После разграбления Константинополя крестоносцы привезли мощи Андрея в Амалфи (Италия). Но честная глава апостола оставалась в Патрах до XV-го века. В XV-м же веке последние перед вторжением турок правители Патр отдали ее папе римскому. В 1964 году католическая Церковь возвратила ее православным, и она хранилась в новом православном соборе в честь Святого Апостола Андрея в Патрах. Помимо главы, сохранилось еще несколько небольших частиц его мощей. Они находятся в Амалфи. В 1969 году папа римский подарил некоторые частицы католическому собору Святого Марка в Эдинбурге. К тому же, иноки монастыря Святого Апостола Андрея на острове Кефалиния недалеко от берегов Пелопоннеса хранят стопу апостола, а в скиту Святого Апостола Андрея есть маленькая частица его главы. Крест апостола Андрея во времена крестовых походов увез из Греции герцог Бургундский. В 1968 году крест вернулся в православный собор в Патрах.
— Известно, что римляне и греки на протяжении веков всегда были тесно связаны между собой. Нет ли в наши дни на юге Италии потомков греков-византийцев? Могли ли их предки лично встречаться с Андреем?
— Да, в южной Италии до сих пор живет немало греков. Может быть, Андрей бывал в Калабрии — на юге Италии. Там есть очень древнее селение, которое называется Сан-Андреа Апостоло д’ Ионио (Святой Андрей апостол Ионии). Там же довольно много храмов в честь Андрея.
Святой Григорий Турский дважды упоминает о том, что ученик Андрея, первый епископ Патр Стратокл был из Италии. Существует древнее предание о воскрешении Андреем людей, погибших при кораблекрушении. Люди эти плыли из Италии в Патры, чтобы увидеть его. Поэтому достаточно велика вероятность того, что если не сам Андрей, то хотя бы Стратокл имел связи с Калабрией.
— Вы ведь какое-то время сами жили в тех местах?
— Да, это часть моей личной истории. В южной Италии живет мой близкий друг Антонио Мауро. Он много лет был атеистом, леворадикалом, борцом за права человека. Некоторое время мы с ним прожили вместе в Бова Марине. Славные были деньки! Он — атеист, я — православный. Но мы часто ездили вместе и даже освещали события войны в Сербии, он — в качестве иностранного наблюдателя, а я как журналист. Несколько лет назад, когда мы вместе ехали в Афины, он вдруг предложил: а давай лучше отправимся в Салоники. В Салониках он сказал: как думаешь, Джорджио, может мне креститься? — поедем-ка на Афон. Сказано — сделано. На Афоне тогда произошло много всего странного и необычного. В монастыре Ватопед оказался насельник, отец Димитрий, занимавшийся катехизацией итальянцев на их родном языке. В Ватопеде много маленьких чудес случилось, и одно большое. После крещения Антонио пошел в свою комнатку, прилег отдохнуть. А тем временем я, как его крестный, отправился покупать ему подарок. Хотел подарить икону святого Антония Великого, но продавец сказал: святого Антония у нас сейчас нет, есть апостол Андрей. Ну я и купил иконку святого Андрея, а когда вернулся — смотрю, Антонио как-то странно выглядит. Я спрашиваю: что случилось? Он говорит: ничего. Я тогда преподнес ему икону, а он, увидев ее, вдруг заплакал. И вот что рассказал мне. Оказывается только что, прямо здесь перед собой вот на этой стене он видел человека, настоящего, живого, и тот сказал ему: Антонио, ты должен бороться. Антонио ему ответил: отче, я всю жизнь борюсь. Тогда человек этот говорит: будь сильным и борись. Дело в том, что Антонио не знал, что с ним будет после крещения, все ли будет в порядке. На душе у него было очень хорошо, но у него оставались сомнения. Увидев силуэт на стене, он подумал, что это игра воображения, но потом, взглянув на икону — в точности тот же образ, что он только что видел перед собой — он понял, что случилось нечто невероятное.
Прошло время. Я приобрел небольшой участок земли в местечке Бова Марина. И однажды, когда Антонио работал там, обрабатывал землю, ему снова явился апостол Андрей. В руке у него был огромный посох. Антонио не знал, что Андрей ходил с посохом. Видел он его всего одно мгновение, но был потрясен тем, что явившийся ему святой — именно тот, что предстал перед ним тогда, сразу после крещения.
Прошло еще немного времени, и в руки мне попала книга об истории Бова Марины. Мы пришли в изумление, прочтя, что несколько столетий тому назад католики унесли частицы мощей Андрея из православного храма в Бова Марине и бросили в поле. Они сделали так, потому что Андрей — покровитель Константинополя, а им хотелось порвать все связи с Константинополем и этой грекоязычной областью южной Италии, чтобы весь народ принял католичество. Никто не знает, куда они бросили мощи, это может быть в любом месте в окрестностях Бова Марины.
— В том числе и на вашем собственном участке земли.
— Может, и так. Одному Богу это известно.
— Чувствуете ли вы, что святой Андрей вам близок?
— Иногда я это очень остро чувствую. Бывает, у меня появляется настойчивая мысль, что нужно поискать информацию, какое-то конкретное свидетельство, и я знаю, что эта мысль просто так сама по себе мне в голову придти не могла бы. И почти всегда сведения, которые я ищу, — новые фрагменты жития апостола Андрея — находятся. Когда я собирал материал для книги, одна моя родственница рассказала, что ей приснился сон: знакомый инок из Нововалаамского монастыря в Финляндии вместе с настоятелем этого монастыря. Она удивилась, увидев, как выглядит настоятель, потому что в том сне он был совсем не похож на игумена Сергия. Приснившийся ей человек был крупный, высокий, с большим носом. Я никогда не рассказывал ей о внешности апостола Андрея, но оказалось, что приснившийся ей настоятель — точь-в-точь такой, каким описывают Андрея древние предания. Но самое главное, что во сне он был настоятелем финского Валаама, а увидела она его в древнем Севастополе и знала (как обычно знаешь что-то во сне!), что, кроме того, он является митрополитом Фракии. Она тогда и понятия не имела, что Андрей был просветителем Фракии, что он посещал древний Севастополь и, можно сказать, и правда был настоятелем финского Валаама, поскольку именно он принес туда христианство. Все это, конечно, могло быть простым совпадением, но, думается мне, сон этот все-таки заслуживает внимания. Услышав о нем, я позвонил в финский Нововалаамский монастырь, чтобы все рассказать приснившемуся моей родственнице иноку, но в монастыре ответили, что его нет, он недавно уехал на Афон, в скит святого апостола Андрея!
— Да, в этом и правда что-то есть. А как в древних источниках описывается внешность святого Андрея?
— Во всех преданиях и в книге Макса Боннета, составившего комментарии на книгу святого Григория Турского «Деяния Андрея» (M. Bonnet, Monumenta Germanica Historica, Greg. Turon. II, pgs. 821-847) он описывается так: человек очень высокого роста, немного сутулый, с кустистыми, сросшимися у переносицы бровями, большим носом, курчавыми волосами и черной с проседью бородой, разделяющейся на конце на две части. Моя родственница во сне видела его с голубыми глазами и короткой шеей, человеком, обладающим огромной физической силой. Понятно, что сила ему была просто необходима, ведь он путешествовал по всему свету, жил в самых суровых условиях — от минус сорока градусов на финском Валааме до плюс пятидесяти на Кавказе, в ближневосточных пустынях и в Центральной Азии. Можно себе представить, что это был за человек. На кресте он оставался, не умирая, больше трех дней, хотя был тогда уже очень стар.
— Изменилось ли ваше отношение или чувство к святому Андрею с тех пор, как вы начали писать книгу о его путешествиях, изменила ли эта книга Вас?
— Я все такой же грешник. Мне уже не стать другим. Я просто счастлив, что пишу эту книгу, но и беспокоюсь, даже стесняюсь, что именно я это делаю. Просто я хочу ее писать, и в то же время как бы бегу от этого, боюсь такой огромной ответственности. Понимаете, я обязан ее написать, а когда закончу, сразу отложу подальше, уж очень эта задача для меня велика.
Житие святого апостола Андрея потрясло меня. Смиренный, совершенно незначимый вроде бы человек, он был первым на этой Земле, кого Господь призвал. Что прозрел в нем Христос Своим Божественным взором? Верно душа у Андрея была особой, исключительной, раз Сам Господь пришел к нему. Среди жен Он избрал Марию, среди мужей — Андрея.
Георгий Александру
Перевела с английского Инна Белова специально для Православие.Ru
Журнал «Road to Emmaus», № 4, 2004.